Любая литературная премия – это путеводитель, навигатор или карта – называйте, как хотите. Главное – понять, куда она ведет и выбрать свою. Рекомендации «Ясной поляны» подойдут тем, кто ценит традицию, но и не отрекается от проблем и вопросов дня сегодняшнего. Поиск классиков для современников, вот, пожалуй, главная цель учредителей – музея-усадьбы Льва Толстого «Ясная Поляна». Причем, поиск не только в родных широтах: уже несколько лет в номинации «Иностранная литература» отмечают лучшие романы зарубежных авторов, а также переводчиков, благодаря которым эти большие книги дошли до русскоязычного читателя. В Москву за своими наградами приезжали Орхан Памук, Марио Варгас Льоса, Амос Оз. На этот раз ждали чилийца Эрнана Риверо Летельера, создателя романа-притчи «Искусство воскрешения». К сожалению, незадолго до поездки за океан у писателя случился сердечный приступ, пришлось остаться дома, но, по словам председателя жюри «Ясной поляны» Владимира Толстого, новоиспеченный лауреат обещал прилететь в Москву весной.

«Искусство воскрешения» (издательство Ивана Лимбаха) – это очередной гимн пустыне Атакама, одному из самых знойных мест на земле, выжженному солнцем и, казалось бы, абсолютно непригодному для существования, а также здешним жителям-шахтерам, ищущим возможность сохранить в себе людей и во что бы то ни стало найти смысл бытия. Это рассказ о местном «Христе», юродивом страннике, который, выполняя завет своей матери, ходит по селам, проповедует, дарит утешение. Он не святой и не волшебник. Он совершает ошибки, свойственные обычным людям. Он не умеет творить чудеса и вместе с тем – творит их постоянно. Жюри «Ясной Поляны» не смогло пройти мимо «искусной безыскусности письма» Летельера и отдельно отметило Дарью Синицыну – не просто переводчика, но настоящего апологета Летельера в России.

С вручением премии чилийскому классику тема шахтеров, однако, не была в этот вечер исчерпана. Добытчикам «черного золота» посвящен и роман «Держаться за землю», который принес своему молодому автору Сергею Самсонову главную премию в номинации «Современная русская проза». Это история о самом остром политическом кризисе последних лет – о войне на Донбассе. Между тем, политики в нем нет – автор словно бы поднимается над схваткой, не встает ни на чью сторону, но вместе с тем проникает в сознание каждого из участников драмы по обе стороны баррикад. Это непростой текст. Читать его трудно и из-за сложного синтаксиса, и потому, что тема не просто болезненная – кровоточащая. Наверное, ее проще было бы переосмыслить через десяток-другой лет, когда раны затянутся и зарастут буйной южной зеленью воронки от снарядов. Да и вообще, как известно, глобальное, видится на расстоянии. Но тем большее уважение вызывает смелость автора, рискнувшего заговорить о том, о чем говорить не принято/не хочется/не можется. Что вышло из этого порыва – другой вопрос, но судьям понравилось.

- Книга Сергея Самсонова «Держаться за землю» написана невероятно сильно и настолько не вписывается в современные представления о литературе, что мы даже подумали, а не появился ли новый Шолохов, - говорит член жюри «Ясной Поляны», писатель Владислав Отрошенко. - Дело в том, что, когда действительность осмысливается художественностью, появляется некая растерянность в оценке. А тут этой растерянности нет. А есть осмысление мотивов людей, поступающих так или иначе, выбирающих ту или другую сторону. После прочтения этого романа больше не хочется вникать в политические разногласия, выяснять, кто прав, а кто виноват…

В этом последнем броске Самсонов обошел пятерых своих коллег-финалистов: Владислава Артемова («Император»), Владимира Березина («Дорога на Астапово»), Александру Николаенко («Небесный почтальон Федя Булкин»), Григория Служителя («Дни Савелия») и Вячеслава Ставецкого («Жизнь А.Г.»). Впрочем, Григорий Служитель не ушел из Большого театра с пустыми руками. Автору романа про кота-философа достался приз читательских симпатий, учрежденный компанией Samsung и поездка в Южную Корею.

Еще одним лауреатом «Ясной Поляны»-2019 в номинации «Событие» стал телеведущий Игорь Волгин, бессменный автор программы «Игра в бисер».

Фото автора и пресс-службы премии «Ясная Поляна»