Как лузеру стать крутым?

Главный приз фестиваля, «Золотого Георгия», получил фильм болгарского режиссера Ивайло Христова «Лузеры» - безусловно симпатичный во всех отношениях, у него лишь один недостаток – он не поднимается до уровня шедевра. Но в картине действительно много достоинств: одно черно-белое изображение чего стоит – оно здесь на редкость органично и оправданно (монохромная гамма адекватно представляет маленький провинциальный городок с его лишенной индивидуальности планировкой), сценарий остроумен,  герои узнаваемы и колоритны, их истории достоверны и при этом выразительны, режиссура точна – ничего лишнего, актерская игра достойна всяческих похвал. Результатом всех этих усилий стала благодарная зрительская реакция – зал хохотал и замирал ровно там, где нужно.

А моментов для таких переживаний было предостаточно, ведь речь в фильме идет о подростках, том мучительном и часто нелепом периоде в жизни каждого человека, когда начинаешь примерять окружающий мир под себя, и обнаруживаешь, что он тебе не только не нравится, он предстает отвратительным, бездарным и жестоким, а взрослые – моральными уродами. Ботаник в нелепой ушанке, Коко пытается объяснить это тем, что «в тебе что-то ломается, вот ты и становишься взрослым». Главная героиня ленты, Елена, взрослеть=становиться серой обывательницей отчаянно не хочет – у нее перед глазами вечно пьющая мать и скучная жизнь в городишке, где гастроли не слишком успешной панк-группы – самое важное и необычное событие. Об этом можно было бы снять брутальное, жесткое кино, но, к счастью, режиссер решил эту историю в ключе доброго кино, на стыке с комедией. Смешны и гротескны сцены в школе, где мудрый, хотя и нервный директор советует Елене всю свою агрессию выплескивать в… блокнот, прямо как в анекдоте: «Я не злопамятный, поэтому все записываю». Финальный разговор всех персонажей примиряет их и нас, зрителей, с жизнью, которая вовсе не так и не сплошь плоха, особенно если рядом друзья. «Лузер – это тот, кто живет в Болгарии» - «Ерунда, все, кто живет на Земле, лузеры. Счастливчики живут где-то на других планетах».

А вот фильм «Герои зла» Сое Берриатуа - об оборотной стороне медали, трагической стороне пубертата. Это эдакий испанский вариант «Чучела». Трое изгоев не могут справиться со своими проблемами и комплексами поодиночке, но, объединившись, они становятся страшной силой, которая берется мстить всему миру. Самая сильная сторона этой ленты – в достовернейше созданных юными актерами - Эмилио Паласиос, Хорхе Клементе, Беатрис Медина - характерах. Один – типичный «середнячок» из благополучной семьи, который не слишком уверен в себе и не знает, чего он хочет, второй – страшно нервный, отчаянный мальчик, который – лишь дай повод – готов выместить на любом все накопленные обиды. Между ними - неуклюжая девочка, которая не может поверить в свою привлекательность, но достаточно цинична для своего возраста.

Вместе они становятся бандой, провозгласив себя в припадке эйфории от вседозволенности «героями зла». Они жестоко расправляются с самым «крутым» парнем в классе, который их «прессовал», воруют в магазинах, покушаются на убийство. Они ходят по самому по краю, психика отвечает страшным распадом. Двое из них вовсе не готовы идти до конца и расплачиваться за то, что сотворили. И вот, прямо по Достоевскому, они решают «убрать» третьего, самого неуравновешенного члена банды, который своим поведением рано или поздно их выдаст. Впрочем, все пойдет не совсем так, как эти двое задумали…

Почему эти подростки оказались так жестоки и неадекватны? Авторы оставляют вопрос открытым – социальная среда лишь отчасти может что-то объяснить. Вот и главный «псих» оставляет после себя загадку – что правда: история, как его избивал отчим (в этом есть сомнения), или признание, что ему «суждено стать плохим» - то есть ему понравилось насилие как путь компенсации своей ущербности. К сожалению, хороших взрослых в этом фильме мы не встретим. Единственная представительница этого мира, школьная учительница истории – образец отвратительной черствости и высокомерия. Можно ли в это неустойчивое время оставить подростков одних над пропастью во ржи? Происходящее на экране говорит само за себя.   

