Раздвигание границ сознания и опрокидывание стереотипов о кукольном театре — одни из основных целей фестиваля, который впервые прошел аж в 1989 году. Он сразу мощно выстрелил: в фестивале приняли участие театры из Польши, Финляндии и США, и в одном автобусе кукольники посетили Москву и Московскую область, Хельсинки, Куоппио и Варшаву. Во время второго и третьего фестивалей МОГТК также гастролировал — кроме уже названных стран Европы, в США и Египте. Затем настали «лихие 90-е» и стране стало не до кукол и искусства вообще.

В 2014 году областной театр кукол, которому исполнилось 80 лет, решил возродить столь чудесное начинание, и фестиваль вновь стал ежегодным.

- И хотя пока в нашей программе нет зарубежных театров, мы решили сохранить статус международного, потому что надеемся, что время кризиса пройдет, и в Москву снова приедут наши коллеги из других стран, - заметил нынешний директор фестиваля (и МОГТК) Олег Лабозин.

Впрочем, афиша VI фестиваля и без того была интригующей: свои необычные постановки, помимо хозяев, показали «Дирижабль», Московский театр кукол, Детский камерный театр кукол, «ФИМ» из Екатеринбурга, государственный театр кукол из Белгорода и «Кукольный дом» из Пензы. Последний, кстати, привез спектакль-лауреат «Золотой маски», абсолютно взрослую постановку «Убить Кароля» по пьесе Мрожека. Постановка и вправду потрясает: менее чем за час на наших глазах совершается полная деградация личности, тем более страшная, что происходит с образованным и интеллигентным человеком. И вроде бы действие спектакля отсылает нас в 1960-70-е годы, когда еще свежи были в памяти сталинские репрессии, но постепенно приходит понимание, что происходящее, увы, актуально всегда, в том числе здесь и сейчас. Тем более, что самый жуткий персонаж в кожаном плаще странно напоминает одно до боли знакомое современное лицо, на которое даже намекать сейчас небезопасно. Интересна и метафора людей-марионеток и кукловода, которая здесь обыгрывается буквально. Актеры-кукловоды здесь полноправные участники представления. Одетые в темные халаты, шапочки и лицевые повязки, они похожи на странных и страшных хирургов, препарирующих человеческую натуру. Перед их лицом хочется гордо расправить плечи и сказать: не все люди, к счастью, таковы. Я, я не таков! Да, достоинство человека – хрупкий и самый дорогой дар, и его стоит беречь, - еще долго стучит в грудь как пепел Клааса после спектакля.

Другой сюрприз для публики старше 16-ти - «Письмовник», кукольная вариация по роману 2010 года Михаила Шишкина. Подарками для всех стали аж два представителя семейства ежовых - сказка с закрытыми глазами «Ежик в тумане» Театра кукол из Москвы и спектакль-игра МОТК «Не Ежик», появившийся благодаря фестивалю.

Дело в том, что в рамках прошлого фестиваля состоялась творческая лаборатория «Маленькая драма» по написанию новых пьес для кукольных театров. Так появились пьесы Анны Богачевой «Не Ежик» и Евгения Сташкова «Человек-шелкопряд».

- Про последнюю драматург Михаил Бартенев, который проводил мастерскую, сказал: «Или гениальная, или сумасшедшая. Решайте сами!», - призналась завлит областного театра кукол Ольга Лабозина. - Мы решились ее поставить, и нам кажется, результат получился интересным.

«Человек-шелкопряд» - на мой взгляд, действительно, самая оригинальная пьеса фестиваля. Это самостоятельное произведение, написанное верлибром, по сути поэтически-мифологическая притча, лично мне напомнившая фильмы Сергея Параджанова с его неповторимыми поэтическими метафорами. И этот миф (или квест, как по-модному окрестили его в театре) со своей запутанной паутиной несюжетных ходов мыслей и персонажей заведомо шире получившегося спектакля. Хотя тот тоже интересен и самодостаточен. Да и автор пьесы, загадочная личность из Нижнего Тагила, Евгений Сташков доволен режиссерской интерпретацией Юрия Алесина. Последнему, конечно, большой респект – перевести авторскую философию, да еще написанную поэтическим языком, в пусть и таинственную, но лаконичную и внятную историю – дорогого стоит. А история получилась про Учителя и Ученика, которая повторяется на разных уровнях: двух гусениц, паука и Паучихи, Кошки и Собаки (они же ведущие). И она ставит вопросы на метафорическом уровне: например, что лучше – делать свою работу (то бишь есть листья тутовника) и превратиться в бабочку или тосковать по луне и остаться гусеницей? Если отыщешь ответы на подобные вопросы, то сам станешь Учителем. Детям притча становится ближе благодаря квесту, который придумали специально для постановки.

«Не Ежик», рассчитанный на аудиторию 6+, – история на этом фоне очень простая, всем понятная и актуальная для всех возрастов: как принять себя таким, какой ты есть – колючий, медлительный, неуклюжий или белый и пушистый.

Екатеринбурженка Анна Богачева уже добилась успеха не только как драматург (ее «Не Ежика» поставили 4 театра), но и как режиссер – недавно поставила спектакль в Коляда-театре. Стиль коллеги из МОГТК (поставил спектакль Валерий Баджи) она одобрила.

- А то ведь можно было его поставить в советском духе, - заметила Анна, - с бесконечными песенками и плясками о дружбе. Или наоборот, суперсовременно – с интерактивом, который забил бы смысл истории.

Постановка в МОТК получилась свежей и непафосной, и пришлась по душе детям. Это подтвердила и Анна Попова, представитель семейного жюри фестиваля, состоящих из постоянных зрителей Московского областного. А свой приз жюри вручило создателям спектакля «Солнечные зайчики» Екатеринбургского театра ФИМ.


P.S. Фестиваль закончился, а новый сезон конкурса пьес «Маленькая драма» только начинается. До 1 декабря организаторы ждут заявок от драматургов, а в конце мая следующего года состоится первый, эскизный показ (читка) пьес-победителей.


Фото автора и Андрея Маленкова