Перед началом учебного года так хочется урвать последние дни отдыха! Но 163 подростка, съехавшиеся в Подмосковье в необычный лагерь из 19 регионов России, провели конец августа не так, как многие. Все они – участники программы «Шанс» благотворительного фонда «Арифметика добра», и они не отдыхали, а тренировались. Как марафонец тренируется перед важным забегом – также и каждый из этих ребят готовил себя: кто-то к насыщенным школьным дням в старших классах, кто-то – к новой самостоятельной жизни вне стен детского дома.

Найти ответы на вопросы

Подобная необычная тренинговая лагерная программа фонда «Арифметика добра» – самая массовая и масштабная летняя работа НКО с детьми-сиротами. Как отмечают организаторы кампуса, даже популярные сейчас языковые лагеря не набирают такой масштабности – чтобы принимать детей из стольких регионов страны. Столь крупных программных лагерей в России нет. Можно, конечно, возразить, что годами работают такие лагеря, как, к примеру, «Артек» и «Орленок», но и там принцип иной. Так, чтобы с детьми велась системная работа в течение года, а потом их собирали на итоговую программу всех вместе, - это, по сути, ноу-хау фонда.

«Наш образовательный кампус – это некая резюмирующая часть программы «Шанс», сюда съезжаются самые лучшие ученики, - рассказывает Юлия Иванычева, руководитель программы «Шанс» фонда «Арифметика добра». – В этом году в нашей программе занималось 540 детей из 27 регионов страны, и 163 из них своим упорством и активностью заслужили поездку в кампус. В «Шансе» ребята не только подтягивают свои знания по школьным предметам, хотя и это очень важно – благодаря онлайн-урокам с нашими преподавателями дети серьезно улучшают свои знания, в итоге многие успешно поступают в вузы и колледжи. Но вторая не менее важная сторона нашей работы – это социализация наших подопечных».

«Какой багаж за плечами подростков, которые живут в детских домах и вот-вот выйдут в самостоятельную жизнь? Это потери и травмы, ощущение предательства, часто обиды или чувство неуверенности, недоверия к миру, - замечает Наталия Мишанина, руководитель психологической службы фонда «Арифметика добра». – В них не хватает жизненной энергии, чтобы расти и развиваться дальше. Такой ребенок уходит от решения важных задач – учебных в том числе, и это своего рода протест. К тому же им трудно найти самих себя. На вопросы «Кто я?», «Что я могу?» у них не находится ответов. Наконец, у них нет многих навыков для будущей самостоятельной жизни. И при этом нет значимых взрослых, к кому бы они могли обратиться за помощью и советом».

В этой ситуации крайне важна помощь, которую дает таким детям фонд «Арифметика добра». В рамках «Шанса» старшеклассники занимаются еще и с тренерами и психологами, и это помогает им справляться с теми проблемами, о которых говорит психолог. Наконец, и в первые годы после выпуска из детского дома фонд не теряет ребят из виду: они продолжают заниматься в «Шансе»». Среди 163 участников кампуса, кстати, были и те ребята, кто уже выпустился из детского дома и учится в колледже или поступил в вуз.

Старшеклассники попали в «Мир Будущего» - так называлась программа кампуса в этом году. Каждая команда должна была пройти спецподготовку, чтобы получить звание «Человек будущего». В итоге все успели поработать в пяти «лабораториях»: подростки «прокачали» и свое интеллектуальное, и физическое развитие, проявили себя в творчестве и искусстве, познакомились с секретами финансовой сферы жизни, научились общаться и взаимодействовать в команде.

«Теперь я уверен в себе!»

«Я уже второй год в кампусе, - рассказывает 20-летний Сергей Романьков. Он прожил в детском доме 6 лет, а сейчас уже окончил колледж и поступил в этом году в Санкт-Петербургскую духовную академию – тоже благодаря занятиям в «Шансе». – Когда я ехал сюда в прошлом году, я был уверен, что это будет обычный лагерь: отдых, активные игры, футбол… А оказалось, что тут совсем нет свободного времени. Мы были полностью погружены в тренинги. Но мне это очень понравилось. Завлекло, уже со второго-третьего дня я углубился в работу. Замечу, что в обычном лагере дети не всегда быстро сближаются, иногда этого вообще не происходит. Здесь же мы уже на второй-третий день становимся как одна большая семья».

Самые полезные навыки, которые, как считает Сергей, он приобрел в кампусе – это открытость и настроенность на взаимопонимание. «Я теперь не боюсь строить дружеские отношения. А еще у меня была боязнь сцены и большого количества людей, а теперь я уверен в себе». То, что Сереже удалось поступить в духовную академию Санкт-Петербурга – тоже результат его занятий в «Шансе». Там был огромный конкурс, в академию приехали поступать ребята со всего мира, но Сергей не побоялся конкуренции, подал документы, достойно сдал экзамены – и победил!