К счастью, умные и добрые педагоги все же появляются на экране. В ленте иранского режиссера Мехрдада Гафарзаде «Море и летающая рыба» учительница рисования и учитель пения из всех сил пытаются сделать более человечной средой обитания для попавших в трудную ситуацию детей исправительную колонию. Среди их воспитанников оказывается юный гений, который способен нарисовать на стене настоящее море. У глухонемого мальчика своя полуфантастическая история – даже утрату слуха он преобразил в чудесную сказку: он тонул, но его спасла большая летучая рыба. Она становится символом свободы и счастья и для остальных персонажей ленты. Режиссер рассказывает историю несколько наивно, но трогательно: даже взрослые мальчишки, привычно занимающиеся дедовщиной по отношению к «мелюзге», способны заплакать, когда поют песню – правда, очень красивую – про родной Иран. Впрочем, в финале авторы попытались сбалансировать стремление быть правдивыми и желание хеппи-энда. Мальчик все-таки уплывет в свое нарисованное море, и будет ему счастье.

Татьяна ЕФЛАЕВА

 

Коротко и ясно

Традиционно наравне с основными конкурсами игрового и документального кино на Московском Международном кинофестивале проводится и конкурс короткометражных фильмов. На 37 ММКФ победителем в этом разделе стал режиссёр из Южной Кореи Ким Юнха за 16-минутную картину «Метод ведения наблюдения снайпером».

В этом мини-фильме практически нет слов, всё понятно и так. Убийца-профессионал получает очередное задание. Глядя в объектив своей винтовки, киллер уже собирается нажать на курок, но немного медлит. И тут перед его глазами как на киноэкране разворачивается мучительная драма человека, дошедшего до крайней точки. Снайпер с удивлением обнаруживает, что потенциальная жертва сама собирается свести счёты с жизнью, предпринимая для этого одну за другой неудачные попытки, и страдая от этого ещё больше. Поэтому пуля киллера была бы для этого человека, конечно же, спасением. Но профессиональный убийца здесь не для того, чтобы спасти, а для того, чтобы отомстить за своего клиента. Поэтому финальный выстрел так и не прозвучал.

Вообще, у фильма-победителя конкурса короткометражного метра были довольно сильные конкуренты. Всего в этой программе было представлено восемь картин и некоторые из них были достойны главного приза не менее, чем фильм из Южной Кореи. Режиссёрам мастерски удалось в этих коротких историях передать целую жизнь, судьбу, настроение человека, чего, порой, частенько не хватает и полнометражным картинам. Вот, например, 12-минутная лента «Ева» (режиссёр Франсиско Пареха, Венесуэла). Кстати, в этом фильме тоже нет слов. Только музыка и эмоции. Очень пожилая, но по-прежнему красивая и изящная дама каждый день приходит в кафе, садится за один и тот же столик и пьёт свой кофе. Однажды за соседним столиком появляется мужчина её возраста. Они улыбаются друг другу, завязывается взаимная симпатия. Любви, как известно, все возрасты покорны, ну а уж чем ближе человек приближается к роковому рубежу, тем, возможно, сильней потребность быть любимым и нужным кому-то. Да и эротическая составляющая тоже никуда не исчезает с годами. Это становится понятно, когда мы видим, как Ева тщательно готовится к очередному свиданию – долго принимает душ, тщательно подбирает красивое бельё, причёсывается и наводит красоту на своё уже увядшее лицо. И она действительно прекрасна, как прекрасна любая влюблённая женщина. Но придя в кафе и просидев там очень долго, Ева так и не встретила своего мужчину. Он не пришёл. И возможно не потому, что не захотел. Учитывая его возраст, понятно, что, возможно, он просто уже и не смог. Финальный кадр – разочарованная и несчастная женщина горько плачет у себя дома. Казалось бы, обычная, банальная история. Но в этой крошечной новелле столько чувств, страсти и подлинности, в этой истории – вся женская судьба, с её надеждами и печалями.

