Москва

В ГМИИ им. А.С. Пушкина открылась, пожалуй, самая громкая выставка года: «Эпоха Рембрандта и Вермеера. ШедеврыЛейденской коллекции». В Россию впервые прибыло одно из крупнейших и наиболее значимых частных собраний голландской живописи XVII века. Всего на Волхонке, 12 выставлены восемьдесят картин и два рисунка, принадлежащих кисти Рембрандта, Яна Вермеера Делфтского и Карела Фабрициуса, Франса Халса, Геррита Дау, Яна Ливенса и других их выдающихся современников. Также здесь представлен уникальный рисунок Леонардо да Винчи «Голова медведя». Творчество великого итальянца не принадлежит к искусству голландского золотого века, но его небольшое произведение является жемчужиной Лейденской коллекции. После ГМИИ им. А.С. Пушкина экспозиция переедет в Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге. В Москве выставка работает до 22 июля.

Государственный музей А.С. Пушкина (Пречистенка 12/2) приглашает в «Даль свободного романа…» - на выставку, посвященную 190-летию публикации IV-VI глав романа «Евгений Онегин». Поэт писал «Онегина» более семи лет. И публиковал его по мере готовности, отдельными частями, подстегивая тем самым любопытство своих поклонников. В 1828-м году вышли кульминационные главы, в которых Евгений сначала отвергает любовь Татьяны, а затем на роковой дуэли убивает Ленского.

Выставка на Пречистенке поможет зрителям заново перечитать знаменитую книгу. Тщательно подобранные экспонаты «прокомментируют» и «оживят» великий текст. Редкие книжные издания и рукописные альбомы первой трети XIX века создадут атмосферу эпохи. Портреты русских и зарубежных литераторов, упоминаемых в этих главах, проиллюстрируют онегинские строфы. Предметы декоративно-прикладного искусства пушкинского времени, назначение которых не всегда понятно современному читателю, сделают роман по-настоящему осязаемым. Довершат картину иллюстрации к «Евгению Онегину» и декорации к его театральным постановкам, выполненные художниками прошлого столетия. Выставка открыта до 26 сентября.

1 и 25 апреля Театра имени Евгения Вахтангова представляет очередную премьеру на Симоновской сцене (Калошин пер., 10, стр. 2) – спектакль «БОВАРИ» по роману Гюстава Флобера . Режиссер Ольга Субботина предлагает зрителям взглянуть на классическое произведение под неожиданным углом и обнаружить в нем не столько слезоточивую дамскую историю (за создание которой автора привлекли к уголовному суду за аморальность), сколько «невероятный, лихой и даже черный юмор и великолепную галерею образов в гоголевских тонах». Спектакль назван не по имени главной героини, так как Эмма в романе не одна. Вокруг нее муж, свекровь, дочь, провинциальное общество – все это можно назвать собирательно - «БОВАРИ». В постановке заняты: Анна Дубровская / Наталья Масич, Кирилл Рубцов, Владислав Демченко, Светлана Иозефий и др.

2 апреля, в 19.00 на сцену театра «Русская песня» (Олимпийский проспект, 14) в сопровождении симфонического оркестра выйдет заслуженная артистка России, участница телепроекта «Голос» Нина Шацкая. Ее программа «Голос любви» - это любимые многими романсы, головокружительные джазовые импровизации, уникальные сочетания ритмов и гармоний, неординарные и неожиданные дуэты и трио. Специальные гости концерта: молодой талантливый музыкант Брэндон Стоун – певец в стиле Jazz / Soul / Pop, композитор, написавший более чем 800 произведений разных жанров и направлений и уникальная музыкальная группа FolkBeat, смело сочетающая традиционное славянское многоголосие с современными стилями электронной музыки.

13, 14 и 15 апреля «Театриум на Серпуховке» (Павловская, 6) приглашает отправиться в мир старинных арабских сказок и легенд вместе с героями музыкального спектакля «Волшебная лампа Алладина». Творческая команда мюзикла - поэт Андрей Усачев, художник-постановщик Мария Рыбасова, хореограф Артур Ощепков и, конечно же, режиссер Тереза Дурова – продумала все до мелочей: история о верной любви и силе судьбы рассказывается на языке аутентичной арабской музыки и песен, оперного вокала и впечатляющих восточных единоборств. В музыкальном многоголосье спектакля звучат инструменты, которых большинство зрителей, скорее всего, никогда прежде не видели и не слышали - удд, труба карнай, каваль, дарбука, гиджак, томбак и другие.