«Знак качества: люди работают ради ребенка»

Кстати, для участников «Шанса» кампус - еще и возможность уже очно увидеться со своими преподавателями. К примеру, преподаватель русского языка Михаил Толмацкий, который работает в «Шансе» с самого начала, специально приехал сюда, чтобы познакомиться с детьми, у которых он уже ведет онлайн-уроки или будет вести в будущем: «Это возможность пообщаться с ребятами и сделать выводы о том, чем можно разнообразить программу обучения. Я хочу узнать больше об увлечениях подростков и применять эти знания на занятиях». Дети, кстати, всегда рады встрече со своими учителями в реальности. Ведь многие эти взрослые стали для шансовцев друзьями, наставниками.

«Дети ждали эту поездку, - рассказывает Юлия Корташева, сопровождающая детей школы-интерната города Грязи Липецкой области. – Для них это еще и встречи с ребятами из других детских домов, с которыми они познакомились в прошлом году. Такой тесный контакт с такими же, как они, детьми, но живущими далеко от них, за тысячи километров, очень важен. А еще здесь прекрасная атмосфера. Некая общая позитивная энергетика, в которую мы все погружаемся вместе – и дети, и взрослые».

Тренинги сменяются вечерним отдыхом: «свечками» - разговорами по душам, танцами. «Я наблюдаю за тем, как меняются наши дети, которые в «Шансе» уже два года, - говорит Юлия. – Они не только стали лучше учиться. В них вырабатывается пунктуальность, тщательность в работе в школе. У них появляются мечты и цели. Одна из моих девочек, побывав в прошлом году в кампусе, захотела работать организатором мероприятий. Она хотела пойти в театральный, но здесь, в кампусе, она увидела, как она может применить свои умения на практике – и поступила, и уже учится. А Никита хочет стать психологом. Может быть, у него и не получится, но желание – очень важно».

Дети-подопечные проекта «Детские деревни SOS» в Кандалакше в этом году впервые занимались в «Шансе». «Мы захотели понять, как это работает – дистанционные курсы с преподавателями. Кураторы программы сумели все хорошо организовать. У нас занималось 7 детей, и 5 из них поступили в разные учебные заведения, - рассказывает Игорь Воробьев, сопровождающий детей. – Через какое-то время мне уже не нужно было приводить детей на занятия, следить за ними, пришли ли они. Они сами заинтересованы в учебе. Одна из наших выпускниц поступила в Мурманский арктический государственный университет на воспитателя. Другой выпускник учился тяжело, хотя у него были отличные возможности, – не было мотивации. И он смог благодаря «Шансу» сдать математику на 4. А еще они знакомились с разными профессиями, с финансовой грамотностью – казалось бы, этому немного учат и в школе, но они все же не получают там нужных знаний, а в «Шансе» они смогли многое узнать. Дети научились презентовать себя, научились многим социальным навыкам благодаря тренингам. В будущем это им сильно пригодится».

Игорь Воробьев отмечает, что и в кампусе, и в целом в программе «Шанс» задействован пул настоящих профессионалов, которые умеют работать с детьми: «Например, репетиторы «Шанса» видят белые пятна в знаниях детей, они это прорабатывают, а не просто, как бывает в других случаях, стандартно выполняют с ними домашние задания. В итоге удается вскрыть пробелы в знаниях и за прошлые годы, и тщательно прорабатываются все эти провалы. Здесь – индивидуальный подход к каждому ученику, нет формального отношения. Мы видим знак качества: люди работают ради ребенка».

«Мы уходим от образования знаний к образованию навыков»

Наталья Винокурова, один из тренеров программы «Шанс», уже 10 лет работает с детьми из детских домов. Она отмечает, что по своему опыту видит: системное структурное образование дает очень многое. «Вообще и «Шанс», и наш кампус – это история не только про образование, а про помощь и поддержку. И еще про счастье. Заметьте – наши дети, и семейные, и те, которые живут в детских домах – не ощущают в школе состояние успеха, которое им необходимо, - говорит Наталья Винокурова. – В свое время Гарвардская школа бизнеса по заказу американского правительства опрашивала учеников в проблемных школах, задавая им вопрос: «Для какой цели вы нанимаете школу?». В 90 процентах были ответы: «Чтобы общаться с друзьями» или «Чтобы чувствовать себя успешным». А потом начался второй этап эксперимента – детей начали хвалить. Когда ребенок, учащийся на двойки, вдруг получил тройку, он получал массу похвал и поддержки. И вдруг заметили, что успеваемость в этих школах начала расти! Вот и нашим детям не хватает поддержки и похвалы. Да и просто общения. Программа «Шанс» дает все это ее участникам. Ведь преподаватель рано или поздно становится наставником, другом.

Дети понимают, что сегодня мы уходим от образования знаний к образованию навыков. Они спрашивают нас: «Зачем нас учат в школах тому, что не пригодится? Почему там не учат командной работе, взаимодействию с людьми, общению?». «Шанс» и кампус дают этим детям такие навыки».

Фото предоставлено Фондом «Арифметика добра»