У каждого в руках по планшету с листом, куда молодые писатели записывают свои произведения. Возможно, это их первая проба пера. Ее оценивают специалисты Лаборатории, сидящие напротив ребят — собственно Лев Яковлев, писатель-фантаст и литературный критик Виталий Каплан, а также Татьяна Рудишина, глава научно-методического отдела «Гайдаровки». Критикуют. Но деликатно. Так, чтобы не спугнуть юный талант, чтобы направить его в верном направлении и показать, на какие литературные подвиги он способен. «Подвиги» — не просто пафосное словечко. Это пламя, в которое может превратиться крошечный огонек. И как легко потушить его, растоптать необоснованной грубостью… Однако на том вечере этого просто не могло случиться.

Детям предлагают написать художественный текст. И дети пишут. Их никто не заставляет. За это не ставят оценки, за это не ругают. Они не в школе, они расслаблены. В какой-то момент начинается настоящая борьба: почти каждый хочет прочесть свое творение первым. Почти, потому что некоторые боятся: стеснительно прижимают планшеты к груди. Но тот самый огонек в глазах выдает их сполна.

Тексты зачитывают все. Одна девочка повествует о летних приключениях, другая сочиняет почти триллер… о лифте. Мальчик покоряет «зеленой речкой», в которой «почему-то плавали цветы». Его товарищ пишет уморительные истории о своей семье. И каждого интересует вопрос: почему медведи, белые медведи, все-таки не съели этих слонов?

Лев Яковлев с коллегами критикуют справедливо и профессионально. Объясняют, что к летним приключениям прибавить чувств бы своих да побольше, почему от лифта бросает в дрожь, чем хороша зеленая речка с цветами и как из обычных семейных зарисовок создать настоящее чудо.

И дети создадут. А на следующий день пойдут в школу, где их заставят писать сочинение. Заставят.

Огоньки потухают.

Почему так происходит? Вроде одно и то же – бери и пиши сочинение. Вот только в библиотеке дети пишут, чуть ли не высунув языки. А попробуй-ка найти таких энтузиастов в школе! Нет, они есть - единицы, что будут писать не ради оценки, не из-за «должен-обязан», а во имя идеи. Но можно ли объяснить волшебство слова другим?

И нас словно озарило. Многие просто не в силах объяснить, ЗАЧЕМ нужно делать то или иное задание. Не в одних сочинениях дело. Не в литературе или русском языке. Это пропасть в системе, что необходимо срочно залатать.

Бери и пиши, Вася. А с какой стати Вася должен писать? Кому он обязан? Почему ему не могут объяснить, нормально объяснить, зачем ему писать? Ведь это та-а-а-а-ак трудно: быть другом ребенку, открывать ему магию букв и предложений, открывать магию в нем самом. Нет, лучше стать роботом, который на вопрос «почему?» ответит «потому что». Но ребенок не робот. «Потому что» не заложено в его «программе». Пока. Оставишь его без ответа в пятый, десятый, двадцатый раз – «потому что-должен-обязан» станет основой «программы».

Они пишут сочинения, потому что должны. Но создают СВОИ рассказы, потому что хотят. Если не объяснить ребенку, что письменные работы, пускай и зафиксированные в учебном плане, можно и даже правильно писать для СЕБЯ, а не ради ОТМЕТОК, прогресса не жди.

Вася не дурак. Вася, как и любой ребенок, умен и проницателен. И в сочинении о том, как он провел каникулы, ему важнее описать, как он лазил по деревьям, чем любовался ими. И это нормально. Ненормально говорить, что он ничего не понимает. Все он понимает. Он поймет, что деревья красивы и заслуживают эстетического внимания, если просто ДАТЬ ПОЧУВСТВОВАТЬ. Направить. Показать, что его идея хороша, но есть еще одна, не менее замечательная. Если поговорить с ним как с начинающим писателем.

И пока в библиотеках, специальных литературных студиях, в школах, да не важно где, детям объясняют, что они могут писать, потому что сами того пожелают, что они юные, но уже волшебники, что каждый из них способен открыть собственную Туманность Андромеды, – победа за красотой фантазии, за силой жизни, за талантом. Не каждый из детей станет писателем. Но каждый напишет собственную судьбу, сумев преодолеть и понять… что? Да все на свете.

 

Фото с сайта http://vmeste-rastem.ru