В начальных титрах авторы не зря предупреждают: история основана на реальных событиях. Ведь это, пожалуй, самое интересное. Потому что в своей картине «Виктория и Абдул» режиссер Стивен Фрирз рассказывает о не так давно открытых обстоятельствах нежной платонической дружбы между коронованной особой и простым индусом. По сути – рассказывает сказку. Но с реальной начинкой.

Итак, взойдя на престол в возрасте 18-ти лет, Виктория стала королевой Великобритании, Ирландии, а позже и императрицей Индии. Среди бесчисленных подданных короны оказался и красавец Абдул Карим, простой писарь в тюрьме города Агра. Волей случая именно ему была доверена честь преподнести королеве в 1887 году церемониальную монету в честь её золотого юбилея. К величайшему удивлению двора он снискал внимание и расположение Ее величества. Утомленная придворным этикетом и лицемерием подданных, королева видит в экзотическом красавце интересного собеседника и даже учителя – индус учит ее редкому языку урду. Именно ему героиня рассказывает историю своей семейной жизни, жалуется на жадных и завистливых детей – а их у нее девять! Трогательная дружба между пожилой леди и молодым человеком, лишенная расовых и социальных предрассудков, не на шутку пугает двор, вплоть до того, что королеву пытаются объявить умалишенной. Надо видеть, с каким достоинством королева в исполнении блистательной Джуди Денч ставит на место своего недальновидного сына Альберта. Она позволяет себе быть свободной в своих пристрастиях. Разрушить эту дружбу не смогли никакие интриги: до самой смерти героини верный индус разделял ее царственное одиночество.

И для Фрирза, и для Джуди Денч «придворная тема» не в новинку: 11 лет назад режиссер снял фильм «Королева» про ныне царствующую Елизавету II, а актриса уже играла Викторию в картине «Ее величество миссис Браун». Там овдовевшую королеву тоже спасал от хандры простолюдин, но Виктория была куда моложе. Здесь же Абдул возвращает к жизни пожилую женщину, некогда сильную и умную, но теперь, на закате дней, превратившуюся в холодную статую. Собственно об этом кино. О важности человечности на любой ступеньки социальной лестницы.

Номинант на премию «Оскар» Ли Холл положил в основу своего сценария книгу журналистки Шрабани Басу «Виктория и Абдул: Реальная история приближенного королевы». Трогательная дружба, так шокировавшая королевский двор, стала достоянием общественности сравнительно недавно, так как принц Берти, который впоследствии стал королем Эдуардом VII, уничтожил всю корреспонденцию матери и Абдула, но, к счастью, не догадался заглянуть в ее индийские дневники. Виктория вела их на языке урду, поэтому никто не смог их прочитать. Страницы этих томов стали основой романа «Виктория и Абдул», а затем и сценария.

Абдула сыграл обаятельный и невероятно популярный в Индии Али Фазал, чем-то похожий на Филиппа Киркорова. Режиссер утвердил его после долгого кастинга.

— Данное самой природой очарование Али было нам всем на руку, – говорит Фрирз. – Но мне было нужно нечто еще более важное: чтобы актер, которому достанется эта роль, умел смотреть на мир широко раскрытыми глазами. Это должен был быть мужчина с душой невинного, познающего жизнь младенца. Эти качества были кардинально важны для персонажа, и Али понимал это.

— Абдул стал своеобразной инъекцией молодости для Виктории, – объясняет Джуди Денч. – Она наслаждалась беседами с ним, кроме того, он мог многому ее научить – своему языку, культуре. Она обожала Абдула и хотела как-то выразить свою благодарность.

Стоит отметить превосходную операторскую работу Дэнни Коэна. Его камера легко переносит нас в аутентичный мир викторианских дворцов, особняков и парков. Так, мы оказываемся в знаменитом Осборн-хаусе, приморской резиденции английских королей, в шотландском замке Балморал, в Старом королевском военно-морском колледже, где снимались сцены в Виндзорском замке. Кстати, интерьеры Осборн-хауса, в том числе и знаменитая декорированная в индийском стиле комната Дурбар, впервые появятся на большом экране.

Неспешный ритм картины помогает проникнуться менталитетом островных жителей. А если заглянуть за яркие кадры, можно заметить, что фильм Стивена Фрирза стал своего рода реабилитацией королевской семьи, пережившей в последнее время ряд неприятных скандалов и нападок. Сделанная со вкусом и размахом, с особенной деликатностью и чувствительностью, он как бы подтверждает истину, что некоторые королевы и замуж выходят по любви (Виктория очень любила своего супруга, принца Альберта), и дружат по дружбе. Ничто человеческое им не чуждо. И в отличие от ярых «матильдофобов» у нас, там этому обстоятельству никто особенно не удивляется.

Фото: cinemareport.ru