...любишь и уважаешь человека, очень трудно говорить ему: «Прощай!»

При директоре московской школы № 825 Владимире Караковском учебный день начинался с общего круга и  песен. Когда дети  и педагоги чувствуют плечо друг друга, когда их голоса сливаются воедино, тогда, как считал Владимир Абрамович, и начинается таинство процесса воспитания, которое потом продолжается на уроках и вообще в школьной жизни.

В последние годы жизни Владимир Абрамович любил приезжать в школу и сидеть в кресле недалеко от входа. Здоровье не позволяло уже быть директором - в 2011 году он передал свое детище в надежные руки своего ученика, ставшего доктором наук и специалистом в области воспитания, но  сам не ушел из школы, был заместителем директора по науке, и  время, когда он снова видел детские лица, видимо, было для него существенной подпиткой, дающей жизненные силы.

Владимир Караковский был первым и единственным председателем Всероссийского совета по народному образованию – это доверие ему, лауреату премии ВЛКСМ (данной за большие заслуги в педагогической деятельности, значительные достижения по развитию инициативы, самодеятельности, творчества пионеров и школьников), коллеги-педагоги оказали на Всесоюзном съезде работников образования, состоявшемся в 1988 году. В то время Владимир Абрамович уже был известен стране как педагог-новатор, один из авторов педагогики сотрудничества. В следующем году он защитит докторскую диссертацию на тему «Воспитательная система школы как объект педагогического управления», еще через год станет членом-корреспондентом Российской академии образования, затем народным учителем СССР, лауреатом Премии Президента РФ в области образования.

Он был велик не только своими многочисленными трудами, своей практической работой, которую начал еще давным-давно в родном Челябинске, но и воспитанием педагогов – выпускники школы, обучавшиеся в педагогических классах, поступали в Московский педагогический  государственный университет и возвращались на работу в родную школу. Владимир Караковский за многие годы стал основателем педагогической династии в 825-й школе. Его молодые учителя не были его сыновьями и внуками в буквальном смысле этого слова, но они были его идейными наследниками, соратниками, продолжателями великого дела даже тогда, когда в стране вдруг решили, что школа не должна заниматься воспитательной работой. В 825-й ею занимались и обучали не только детей, но и учителей из Москвы, регионов России и даже из-за рубежа. Эта школа завоевала право учить других потому, что ее директор Караковский был  образцом честности, порядочности, смелости и самое главное - интеллигентности. Несколько лет назад Владимир Абрамович так сказал в интервью «Учительской газете-Москва»: «Какой бы жизнь ни была вокруг, давайте в нашем общем доме жить по законам порядочных людей. Давайте жить так, чтобы людям рядом с каждым из нас было хорошо!» Как было бы хорошо, чтобы этот завет педагоги (и не только педагоги) помнили и сверяли свою жизнь с этими словами, оставленными нам в наследство Великим педагогом.


Максимы Владимира Караковского
Цитаты из опубликованных в разные годы  в "Учительской газете" материалов


"Воспитывают слова, дела и отношения. Слова могут быть верными и неверными, дела могут быть удачными и неудачными. Но если отношения правильные, они компенсируют, поправят и неточное слово, и не получившееся дело. Отношения, по моему убеждению, более всего влияют на воспитание, на образ жизни коллектива."

"От события до события меня воспитывали и воспитывают мои ученики."

"Воспитание не может осуществляться стихийно, беспорядочно, нужна четкая и ясная воспитательная программа. Раньше она была единой для всей страны и всех школ. Теперь положение принципиально изменилось: сегодня каждая школа имеет право на свой путь развития и выбор типа учебного заведения. А их, этих типов, - великое множество: государственные и частные, гуманитарные и математические, экологические и художественные, военные и спортивные, языковые и специализированные школы, гимназии и лицеи. В этих условиях напрасно рассчитывать на универсальную программу воспитания; каждая современная школа и школа ближайшего будущего должна разрабатывать свою авторскую воспитательную программу."

"Педагогическая культура - часть общей культуры человечества и отдельной личности. Она способна проникать во все сферы общественной жизни, где есть передача знаний, опыта, традиций - всех тех богатств, которые выработало человечество."

«Главная цель воспитания - счастливый человек»