Первым гостем Летних балетных сезонов в Москве стал коллектив Воронежского государственного театра оперы и балета. В столицу труппа, впервые принимающая участие в традиционном фестивале, привезла 7 замечательных постановок: «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Золушка», «Ромео и Джульетта», «Каменный цветок», «Жизель» и «Анюта». По словам главного балетмейстера Театра Александра Литягина, выбор репертуара обусловлен и пожеланиями принимающей стороны, и техническими характеристиками площадки, на которой спектакли должны прозвучать в полную силу. Особенно это относится к красочным, точно передающим настроение эпохи декорациям главного художника, заслуженного деятеля искусств Валерия Георгиевича Кочиашвили.

Но чем же еще открывать балетный сезон, как не «Лебединым озером»? У зрителей спектакль обречен на аншлаг и восторженный прием. То же можно сказать в адрес таких редко встречающихся на московских площадках балетов, как «Каменный цветок» и «Анюта», поставленная под непосредственным руководством Владимира Викторовича Васильева, долгое время работавшего с воронежцами.

Программа у артистов необыкновенно насыщенная: 12 вечеров без отдыха плюс каждодневные прогоны. Но молодая труппа готова к нагрузкам, потому что привыкла работать, ставя перед собой самые высокие планки. Александр Литягин отмечает, что цель участия в фестивале – показать не самих себя, а достойно представить родной театр – один из лучших в России. Важно и обсуждение профессиональных проблем со специалистами, приходящими на выступления.

Сегодня Воронежский театр является настоящим оплотом культуры в Центральном Черноземье. Главный балетмейстер коллектива убежден, что его труппа способна предоставлять зрителю пяти крупных областей России качественный продукт – высокопрофессиональные спектакли. Для этого у Театра есть силы, мастерство, желание работать и то, что важнее всего в любой деятельности, – горящие азартом глаза и стремление к новым вершинам. «Мы не боимся ошибок», – отмечает Александр, в качестве «играющего тренера» выходящий на сцену со своими подопечными.

Заслуженный артист Воронежской области в свои тридцать с небольшим успел принять участие в международных конкурсах, поработать в коллективе одного из лучших балетмейстеров мира Бориса Эйфмана, станцевать ведущие партии на сцене музыкального театра Ростова-на-Дону и вновь вернуться в родной город – сначала в качестве танцовщика, а затем и в другой, еще более трудной должности. «Я заставляю людей работать, требуя от них качества Воронежского балета. Это должно звучать так же, как качество Большого театра», – говорит Александр. Неудивительно, что при такой самоотдаче балетная часть коллектива полюбилась зрителям не только Черноземья, но и за его пределами.

Избалованная возможностями Москва присматривается к Воронежскому театру. Но через 15-20 минут после начала спектакля попадает под обаяние молодых красивых артистов, слаженно и с наслаждением танцующих сложнейшие партии. Балеты сопровождаются овациями и это, как с гордостью отмечает Литягин, не искусственно организованные аплодисменты, а искренняя благодарность публики коллективу, открываемому столице впервые благодаря Летним балетным сезонам.

Разноплановый репертуар призван продемонстрировать профессионалам возможности труппы, когда в один вечер солист исполняет главную партию, а на следующий день становится в кордебалет – поддержать партнеров. Артисты умеют перестраиваться, танцуя сегодня романтическую возвышенную «Жизель», завтра – мистический балет «Лебединое озеро», а послезавтра – задорную ироничную «Анюту». Балетмейстер признается, что сам с большим интересом наблюдает за работой своих исполнителей.

Ведущие постановщики нашей страны радуются возможности поработать с воронежцами. Так, спектакль «Ромео и Джульетта» консультировал Михаил Леонидович Лавровский, легендарный балетмейстер и один из лучших исполнителей заглавной партии. Для постановки «Руслана и Людмилы» в Театр приезжал Андрей Петров – руководитель Кремлевского балета.

Сегодня о профессии артиста балета напоминают телевизионные конкурсы и фильмы. Александр Литягин отмечает важность этих проектов для популяризации этого прекрасного и непростого вида искусства. В первую очередь, среди зрителей, впервые соприкасающихся с удивительным миром танца.

Молодой балетмейстер из Воронежского театра надеется участием в престижном московском фестивале привлечь внимание к одной из самых сложных профессий в искусстве. Балет – это огромные нагрузки и изнурительный труд: поступить в лучшие хореографические училища страны может один из десяти. Но если звезды зажигают – значит, это кому-нибудь нужно: Александр Литягин и его молодая, жадная до работы труппа верит в свой театр и правильность выбранного пути. Он может быть сложен и долог, но обязательно приведет к успеху.


Фото из архива Воронежского театра оперы и балета