Я всегда разделяла мнение тех, кто утверждает: «Любовь к книге идёт из семьи». Но лишь до тех пор, пока мне не пришлось признать, что мои собственные дети читать не любят. И книг у нас в доме предостаточно, и с самой колыбели читала им я ежедневно, и меня они видят с книгой чаще, чем перед компьютером. Но читать не любят. Оба читают по необходимости – в школе задали. Считают прочитанные страницы, выторговывают каждую минутку (не дай бог перечитают лишнего!). Читать-то читают, но удовольствия от этого не испытывают.

Про причины этого явления сказано уже немало. И клиповое мышление современных детей, и неумение образовывать ментальные картинки, и много всего, наверное, правильного, но никак не помогающего мне, обеспокоенной маме, и моим мучающимся над книгой детям.

Так бы и терзалась я сама, и терзала бы своих ни в чём не повинных мальчишек, не попади мне в руки книга Даниэля Пеннака «Как роман». Книга, написанная с любовью к детям, с любовью к родителям, с любовью к книге. (Кстати, а «Школьные страдания» этого же автора вы уже прочли? Если нет, не пожалейте на это времени. Искренне считаю, что эту книгу надо внести в список обязательных для изучения студентами педагогических вузов.) И снова затеплилась во мне надежда, что не всё потеряно, что радость чтения совсем рядом, только вернуть её надо. А для этого автор предлагает 10 правил, среди которых есть «право не читать», «право не дочитывать» и «право молчать о прочитанном». Права эти за своими детьми я признала и возобновила чтение вслух. Да, сажусь и читаю на ночь своим подросткам. И ведь не сопротивляются нисколько. Слушают, интерес проявляют, или просто молчат. Потому что право на это имеют. Не знаю, получала ли бы я удовольствие от чтения, если бы постоянно пересказывать приходилось или основную мысль формулировать. После хорошей книги, как и после хорошего спектакля или фильма, помолчать надо. Чтобы не расплескать, чтобы эмоционально вызрело то зерно, которое в душу попало.  Не всё в это мире должно быть высказано. Ценно именно то, что внутри остаётся, именно оно нас формирует.

Сколько книг я в своей жизни не дочитала, бросила: потому, что не доросла, потому, что скучными оказались, потому что стиль автора мне чужд? Огромное количество! Так надо и детям дать это право: не домучивать, а оставить. Возможно, именно тогда через какое-то время возникнет желание вернуться. А, возможно, и нет. Но это же не трагедия!

Мой сын, окончивший третий класс гимназии, принёс список литературы на лето. Среди всего прочего повесть А. Толстого «Князь серебряный», Н. Кун и его легенды и сказания Греции и Рима, исторические книги С. Григорьева, А. Ишимовой, народные русские сказки, сборники потешек, считалок, небылиц. В общем, правильные, проверенные годами книги. Двадцать пунктов, при виде которых десятилетний ребёнок просто оцепенел.    

Отложила список в сторону. Достала с полки книги Н. Носова, А. Алексина, В. Крапивина. Потому что ещё не потеряла надежду на то, что мой ребёнок получит удовольствие от чтения.

Об авторе

Юлия Владимировна Старых, учитель немецкого языка автономной некоммерческой образовательной организации школы "Радуга", Воронеж, учитель года Воронежской области-2011