О нелепых превратностях человеческой судьбы повествует и 19-минутная лента «Картонный человек» (режиссёр Дарья Емельянова, Россия). Эта мини-история одновременно и смешна и печальна. Человека из картона, в полный рост, вырезали шаловливые дети, а потом, поиграв, выбросили. И вот этот персонаж проживает целый день жизни, почти как реальное, живое человеческое существо. Ветер гоняет по улицам кусок картона, вовлекая его в различные житейские ситуации. Правда, ему не повезло, будучи безвольным и безмолвным существом, в ситуации он попадает неблагоприятные, приводящие к драматическому итогу. Алкаши подбирают его на улице («третьим будешь»), берут с собой в пивную, где поят нарисованным пивом из нарисованной кружки. Картонный человек попадает в вытрезвитель, а затем и в психиатрическую лечебницу. Финал предсказуем – свою короткую, игрушечную жизнь картонка заканчивает на помойке.

Фильм «Мисс Захра» (режиссёр Маркус Лехмусруусу, Финляндия) длится 28 минут. За это время режиссёр успевает внятно рассказать историю о поисках любви, одиночестве, дружбе, а ещё о том, что мы в нашем жестоком мире разучились доверять друг другу, но ситуацию всё же можно исправить. Одинокий водитель лесозаготовительного комбайна Сеппо получил е-мэйл от незнакомки из далёкой восточной страны. Красотка просит его помощи. Дело, естественно, касается денег. Друг Сеппо крутит пальцем у виска, вполне резонно доказывая ему, что это обычная разводка. Но Сеппо, истосковавшийся по любви, решает плюнуть на условности и поверить мисс Захре. Постепенно он привязывается к девушке, они долго разговаривают по скайпу, рассказывают друг другу о себе. И финн решает рискнуть, прервать монотонность своего существования, первый раз в жизни совершить хоть какой-то поступок, и ввязаться в сомнительную авантюру. Кстати, его друг, хоть и ворчит, но не бросает товарища и помогает ему. И милосердная и справедливая судьба оказывается к Сеппо благосклонна, она не обманывает доверие хорошего человека, в финале фильма молодые люди встречаются. Правда, всё-таки не стоит воспринимать эту историю, как руководство к действию. Всё же в большинстве своём подобные письма и просьбы от незнакомок и незнакомцев действительно оказываются обманом, от которого можно очень сильно пострадать. Но фильм «Мисс Захра» дарит надежду на то, что и у подобных сюжетов случается и хэппи-энд.

Александра ИВАНОВА

 

 

Печальные приключения в Стране Оз

Российская программа ММКФ в последнее десятилетие вызывает неизменный ажиотаж публики – ведь здесь можно увидеть самые острые и знаковые ленты года. И главное, это кино о нас и для нас. 37 Московский фестиваль снова удивил.

«Страна Оз» Василия Сигарева прошла при полном аншлаге. Зал Дома кино был забит до отказа. Периодически он взрывался от смеха, да так громко, что последующие реплики с экрана было почти невозможно расслышать. Между тем, происходящее на экране напоминало неприглядную российскую действительность до тошноты, до неприличия, до кома  в горле. Если это и похоже не сказку, то страшную, где смешно сквозь слезы. Только вместо девочки Дороти и собачки Тото в путешествие отправляется вполне себе взрослая героиня по имени Елена с собачкой Дюдей (одно это обстоятельство вызывает целый букет ассоциаций – от Чехова до братьев Коэнов с «Большим Лебовским»).

Действо разворачивается на фоне современных декораций, которые и не декорации вовсе, а реалии нашей жизни, сгусти которые – и вот перед тобой уже гротеск. Но гротеск все же не переходит в фарс, не становится абсурдом. Здесь нет ничего нереального, разве что нагромождение приключений, произошедших с героями фильма всего за одну ночь.

