В номинации «За злободневность темы и решения» победителем стал Семен Серзин из Ярославля за спектакль «Человек из Подольска». Приза «За дерзость и отвагу в работе с литературным текстом» удостоен спектакль «Один день в Макондо» Егора Перегудова. «Зобеида» Олега Долина награждена «За новую и вечную театральность». Лауреаты получили статуэтки Арлекина, а также денежные гранты на постановку спектаклей.

Одним из участников фестиваля стала молодой режиссер Саша Толстошева. Свой спектакль «День рождения Смирновой» по пьесе Людмилы Петрушевской ученица Юрия Погребничко поставила на камерной сцене МТЮЗа «Игры во флигеле».

На дворе зима 1970-х годов. Большое окно, в котором виден уличный фонарь. Стол и табуретки. Буфет с посудой, украшенный мраморным бюстом Вольтера. Под окном три девицы: старшая – искрометная и огненная Эля Смирнова (Екатерина Александрушкина), средняя – пламенная красотка Рита Дружинина (Екатерина Кирчак) и младшая – чушка-веселушка Полина Шестакова (Полина Одинцова). В ночи на дне рождения Смирновой они перебирают четки лет. Пьют, но не закусывают, танцуют, много молчат. И вообще праздник не складывается точно так же, как и судьбы героинь: «потому что на десять девчонок по статистике девять ребят». В их разговорах о детстве, юношестве, эвакуации сквозит отношение к жизни, к себе, к людям, к мужчинам. Есть тут и незримый внесценический персонаж: Константин – муж Полины, сослуживец Эли и любовник Риты. Именно он сводит этих трех случайных женщин, собравшихся вместе под предлогом торжества. И на короткое время они объединяются под флагом пусть не дружбы, но женской солидарности и всеобщего несчастья.

Полина – бойкая и в тоже время робкая, угловатая и неуклюжая, несмотря на юный возраст, немолодая по складу души, со смешным пучком на голове, с языком без костей. Она собирает все сплетни, знает все и обо всех, говорит, первое, что в голову пришло, порой сорит обидными словами, даже не замечая этого. Она замужем, учится и работает, родители помогают по хозяйству и с детьми, есть, где жить. Казалось бы, все хорошо, правда, мужа никогда не бывает дома, он выпивает, гуляет, а Полина пытается сохранить мнимое благополучие.

Рита – усталая роскошная молодая женщина; работает в музее близ Новодевичьего кладбища, где хоронит свою молодость и женское счастье. Потому вынуждена заимствовать это самое «счастье» из других - чужих - источников. Хорошо это или плохо, кто ж разберет. Одно правда: так люди жили, живут и продолжают жить. Пусть не очень радостно, но Рита, в отличие от Полины, живет по-настоящему.

Эля – самая усталая из всех. У нее день рождения. Ей не очень-то и хочется праздновать, но надо «людей раз в год подкармливать, чтобы не озлобились». Она уже ничего и никого не ждет, но, кажется, что скорее других сорвется с цепи и побежит жить, перекраивая, переламывая «хребет бытовухе». Через призму прожитых лет она смотрит на девчонок и видит себя. Все эти женщины так похожи на сестер – трех сестер, которые не попали в Москву, не попали в жизнь, а просидели где-то на обочине. И это очень современная история, несмотря на то, что пьеса написана в 1977 году.

Свет загорается и гаснет. Тень от изящной люстры с подвесками из хрусталя ложится на стену – красиво, тонко, метафизика в яви, что бы это ни значило. Звук появляется и тонет в тишине. В паузах частицы пыли витают в пространстве, а зрители и актеры смотрят друг другу в глаза. И некуда спрятаться от этих откровенных глаз. И сердце саднит. Так и сидим все, словно воды в рот набрали.

Фото: пресс-служба фестиваля «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры»