Интересна история создания оперы. 12 лет Валерия горела идеей перевести на оперный язык историю противостояния Екатерины Великой и княжны Таракановой и все никак не могла найти либреттиста. И вот ее сын – Святослав в 18-летнем возрасте принёс матери несколько готовых текстов к опере, и спустя короткое время сложнейшее по драматургии произведение было написано, а вскоре авторы завершили и всю оперу. Теперь, в свои 24, Святослав Беседин уже член Союза литераторов России.

Впервые эта опера прозвучала в 2012 году, под названием «Самозванка» и в сокращённом варианте - в исполнении симфонического оркестра, хора и солистов на сцене Красноярского театра оперы и балета, где была принята публикой с восторгом. К сожалению, до сегодняшнего дня опера не была показана в Москве и, чтобы познакомить с ней нового зрителя, Союз Композиторов Москвы предоставил авторам свой зал, где и произошла премьера камерной версии оперы.

Глубокий и сильный образ властной Екатерины воплотила солистка Большого театра Евгения Сегенюк, обладательница уникального по красоте и мощи контральто. Отметила публика и актёрское мастерство и дивный голос солистки театра оперетты Натальи Мельник, спевшей партию Княжны. В роли Канцлера выступил выдающийся певец, солист Большого театра, народный артист СССР – Владислав Пьявко, давший зрителям насладиться яркой актерской игрой и в свои 75 лет продемонстрировавший прекрасную вокальную форму. Граф Орлов - солист театра Новой оперы Артём Гарнов - русский богатырь с красивейшим тембром, разрываемый противоречивыми чувствами, а роль его Крестницы прелестно исполнила совсем юная Софья Селезнева. Партию фортепиано виртуозно сыграл Александр Жиленков. Режиссер Надежда Столбова мастерски воплотила основные сюжетные линии и драматические коллизии оперы на сцене. Все исполнители наглядно продемонстрировали высочайший уровень оперного искусства.

Конечно, эта опера в ее полном объеме, с масштабными хорами и симфоническим оркестром, требует большего сценического пространства, красочных, исторических декораций, вводящих зрителя в «золотой век» Екатерины, когда разворачивается действие оперы. Оно происходит в период правления Екатерины II в 1774-1775 г.г. в Зимнем Дворце Санкт-Петербурга, в Венеции, на корабле по пути в Россию и в Петропавловской крепости.

После окончания оперы восхищённые зрители устроили продолжительные овации и долго не расходились.

В следующий раз более расширенную версию оперы можно будет услышать 9 февраля в театре «Новая опера» в рамках Крещенского фестиваля.


Лев Миловидов, заслуженный деятель искусств России

Фото Михаила Мельникова