Галерея ARTSTORY (Старопименовский пер., 14) представляет выставочный проект художника Аркадия Петрова «Без любви нет счастья». Один из лидеров поколения «художников-семидесятников» познакомит публику с более чем сотней живописных и скульптурных работ. Городская вывеска, лубок, жизнь «маленького» человека из тоталитарного государства, труд и отдых обитателей рабочих поселков, зарисовки провинциального быта, визуальные образы масс-культуры советской эпохи, наивная притягательность китча – вот основные темы полотен и клеенок Петрова. Выставка продлится до 20 мая.

Еврейский музей и центр толерантности (Образцова, 11, стр. 1А) приглашает на выставку «Modernist Documentary: фотография Леона Левинстайна». Более сорока лет Левинстайн снимал на улицах Нью-Йорка. Его излюбленные районы – Таймс-сквер, Нижний Ист-Сайд, Кони-Айленд, Пятая Авеню и Гарлем – те, «где происходит жизнь». Эти места нашли отражение в архитектуре и дизайне выставочного пространства, попав в которое гости оказываются на шумной улице Нью-Йорка. Выставка открыта до 20 мая. Вход свободный.

В Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» (Дольская, 1) открылась выставка «Зачем ребенку медведь?». В экспозиции собраны 110 глиняных народных игрушек, созданных в XIX – XX веках русскими, белорусскими, латвийскими, узбекскими, таджикскими и дагестанскими мастерами. Часть экспонатов относится к уникальному собранию актера немого кино НиколаяЦеретелли, приобретенному знаменитым коллекционером ГеоргиемКостакии переданному 40 лет назадвсобственность советского государства, а позже в музей «Царицыно».Для выставки были отобраны игрушки, изображающие животных – реальных и фантастических.

Пройдя по экспозиции, внимательный и любопытный зритель сможет найти ответы на вопросы «Зачем ребенку медведь?», «Зачем ребенку лошадка?», «Зачем вообще ребенку игрушка?» и стать соавтором выставки. В специальных книжках-раскладушках взрослые и дети могут проявить себя в роли сказочников и иллюстраторов, поделиться своими фантазиями, впечатлениями и воспоминаниями детства. Выставка работает до 31 марта 2019 года.

Проект «КАРО.Арт» сети кинотеатров «КАРО» представляет программу показов опер в постановках кинорежиссеров. 7, 8, 14 и 15 апреля в 16.00 в киноцентре «Октябрь» (Новый Арбат, 24) смотрим цикл Вагнера «Кольцо нибелунга» в постановке Патриса Шеро.
Премьера цикла в середине 1970-х годов вылилась в грандиозный скандал. Режиссер перенес действие в мрачную индустриальную эпоху с ее незаконно разбогатевшими владельцами фабрик и угнетенными рабочими. Такой подход возмутил поклонников классического искусства, иногда на показах киноопер доходило до драк. Но уже вскоре отношение к произведениям Шеро изменилось: в 1980-м году овации после показа «Кольца» длились 90 минут, а зрители вызывали артистов на поклон 110 раз.

Каждый из сеансов «Кольца» в кинотеатре «Октябрь» будет предваряться лекцией. О «Золоте Рейна» расскажет музыкальный критик Юлия Бедерова, «Валькирию» представит кинокритик Антон Долин, «Зигфрида» — театральный критик и драматург Илья Кухаренко, и заключительную часть «Гибель богов» — оперный критик Ая Макарова.

С 19 по 26 апреля в столице пройдет 40-й Московский Международный кинофестиваль, «переехавший» из лета в весну из-за Чемпионата мира по футболу. Помимо основного конкурса, организаторы подготовили ретроспективу фильмов «Бергман. Известный и неизвестный», посвященную 100-летию легендарного шведского режиссера, программу картин с Брюсом Ли, ретроспективу «Век кино стран Балтии» и специальную программу «Две недели длиной в 50 лет», состоящую из самых интересных фильмов Каннской секции «Двухнедельник режиссеров» и другие.

На главный приз фестиваля – «Золотого Георгия» - претендуют 15 фильмов из Норвегии, Республики Кореи, Португалии, Аргентины, Новой Зеландии, Италии, Казахстана, США, Узбекистана, Турции, Франции и Бельгии, стран Балтии. По уверению председателя отборочной комиссии ММКФ Андрея Плахова, афиша получилась «интересной и интригующей»: здесь и военные, и социальные, и психологические драмы, эксцентричные комедии и даже одна современная интерпритация шекспировского «Гамлета». Россию на фестивале представят две картины: полусказочная, фольклорная «Царь-птица» режиссера Эдуарда Новикова и дерзкая современная «Ню» китаянки Ян Гэ.

Фильмом открытия фестиваля станет итальянская картина «Неаполь под пеленой» режиссера Ферзана Озпетека, который несколько лет назад получил приз зрительских симпатий ММКФ за фильм «Присутствие великолепия».