В условном городе российской провинции  Елена путешествует по опасному и непредсказуемому пространству новогодней ночи,  встречаясь с разными людьми. Вот мужчина, гуляющий с собакой, чуть было не подорвался  только что купленными петардами, но женщина в ларьке отказывается вызвать ему «скорую». А вот случайный незнакомец, к которому героиня отправляется в гости к «поесть сладкого». Тот вдохновенно рассказывает Елене  о бардовской песне и предлагает послушать клип собственного производства на музыку Визбора «Милая моя». Одновременно с этим донжуан предлагает даме пережить незабываемый опыт тантрического секса. Однако через некоторое время в дверь начинают звонить жена хозяина квартиры вместе с дочкой и тещей, и незадачливый кавалер выталкивает Елену с собачкой на балкон и почти вынуждает прыгать с пятого этажа. Такой вот анекдот наоборот.

Чудом героине удается спастись, и она оказывается в очередной квартире, хозяйка которой принимает Елену за проститутку, но приглашает в гости и кормит пельменями. Великовозрастные сыновья расхаживают по квартире в семейных трусах и громко матерятся, потому что у них «угнали танк» в компьютерной игре. А через некоторое время Лена получает пулю в голову от пьяного любителя пострелять в честь праздника. Еще миллиметр, и, кажется, что черная комедия грозит перерасти в социальную драму. По сути, все, что мы видим на экране от начала до конца - бесконечная цепь бытового и семейного насилия. Оно происходит на наших глазах и никого не удивляет. «Почему ты уехала?» - «Муж бил».  «А... У меня тут тоже боксеры", - спокойно и покорно произносит пожилая женщина.

Среди актерских работ ленты есть настоящие шедевры. Невероятно колоритна Инна Чурикова в роли мамаши с пельменями, приторговывающая косметикой по каталогу и рассуждающая о продажности Жириновского. Хороша и Яна Троянова в главной роли, прекрасно сыгравшая очень распространенный в  нынешней России типаж -  крашеную блондинку. Ее героиня немногословна, почти нема, она добровольная жертва обстоятельств. И это, пожалуй, самое страшное.

Фильм «Пионеры-герои» Натальи Кудряшовой – о нынешних 35-40-летних, последнем поколении пионеров, что вспоминает свое перестроечное детство. Они еще успели побыть октябрятами, вступить в пионеры, почитать книжки про Павлика Морозова и про дедушку Ленина. Советская действительность воссоздана с поразительной точностью – в декорациях, костюмах, интонациях героев. «Пионеры-герои» - это выплеснутая на экран столь знакомая многим ностальгия по детству, по безопасной и спокойной жизни. Это взгляд в прошлое с позиции ребенка, немного потерянного, не успевшего повзрослеть и осознать, каким же образом мы вдруг «переехали» из той страны в эту. Кстати, приятно порадовали актерские работы детей, принимавших участие в  картине.

Сегодня  бывшие пионеры сидят в креслах,  уткнувшись в мониторы, не забывая периодически прикладываться к бутылке и рассуждать о том, есть ли в их жизни место подвигу. И, как ни странно, место ему действительно находится. Андрей кидается в воду спасать тонущего человека, хотя сам не умеет плавать, и чудом остается в живых.  Катя оказывается почти в эпицентре взрыва  произошедшего в результате теракта. Вместо того, чтобы бежать подальше, она возвращается спасти чужого ребенка... Даже рай здесь напоминает светлое и несбывшееся советское будущее, где ангелы встречают тебя в пионерских галстуках…

Фильм получился неровным, однако для дебюта вполне неплох.

Еще одна картина российской программы, собравшая полный зал, -  «Под электрическими облаками» Алексея  Германа-младшего. Фильм состоит из нескольких новелл. Действо происходит в огромном доме недавно умершего миллионера. Вокруг туман, белый песочек  пляжа, тихий шелест моря. Работа художников потрясает с первых кадров фильма и не разочаровывает до последней секунды.

