В конкурсной программе нынешнего года - 60 фильмов из 27 стран мира. В беспрецедентно большом жюри - 20 кинематографистов из 11 государств, которые оценивали фильмы в разных номинациях.Директор КМФМК Миляуша Айтуганова объясняет увеличение числа участников жюри задачей «более детального обсуждения каждого фильма конкурса».

— Наши гости из-за рубежа отметили понимание, царящее в многонациональной, многоконфессиональной республике, — говорит на торжественной церемонии закрытия фестиваля председатель Госсовета Республики Татарстан Фарид Мухаметшин. — Мусульманский кинофорум уже в тринадцатый раз собрал актеров, режиссеров, киноведов под не теряющим актуальности лозунгом «Через диалог культур – к культуре диалога».

— Казань – это исторический перекресток культур Востока и Запада, — напоминает в своем приветствии министр культуры РФ Владимир Мединский. – Примечательно, что в начале прошлого столетия именно здесь, вслед за Москвой и Санкт-Петербургом, было организовано кинопроизводство.

Выходит, нет ничего удивительного в том, что таким успехом у зрителей пользовался «Национальный конкурс». Здесь были представлены самые разные картины и по жанру, и по хронометражу. Игровые и документальные. От пронзительных «Неотосланных писем» Рустама Рашитова до сказочной анимации «Стрела наследия» Сергея Киатрова – ее назвали «Лучшим национальным фильмом».

В секции «Документальное кино» среди самых любопытных - лента Джавада Ралиба «Ласточки любви», повествующая о непростой судьбе детей, рожденных в австрийских Альпах от марокканских солдат в 1946 году. Еще одна «детская» тема трагически прозвучала в картине бельгийца Питера-Яна Де Пью «Земля просветленных» — об афганских детях, которые вполне по-взрослому борются за свое выживание, выкапывая старые советские мины и продавая взрывчатку. Этот фильм стал лучшим в своей номинации.

В конкурсе короткометражных игровых фильмов победила работа Ильшата Рахимбая «Представь» о двух братьях, мулле и священнике, которые служат в храмах соседних деревень. Эта работа удостоена одной из самых почетных наград — специального приза президента Республики Татарстан «За гуманизм в киноискусстве».

Своего фаворита выбрали и работавшие на фестивале журналисты: приз жюри прессы «За актуальность и достоверность» у документальной ленты Натальи Гугуевой «Форсаж. Возвращение». Она рассказывает о летчике элитного полка, отказавшегося принимать украинскую присягу и уехавшего в Россию. Темы самые жгучие - возвращение Крыма, война на Донбассе. На этом фоне разворачивается личная драма героя, все еще любящего бывшую жену и мечтающего о счастье.

Главную премию - «Лучший игровой фильм» - жюри фестиваля под руководством Николая Досталя присудило турецко-венгерской картине«Холод Каландара» режиссера Мустафы Кара. Это сельская сага — история трудных будней простого турецкого крестьянина, который пытается обеспечить свою семью, принимая участие в бое быков. Послание, заложенное в картину, простое, как любая истина: если не вредить природе, она отблагодарит тебя сполна.

Еще одна острая социальная лента - «Токарь Джоши», история безработного, не желающего становится шестеренкой в мире глобализации. Ее автор, индус Мангеш Джоши, назван лучшим режиссером фестиваля. Лучшие сценаристы – Анар Аббасов и Иван Заваруев, написавшие историю, положенную в основу фильма «Амуна» - об испытаниях и духовных поисках молодого человека, которые привели его в израильскую пустыню на поиски легендарного старца…

Жаль, конечно, что «Софичке» - самой, на мой взгляд, пронзительной ленте смотра – достался лишь приз за операторскую работу Айрата Ямилова. Кира Коваленко, выпускница знаменитой мастерской Александра Сокурова в Кабардино-Балкарском университете, достойно представила своего учителя -история о возвращении из сталинской ссылки в родные места девушки Софички выросла в настоящий гимн жизни и семье. А исполнившая заглавную роль Лана Басария вполне заслужила награду. Но жюри решило по-другому – разделило актерский приз между тремя египетскими актрисами, Ильхам Шахин, Нахед Эль Себа, Нелли Карим, сыгравшими в непритязательной комедии Камлы Абу-Зехри «Женский день». Лучшим актером назван Дулига Акмолда из казахской картины «Оралман» — так в этих краях называют возвращающихся на родную землю соотечественников.

Внеконкурсные программы («После СССР», «Индостан на стыке культур» и др.) соседствовали с параллельными ретроспективами Николая Досталя, Андрея Кончаловского, Салавата Юзеева. Плюс профессиональный форум «Время кино», презентации новых проектов и мастер-классы — все это раздвигало границы смотра. И напоминало, что мусульманское кино, безусловно, занимает особую нишу в мировом кинематографическом процессе. Хотя многие страны, например Нигер или Нигерия, только начинают развивать свою национальную кинематографию. И можно лишь посочувствовать отборщикам, перед которыми стоит действительно непростая задача – найти достойные картины, отвечающие непростой фестивальной специфике. В этом году им не слишком повезло: особых открытий и прорывов в конкурсной полнометражной игровой программе, увы, не случилось. Конечно, если судить непредвзято, «по гамбургскому счету». Даже знаменитое иранское кино особенно не поразило. А обилие египетских фильмов слегка ошарашило. Может, потому и звездопад призов, обрушившийся на участников во время трехчасовой церемонии закрытия в Татарском театре оперы и балета им.М.Джалиля, вызвал легкое недоумение. Ведь если каждой сестре раздается «по серьге» – теряется сама ценность награды.

Но главный итог смотра – диалог культур все-таки состоялся. Казань, с ее храмами и мечетями, с отменным гостеприимством и дружелюбием, стала идеальным местом для культурологического киноэксперимента, который продолжается уже 13 лет, привлекая новых участников, раздвигая геополитические и социальные горизонты. Казанский форум - кстати, единственный в мире фестиваль мусульманского кино – еще раз напомнил, что толерантность, терпимость, уважение к обычаям и верованиям друг друга – сегодня не роскошь, а насущная необходимость.

Казань - Москва

Фото: Пресс-служба XIII КМФМК