...Вчера, второго сентября 2015 года, после тяжелой болезни скончался выдающийся ученый, вице-президент Российской академии образования  Давид Иосифович Фельдштейн.

Когда Фельдштейн выступал на Общем собрании Российской академии образования, где  почти 14 лет был вице-президентом, я всегда просила у  него текст выступления, хотя в принципе обычно делала запись и могла бы сама подготовить материал к публикации. Но мне было важно  передать все очень точно, не исказив ни одного слова, потому что то, что говорил Давид Иосифович, было интересно для всех, кто занимался обучением и воспитанием детей.

Фельдштейн был из тех ученых, что пришли в науку из практики: учитель истории, директор школы и школы-интерната, начальник отдела детдомов и школ-интернатов Министерства образования Таджикской ССР, директор республиканской спецшколы для подростков-правонарушителей, а одновременно  заведующий сектором в НИИ педагогических наук, проблемной лабораторией экспериментальной психологии и программированного обучения Таджикского государственного университета. Понятно, что личный педагогический опыт помогал  ему успешно заниматься наукой: свои кандидатскую и докторскую диссертации Давид Иосифович писал, исходя из реальных проблем педагогики и психологии, и защитил, занимаясь практической педагогической и управленческой деятельностью,  только потом на более чем двадцать лет он стал заведующим лабораторией психологического развития и воспитания в подростковом и юношеском возрастах НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР.

В 1996 году его избрали членом-корреспондентом, а в 1999 году – академиком Российской академии образования, академиком-секретарем  Отделения психологии и возрастной физиологии. С 2001 года Фельдштейн был вице-президентом РАО.

Менялись президенты академии, но долгие годы  Давид Иосифович неизменно был вторым человеком в ее руководстве, а по сути, во многом идеологом в деятельности РАО. Его избирали, с ним советовались, его  уважали, а как иначе, ведь труды Фельдштейна, по признанию коллег и экспертов,  реально открыли новые направления в области психолого-педагогической науки и образовательной деятельности, получив широкое признание как в России, так и во многих странах мира. Он создал принципиально новую теорию поуровневого социального развития личности, раскрывающую закономерности и механизмы социализации - индивидуализации детей, выстроил на ее основе социально-нормативную периодизацию онтогенеза, установив критерии и единицы измерения социального взросления ребенка, подростка, юноши (девушки). 

Его научная деятельность была высоко оценена в стране: Фельдштейн - лауреат Премии Президента РФ и дважды лауреат Премии Правительства РФ в области образования. Сам Давид Фельдштейн много занимался научной деятельностью, но под его руководством росли и новые ученые, которые защитили более семидесяти кандидатских и 12 докторских диссертаций. Диссертации те не были ни плагиатными, ни легковесными, ведь научный руководитель работ долгие годы возглавлял комиссию в ВАКе,  хорошо знал, какие высокие требования нужно предъявлять, и предъявлял их к своим научным питомцам без всяких  скидок.

Давид Иосифович был очень мудрым человеком, отчасти политиком, по большому счету психологом, что ему помогало правильно строить отношения и с коллегами, и с руководителями РАО, и с Министерством образования и науки РФ, и с Правительством РФ, и с Госдумой РФ,  и с многочисленными общественными организациями. И с педагогическим, научным сообществами. Для всех он был своеобразным гуру, который всегда находил верный ответ на все возникающие вопросы, мог подсказать точный выход из любого сложного положения.

В последние годы Давид Фельдштейн  тяжело переживал реформу РАО, близко к сердцу принимая, по сути, разрушение той системы педагогической науки, которая складывалась годами и к созданию которой он имел прямое отношение. Вполне вероятно, что и эти переживания, и тяжелый недуг  стали причиной ухода ученого из жизни. И то и другое оказалось сильнее его желания жить и трудиться на благо образования.

Есть люди, которые, уходя из жизни физически, остаются с нами своими делами, трудами, тем интеллектуальным наследием, которое они оставляют и нынешним, и  новым поколениям. Давид Иосифович Фельдштейн из таких людей,  его имя вписано в историю отечественных педагогики и психологии, его работами будут всегда пользоваться те, кто обучает и воспитывает детей.
 
«Учительская газета» выражает соболезнование  близким, коллегам и друзьям Давида Иосифовича Фельдштейна.