«Быть, а не казаться!» – этот девиз довольно часто можно услышать как от молодых, так и убелённых сединами педагогов. Уж больно он красив. Ведь быть – значит являть собой чистоту помыслов, искренность и неподдельность. А казаться – почти что прикидываться, пытаться выглядеть не тем, кто ты есть на самом деле, а значит, врать. Что очень плохо, согласитесь. И всё бы хорошо, но вот беда…

 Есть такое понятие – идеальный учитель. Он уже потому идеален, что полностью, на все 100 процентов, соответствует абсолютно всем многочисленным требованиям, предъявляемым к людям этой профессии. И напрочь лишён даже маломальских недостатков. Одним словом, идеал – он и на Марсе идеал. А теперь скажите: много ли среди нас таких? Можете не отвечать: таких людей вообще не бывает в природе.

Следовательно, у каждого из нас есть недостатки. Об одних мы знаем и не скрываем их, о других предпочитаем не распространяться, ибо зачем, о третьих же даже не подозреваем (или же считаем их своими достоинствами, не спрашивая на этот счёт мнения окружающих).

В связи с этим возникает резонный вопрос: а надо ли свои недостатки скрывать? В контексте тезиса «Быть, а не казаться!» – нет, ни в коем случае, ибо иначе ты будешь обманывать людей, утаивая от них ту правду о себе, которую им, может быть, знать совершенно необходимо. Вот какой ты есть на самом деле, со всеми своими тараканами, таким ты и должен предстать перед окружающими – коллегами, учениками, родителями, администрацией и пр. В противном случае ты начнёшь казаться – прикидываться тем, кем не являешься на самом деле.

Однако давайте задумаемся над одним очень простым вопросом: с кем лично вам было бы приятнее работать – с тем, который все свои недостатки выставляет напоказ, мол, “примите меня таким, какой я есть, без прикрас!”, или с тем, кто, зная о своих недостатках, всё-таки поступает не так, как ему хочется в определённый момент, а так, как надо делать в той или иной ситуации? Кто вам милее – педагог, который в ответ на грубое хамство ученика в свой адрес отвечает тактично, хотя внутри у него бушуют страсти, или учитель, который в аналогичной ситуации не считает нужным себя сдерживать? 

Полагаю, наиболее частым ответом здесь будет следующий: “Мне приятнее работать с тем, кто всегда и везде ведёт себя совершенно искренне и сохраняет своё достоинство, когда его унижают, оскорбляют и даже бьют, с человеком, у которого в абсолютно любой ситуации не возникает и мысли поступить иначе, кроме как сдержанно-тактично, как должен поступать настоящий Учитель”.  Но много ли таких в реальной жизни? Ведь, по сути, это идеал, к которому можно лишь стремиться, но невозможно достичь.

Получается интересная картина: если человек притворяется, что он хороший, поступая соответствующим образом всегда и везде (потому что честно играет отведённую ему роль положительного персонажа), он всё-таки лучше того, кому чужды всякие притворства (поскольку такое “искреннее и непритворное” поведение может причинить зло окружающим).

Примеров тому можно привести множество. Скажем, учитель-мужчина и красавица-старшеклассница: в идеале, отношения в школе между педагогами и учениками должны быть чисты и непорочны, без малейшего подтекста. Но то в идеале, а в реальности существует два варианта развития событий: либо БЫТЬ, либо КАЗАТЬСЯ. В первом случае педагог полностью отдаётся страстям, ибо он принципиально не желает скрывать свои чувства, чтобы не врать никому и ни в чём. К чему это может привести, вы прекрасно знаете. Во втором случае он делает всё, чтобы не давать девочке поводов и надежд, стремясь к тому, чтобы их отношения не выходили за рамки допустимого, чего бы ему это ни стоило. Да, это будет притворством, но… морально оправданным. Вам какой педагог ближе – первый (“честный”) или второй (“лжец”)?

Или же вот ещё ситуация. Половину урока учитель тратит на то, чтобы поделиться со своими ребятами чисто житейскими проблемами – мизерная зарплата, завал рутинной писанины, дома потолок протекает, огород не прополот, поясница разламывается… Почему он это делает? Потому что накипело, наболело, а поделиться с кем-то хочется. Ну и что, если дело происходит на уроке? Ведь я учитель, который не привык скрывать свои мысли и чувства! Вот именно здесь и сейчас захотел высказать – и высказал! А ведь мог бы, как другие, все 45 минут, от звонка до звонка, заниматься изучением своего предмета, будучи убеждённым, что о твоих собственных неурядицах детям знать совершенно ни к чему.

…Есть ещё один аргумент в пользу того, что “казаться” далеко не всегда хуже, чем просто “быть”. Все мы знаем, что если постоянно, изо дня в день, внушать себе что-то, в конце концов ты начнёшь действовать в полном соответствии с этим “чем-то”, поскольку оно станет для тебя неотъемлемой частью существования. Например, можно повторять словно молитву мантру “я никогда и ни при каких обстоятельствах не должен повышать голоса на учеников, никогда, ни под каким предлогом, не имею права причинить им физическую боль!” Фактически, постоянно заставляя себя действовать так, как надо, а не так, как хочется, мы раз за разом убеждаем себя в правильности такого поведения, верим, что именно так и нужно поступать впредь. И в какой-то момент мы понимаем, что просто не можем поступить иначе. А если такая модель поведения, такой стереотип и сценарий предполагает положительный результат для всех, то кто после этого будет выступать против “казаться”?