Театр Наций – это не только один из ярчайших коллективов Москвы, где знаковые постановщики и актеры представляют спектакли на актуальные темы. Сегодня это крупный арт-центр, в котором зрителя ждут интересные проекты, дискуссии, встречи с людьми из разных областей искусства, смежных с театральной тематикой и непременно обогащающих ее.

Одним из таких начинаний стало проведение мини-фестиваля студенческих спектаклей «Театр Наций FEST. Школа», проходившего на площадке в конце октября, в рамках которого публика увидела постановки четырех театральных школ: Константина Райкина, курса Ингеборги Дапкунайте в Московской киношколе, знаменитой РАТИ (ГИТИС) и Московского театрального колледжа под руководством Олега Табакова. Работы, созданные силами студентов и известных режиссеров Светланы Земляковой, Романа Шаляпина, Олега Глушкова, Тараса Глушакова, соответственно, были выбраны с учетом интересов организатора: мастера так или иначе связаны с Театром, не имеющим постоянной труппы, а посему интересующимся ближайшим артистическим резервом.

Цель мероприятия – осмысление различных форматов современного театрального образования. Личность педагога и традиции мастерской по-прежнему важны для становления начинающего актера. Разные поколения, несхожие методы и приемы – насколько возможно их взаимодействие и каково влияние друг на друга? Устроители фестиваля попытались осмыслить проблему сначала практически – отсмотрев спектакли участников, а затем теоретически – обсудив поднятые вопросы на итоговом круглом столе.

Молодые артисты смогли попробовать свои силы на профессиональной сцене перед зрительской аудиторией, и для них этот первый шаг уже стал важнейшим итогом фестиваля. Студенты высшей школы сценических искусств Константина Райкина показали солидную постановку Светланы Земляковой «FAMILY Джоуд» по мотивам великого романа Джона Стейнбека «Гроздья гнева», длящуюся 3,5 часа. Внимание авторов сосредоточено не на социальной подоплеке произведения, а на семейных взаимоотношениях. По мысли режиссера, родственные связи и любовь должны стать опорой человека в минуты тяжелых внешних потрясений. Сложная драматургия не испугала юных исполнителей, отважно представивших свое прочтение материала.

Учащиеся РАТИ с курса Сергея Женовача не ставили перед собой таких объемных задач, ограничившись постановкой на час и 10 минут. Олег Глушков вместе с юными артистами представил остроумный «Лабораторный показ-исследование Центра Изучения Действительности». Спектакль, напоминающий, скорее, яркий перформанс, решенный пластически, не обладал связным сюжетом, но подкупающая самоирония студентов и режиссера, великолепные хореографические данные исполнителей, их смелость, азарт и интерес к профессии превратил череду номеров в точное сценическое высказывание на тему «владеешь формой – владеешь всем». Показ подтвердил жизнеспособность самых различных видов и форм театральной деятельности, а по сцендвижению участники, безусловно, заслужили зачет с высшей оценкой.

Представители Московской школы кино под патронажем Романа Шаляпина также отдали предпочтение малой форме, показав постановку «Сонечка» по трогательной повести Людмилы Улицкой. «Многонаселенная» проза известного автора позволила каждому участнику спектакля проявить индивидуальность и лучшие актерские качества. Глубокие образы, неоднозначность характеров и ситуаций дала возможность зрителям и артистам соприкоснуться с настоящей русской литературой. По словам постановщика, работа с таким материалом имеет педагогический результат: студентов эффективнее воспитывать не назиданием, а искусством.

«Изюминкой» постановки «табаковцев» «Республика ШКИД» стала режиссура Тараса Глушакова – тоже студента актерского курса Московской театральной школы под руководством Олега Павловича. Он же написал инсценировку известной повести и выступил в одной из ролей. История молодых людей из далекого прошлого перекликается с жизнью сегодняшних учащихся прославленного учебного заведения. Вопросы становления в профессии, трудности выбора, проявления чувств и юные мечты оказываются одинаковыми и понятными для всех поколений.

Особенности преподавательских методик тоже, в конечном счете, нацелены на один результат – воспитание настоящего актера, могущего реализовать свой талант в любых условиях. На круглом столе, озаглавленном «Театральные школы сегодня», на примере трех разных типов артистических школ – при известных театрах, частной и государственной академии – рассматривались острые вопросы сценического образования и его дальнейшего применения. Участниками обсуждались достоинства и недостатки каждого из видов обучения, их востребованность на сцене репертуарных театров и взаимопроникновение навыков, осуществляемое при формировании труппы, состоящей из выпускников «конкурирующих фирм». Экспертные мнения Романа Должанского – заместителя худрука Театра Наций и известного театроведа, режиссеров Олега Глушкова и Светланы Земляковой, актеров Ингеборги Дапкунайте и Романа Шаляпина (пробующего себя и в ипостаси постановщика) выявили плюсы и минусы разнообразия, вносимого альтернативными образовательными системами.

По мнению Светланы Земляковой, преподающей и у Райкина, и в РАТИ, в традиционной школе молодые артисты теснее взаимодействуют с постановщиками, поэтому сами в какой-то степени становятся режиссерами. В школах, где обучение проходит по ускоренному курсу, нет времени оснащать студента, как это делают в прославленных училищах: цель руководителя курса – пробудить врожденные навыки и ресурсы будущих актеров. В этом мнении солидарны Роман Шаляпин и Ингеборга Дапкунайте, чья мультикультурность – учеба в Литовской консерватории, работа в театрах России и Европы, голливудский киноопыт – лучше всего подтверждает, что для артиста главное талант и восприимчивость к новому.

Но в нашей стране театральная система – это закрытая кастовая сфера, неохотно принимающая чужаков. Поэтому по-прежнему остро звучит вопрос: «А вы где учились?». Мини-фестиваль Театра Наций не решает проблемы предубеждения со стороны «традиционалистов», но может стать первой ступенькой на пути к ее преодолению.


Фото с сайта htvs.ru