Системно-деятельностный подход, метапредметность и прочие составляющие федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) легко умещаются в одной-единственной фразе: научить школьника учиться. Причём учиться где угодно, как угодно и когда угодно. То есть учиться всегда, всю жизнь, разными способами и получать от этого удовольствие.

Это в теории. А в реальности? Чтобы подготовить домашнее задание на завтра, школьнику нужен мотив. Хотя бы в виде «кнута» – строгого родительского взгляда. Чтобы стать отличником в четверти, нужна мотивация посерьезней. Допустим, самоутверждение среди одноклассников. Но учиться всю жизнь! Какая же побудительная «пружина» должна разжиматься со страшной силой, чтобы человек сидел над «домашними заданиями» абсолютно добровольно и в тридцать, и в шестьдесят, и в девяносто лет?! Речь, как вы понимаете, не идёт об академике, скульпторе, композиторе или пластическом хирурге. Я говорю о сборщике мебели, бульдозеристе, кассире в соседнем гастрономе и контролёре в трамвае номер шесть. Тоже наши бывшие ученики.

Как же найти самый долгоиграющий познавательный мотив из всех существующих?

И вот мне попалась на глаза книга Беспалько В.П. «Природосообразная педагогика». Сам манускрипт я не осилил, каюсь, так как быстро утонул в рассуждениях автора, но вступление меня задело:

«Педагогика учит, как учить человека, медицина - как лечить человека, биология - как кормить, физика - как ходить, ездить, летать и т. д. Человеком создано множество наук, заботящихся о его всё более комфортном приспособлении к жизни на Земле. Удивительно, однако, но до сих пор отсутствует главная наука о человеке, которая бы ответила на кардинальные вопросы смысла человеческой жизни, на вопросы, даже не затрагиваемые ни одной из многочисленных наук. Это: «Для чего человек на этой Земле? Каков смысл его жизни на ней? Каким в связи с этим он должен быть? Как его таким сделать?»

Итак, мы имеем вопросы, на которые ещё никто внятно не ответил (церковь не берём в расчёт). Пусть «главной науки о человеке» пока нет, но почему современная педагогика не принимает эти вызовы? Как минимум два из четырёх вопросов напрямую касаются нашей отрасли. Без определения смысла жизни человека невозможно достойно подготовить его к этой самой жизни. Учитывая, что любая бессмысленная деятельность претит нормальному индивиду (а жизнь – это деятельность), возможно, самый надёжный или, как я выразился выше, долгоиграющий познавательный мотив – поиск смысла собственного существования.

На сегодняшний день наиболее популярные «смыслы» выражены в следующих утверждениях:

1. Жизнь ради удовольствия. «Прожигатели жизни» резонно заявляют, что шанс у нас только один, и его надо использовать на все сто.

2. Жизнь ради любви. Приверженцы данной трактовки верят, что этот божественный дар оправдывает любые тяготы бытия.

3. Жизнь ради детей. Семейные ценности, забота о потомстве – вроде бы неопровержимый фактор «осмысленного» пути. Но у меня возникает вопрос: а что будут ценить потомки? Если то же самое, то это бег по кругу.

4. Жизнь ради своего отечества. Любовь к России вдохновляла на подвиги множество героев. Но те же чувства окрыляли и наших врагов – героев своей родины.

5. Жизнь ради познания. Ради открытия, ради мук творчества, ради попытки заглянуть за край вселенной. При этом «вселенной» может быть собственная душа.

Здесь список можно оборвать, потому как, вроде бы очевидно, «ради познания» - это и есть самый удачный из резонов свершать свой бренный путь с точки зрения педагогики, который и необходимо «активировать» у школьника. Но как это сделать, если половина подростков готова буквально умереть ради любви, а другая половина согласна сильно пострадать, если понадобится, ради немедленного удовольствия! «Вы ничего не понимаете в жизни!» – ухмыляется семиклассник, запивая пивом энергетик и обнимая рукой с зажатой сигаретой подругу-одноклассницу, в свою очередь, зажатую между ним и лестницей в школьный подвал.

А ведь мы действительно в ней ничего не понимаем.

Эта парочка получила от природы, по меткому выражению Николая Пирогова, «жалкую привилегию на идиотизм». Но все дети копируют взрослых. Сознательно или неосознанно. А значит, они принимают и наши ценности. Как бы мы их ни прятали, выдавая за действительность воздушные замки. Мы тоже обожаем удовольствия и вечно просим любви или хоть долю почитания. Ради блага своих родных готовы пойти на любые жертвы и даже преступления. А за матушку-Россию и голову положим, потому как патриоты. Жизнь ради познания остаётся уделом высоколобых. И это непреодолимое препятствие для по-настоящему эффективного школьного обучения. Можно создать сто ФГОС, расписать чудными красками икону «портрета выпускника», вырастить плеяду педагогов-новаторов, но перехитрить древние инстинкты, что аккумулируются в «смыслах жизни», нам не под силу. Для этого нужны столетия, тысячелетия жизни в другой стране, на другой планете.

Но это не значит, что мы должны отказаться от дальнейшего поиска «осмысленной жизни». От того, что душа примет и будет «трудиться и день и ночь, и день и ночь!». Этот поиск как эстафета поколений.

Говоря о том, что современная педагогика игнорирует эту тему, я, конечно, покривил душой. Учителя истории, литературы и других предметов меня тут же упрекнут. Взять хоть Печорина: «Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? Для какой цели я родился?» Но касаемся мы этой философии на уроках вскользь: во-первых, не до глупостей разных, тут ЕГЭ на носу, во-вторых, сами-то мы, учителя, определились с собственным «смыслом»? Да и тема мрачноватая, недетская, им бы жизни радоваться, солнце ещё высоко.

Но вспомните 20-летнюю Марину Цветаеву, что явила однажды миру свои переживания:

…И будет жизнь с ее насущным хлебом,
С забывчивостью дня.
И будет всё - как будто бы под небом
И не было меня!

Изменчивой, как дети, в каждой мине,

И так недолго злой,

Любившей час, когда дрова в камине

Становятся золой…


Об авторе

Евгений Вирячев, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2007, преподаватель-организатор ОБЖ, учитель физкультуры школы №7, Вологда