24 апреля, в 19.00, в Московском международном Доме музыки (Космодамианская набережная, 52, стр. 8) отметят 85 лет со дня рождени знаменитого русского поэта, одного из главных символов эпохи «оттепели» Андрея Вознесенского. В концерте «Ностальгия по настоящему» примут участие мэтры российской сцены и молодые талантливые исполнители. На сцену поднимутся: Иосиф Кобзон, Федор Бондарчук, Зара, Игорь Николаев, Александр Маршал, Вадим и Игорь Верники,Стас Намин, Юлия Савичева, Алексей Рыбников, Дмитрий Харатьян и другие. Весь вечер будет звучать живая музыка в исполнении оркестра «Фонограф-Симфо-Джаз» под управлением Сергея Жилина.

К юбилею поэта издательство «Центрполиграф» выпускает книгу мемуаров Андрея Вознесенского «На виртуальном ветру». Издание состоит из зарисовок-­воспоминаний о людях и встречах. Большинство героев этой книги весьма известны, но есть и такие, о которых знает только узкий круг. Звезда Андрея Вознесенского стремительно взошла на поэтическом небосклоне в начале 60­х годов. Необычный ритм стиха, дерзкие метафоры, тематические «прорывы» ломали устоявшиеся каноны «благополучной» советской поэзии. Его сборники моментально исчезали с прилавков, каждое новое стихотворение становилось событием, вместе со своими друзьями-«шестидесятниками» он собирал не просто полные залы, но целые стадионы.

Лауреат премий «Большая книга» и «Ясная Поляна» Роман Сенчин и «Редакция Елены Шубиной» издателсьва АСТ представляют в апреле новую книгу «Дождь в Париже». Ее главный герой Андрей Топкин, оказавшись в Париже, городе, который, как ему кажется, может вырвать его из полосы неудач и личных потрясений, почти не выходит из отеля и предается рефлексии, прокручивая в памяти свою жизнь. Юность в девяностые, первая любовь и вообще — всё впервые — в столице Тувы, Кызыле. Его родители и друзья уже покинули город, но здесь его дом, он не хочет уезжать — сначала по инерции, а потом от странного ощущения: он должен жить здесь... А в Париже идет дождь.

Издательство «Самокат» готовит для своих юных читателей новинку – книгу «Есть патент? История дерзких изобретений». Историк искусства, преподаватель, книжный редактор Малгожата Мыцельска написала об удачливых изобретателях и их менее счастливых коллегах, а художники Александра и Даниэль Мизелиньские («Карты», «Под землей/Под водой») в свойственной им ироничной манере этот рассказ проиллюстрировали.

В этой книге — собрание древних и современных изобретений: новаторских, эпохальных, забавных, неудачных, а порой и вовсе неосуществимых. Но все они доказывают, что смелость и фантазия двигают прогресс. И Леонардо да Винчи, придумавший на рубеже XV-XVI веков вертолет, автомобиль, подводную лодку, водолазный костюм и парашют, далеко не единственный, кого современники считали мечтателем и даже безумцем. «Есть патент? История дерзких изобретений» переведена на несколько языков, русское издание станет седьмым после польского, шведского, английского, немецкого, испанского и нидерландского.

Издательство «АСТ» представляет необычный путеводитель по Золотому кольцу, написанный специально для детей. В нем не найти серьезных исторических экскурсов, обилия дат и терминов, зато можно обнаружить массу увлекательных фактов, которые сделают знакомство с новым городом веселым и незабываемым. Ну, например, знаете ли вы, что Бабайка существует?! Жители Поволжья называли так весло, которое использовали вместо руля на плотах. Царь Берендей – тоже не выдумка. Народ берендеи в дохристианские времена жил недалеко от Переславля. Недавно там построили дом Берендея, в котором регулярно устраивают веселые представления. Город Петушки получил свое название из-за разбойников. В засаде у дороги сидел шпион и при появлении путников подавал сигнал – кричал по-петушиному. «Проезжаешь Петушки - береги свои мешки!», - говорили люди. Но это раньше, а сейчас проезжающих в Петушках с уважением встречают в уникальном Музее петуха. Здесь собраны фигурки петухов, изготовленные на разных игрушечных фабриках России.

Фото: kommersant.ru, ykt.ru, mmdm.ru; пресс-служба ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственного музея А.С. Пушкина, галереи ARTSTORY, Еврейского музея и центра толерантности, музея-заповедника «Царицыно»; издательств «Центрполиграф»,  АСТ, «Самокат»; из личного архива Нины Шацкой; Валерия Мясникова (театр им. Е. Вахтангова), Владимира Майорова («Театриума на Серпуховке»)