Скоропись в Лукоморье

Инициатор и организатор выставки — Современный музей каллиграфии, расположенный тут же, в Сокольниках. Между прочим, это единственный в мире подобный музей, в котором собраны образцы всех основных видов письменности — это и славянская скоропись, и китайские и японские иероглифы, и арабская вязь и другие национальные каллиграфии, - сделанные руками современных мастеров. У музея уже есть своя история и даже легенда. Идея его создания пришла к меценату Алексею Шабурову как знак свыше: как рассказывает сам нынешний директор музея, он летел на самолете, тот внезапно стал терять высоту, и в момент, когда должна была начаться паника, ему на глаза попалась статья о каллиграфии в развернутом на коленях журнале. Как ни странно, созерцание прекрасно написанных букв успокоило, а вскоре и ситуация с самолетом исправилась. Поэтому уже через 5 часов после приземления Шабуров беседовал с автором статьи, профессором, о каллиграфии. С этого момента Алексея Юрьевича уже не отпускала эта область искусства, он основал музей каллиграфии, а потом стал проводить и выставки, где собраны самые интересные работы лучших современных мастеров со всего мира. Так, в этом году для участия в выставке были отобраны работы 150 каллиграфов из более 60 стран мира. Их разместили в специально возведенный для вернисажа павильон, и недостатка в посетителях тут не было.

Работы на выставке действительно впечатляют — чего стоит одна только Библия святого Иоанна! Представляете современную рукопись в 7 томах? Она создавалась целой артелью каллиграфов и художников под руководством прославленного мастера Дональда Джексона 11 лет. Причем здесь переплелись старинные и новые технологии: священный текст переписывался от руки гусиными и лебяжьими перьями на пергаменте, но в рисунках помимо традиционных красок вроде киновари и яичной темперы использовались и современные — например, гуашь, также она была иллюминирована («подсвечена») при помощи позолоты, золотой и платиновой пудры. Рисунки яркие, красочные и выполнены в современной манере, так что Библию хочется долго рассматривать, восхищаясь ее красотой.

А вот детей больше привлекла работа Доминика Симона Гаронса «Сотворение мира» - это тоже огромный пергамент и тоже вроде бы на религиозно-философскую тему, но как же тепло и «наивно» она сделана! Первые люди, по замыслу каллиграфа, - это пара детей, нарисованные ангелы и земной шар с крошечными фигурками кажутся очаровательными и трогают своей беззащитностью, даже без слов убеждая в необходимости любви и сочувствия...

В общем, как оказалась, любая работа на вернисаже — это не только отрада для глаз, но и пища для ума и сердца. Это послания мастера зрителю и они очень индивидуальны: что именно «попадет» в тебя, можно узнать лишь опытным путем. Многим зрителям — и это понятно — были особенно интересны работы, связанные со славянской каллиграфией. Например, «У Лукоморья...» Елены Бобковой, в которой всем известные строки Александра Сергеевича были исполнены в разных старинных техниках — уставом, вязью, скорописью. Они органично вплетены в рисунок с Котом ученым и выглядят просто-таки магической головоломкой: нужно разгадать, где начало слова или новой строки, и это очень увлекательно. И прекрасно.


Мышь, Сарафан и Море

Но самой большой славянской драгоценностью выглядел отсек с листами из «Русской азбуки в рисунках Марины Ханковой» (она была издана в прошлом году в издательстве Мещерякова). Невероятно изысканные, выполненные в стиле Ивана Билибина, буквы русской азбуки в обрамлении красочных рисунков неизменно вызывали восхищение публики. В витрине можно было рассмотреть оригиналы, выполненные на особой бумаге, и инструменты, которыми работала художница, — перья и кисти с акварельными красками.

Особым подарком посетителям стал мастер-класс Марины Ханковой «Буквица в «Билибинском» стиле» для взрослых и детей. Желающих писать красиво по-русски собралось так много, что пришлось ставить дополнительные столы и стулья. Как выяснилось, Марина Юрьевнамолодая красивая женщина, одетая в русский сарафан, художница и преподаватель в одном лице. За время мастер-класса она щедро делилась с учениками своими секретами: например, чтобы получился красивый зеленый, сначала на бумагу надо нанести, не смешивая на палитре, желтый, а потом, поверх него синий. Тогда зеленый заиграет! Кстати, у художницы есть свои, любовные названия красок: например, серый для нее Мышь, коричневый - Медведь, голубой - Воздух, синий - Море! А еще есть Сарафан, Ржа, Золото - сами догадайтесь, какие это оттенки...

Вообще, процесс создания букв в старинном стиле оказался очень сложным, но невероятно увлекательным: сначала в центральном, самом большом сегменте листа, расчерченном на квадраты, тонкой карандашной линией наносятся очертания буквы (она объемна) и рисунки вокруг нее, а также узоры в рамке. Затем буква и рисунки раскрашиваются акварельными красками, а уже потом контуры обводятся пером с тушью. Тут требуются отменные глазомер, аккуратность, тщательность и конечно, художественный вкус, что и продемонстрировали в разной степени все участники мастер-класса. Марина Юрьевна каждого подбадривала и направляла, нередко восклицая в сторону маленьких учеников:

- Да ты настоящий художник, тебя можно брать в подмастерья!

Еще одна сложность состояла в том, что несмотря на выданную каждому ученику «шпаргалку» с маленькими копиями букв Ханковой, надо было проявить собственную фантазию и найти свои узоры, чтобы твоя буква была ни на чью не похожа. При этом предметы должны начинаться с той буквы, которую ты выбрал.

- У меня «А», но я не хочу акулу рисовать, она некрасивая, - заявил мне юный сосед по столу Андрюша, который так ловко орудовал карандашом, что я только диву давалась — а ведь не ходит в художественную студию.

В итоге он выбрал антоновку, но промахнулся, раскрасив по незнанию яблоки в желтый и красный цвет.

- Ну, пусть они у тебя будут особым сортом — андреевкой, - тут же пришла на помощь учительница, и окрыленный ученик продолжил рисовать с еще большим рвением.

За полтора отведенных за мастер-класс часа буквы, конечно, закончить не удалось — как призналась художница, она работала над каждой буквой около 2 месяцев, процесс придумывания и продумывания деталей тоже был непростым (например, Ханкова не сразу пришла к решению буквы «Ю»), а в целом труд над русской азбукой занял аж 8 лет! Теперь Марина Юрьевна с удовольствием посвящает в тайны своего искусства всех желающих. И надо признать: то, что каждый представил на общей выставке в конце занятия, очень впечатляло. Русские буквы даже в исполнении непрофессиональных художников выглядели очень стильно и нарядно, а ученики — и взрослые, и дети — вдохновленными и сияющими, ведь они сами оказались способными создать рукотворную красоту. Наверное, это и есть главное, что вынесли для себя гости с VI Международной выставки каллиграфии.


Фото автора