В традициях обоих Германов, это разговорное кино, где герои все время пытаются ухватить в слове исчезающие смыслы, словно чеховские персонажи. Здесь перепутаны времена года, исторические эпохи и сюжетные линии. Возможно, это 2017 год, а быть может, перестройка. Перед глазами проносится вся новейшая история России: тут и рассказы школьника про заграничную жвачку, и речи Михаила Горбачева, доносящиеся из телевизора, и разборки с перестрелками и истории коррупционеров, которые теперь строят больницы. На горизонте виднеется целый сад скульптур и высотная конструкция причудливой формы. Создавший ее архитектор сокрушается о том, что владельцы собрались переделать и продать здание. «Дом, который мы строили, вскоре будет разрушен» - все время повторяют персонажи, заставляя принять это как символ нынешнего российского общества. «Под электрическими облаками» -  попытка осмыслить прошлое и предсказать будущее, пугающие и тревожные очертания которого утопают в тумане.

Анна ЮФЕРЕВА

 

Призы 37 ММКФ:

 

Главный приз «Золотой Георгий»

ЛУЗЕРЫ (реж. ИВАЙЛО ХРИСТОВ, Болгария)

 

Специальный приз жюри «Серебряный Георгий»

АРВЕНТУР (реж. ИРИНА ЕВТЕЕВА, Россия )

 

Приз «Серебряный Георгий» за лучшую режиссерскую работу

ФРЕДЕРИКЕ АСПЁК (Росита, Дания )

 

Приз «Серебряный Георгий» за лучшее исполнение мужской роли

ЕРКЕБУЛАН ДАИРОВ (ШЛАГБАУМ , Казахстан)

 

Приз «Серебряный Георгий» за лучшее исполнение женской роли

ЕЛЕНА ЛЯДОВА (ОРЛЕАН, Россия )

 

Приз «Серебряный Георгий» за лучший фильм документального конкурса

ЗЕМЛЯ КАРТЕЛЕЙ (реж. МЭТТЬЮ ХЕЙНЕМАН, США, Мексика)

 

Приз за лучший короткометражный фильм

МЕТОД ВЕДЕНИЯ НАБЛЮДЕНИЯ СНАЙПЕРОМ (реж. Ким Юхна, Южная Корея)

 

Приз за вклад в мировой кинематограф

ЖАН-ЖАК АННО (Франция)

 

Специальный приз "За покорение вершин актерского мастерства и верность принципам школы К.С. Станиславского"

ЖАКЛИН БИССЕТ

 

ПРИЗ ИЗДАНИЯ KOMMERSANT WEEKEND

«МИЛЫЙ ГАНС, ДОРОГОЙ ПЕТР» (режиссер Александр Миндадзе, Россия, Германия, Великобритания)

 

ПРИЗ ЖЮРИ ФИПРЕССИ

«ДОРОГА» (режиссер Рана Салем, Ливан)

 

ПРИЗ ЖЮРИ NETPAC

«АРВЕНТУР» (режиссер Ирина Евтеева, Россия)

«БУДЬ ПАИНЬКОЙ» (режиссер Мипо О, Япония)

 

ПРИЗ ЖЮРИ РОССИЙСКОЙ КИНОКРИТИКИ

«ЛУЗЕРЫ» (режиссер Ивайло Христов, Болгария)

Диплом: «МОРЕ И ЛЕТАЮЩАЯ РЫБА» (режиссер Мехрдад Гафарзаде)

Специальное упоминание: «АРВЕНТУР» (режиссер Ирина Евтеева, Россия)

 

ПРИЗ ЖЮРИ ФЕДЕРАЦИИ КИНОКЛУБОВ РОССИИ

«ЛУЗЕРЫ» (режиссер Ивайло Христов, Болгария) – лучший фильм международного конкурса

«ОРЛЕАН» (режиссер Андрей Прошкин, Россия) – лучший фильм по итогам рейтингового голосования регионов

«АНГЕЛЫ РЕВОЛЮЦИИ»( режиссер Алексей Федорченко) – лучший фильм российской программы

 

ПРИЗ ЗРИТЕЛЬСКИХ СИМПАТИЙ

«АНКЛАВ» (режиссер Горан Радованович, Сербия-Германия)

 

 

P.S. О других ярких лентах ММКФ читайте в свежем номере «УГ».

 

Фото Анны Юферевой, Татьяны ЕФЛАЕВОЙ и с сайта ММКФ