​Нетривиальный художественно-образовательный проект в МГПУ создали при участии агентства «StreetArt». Концепт разработали в пресс-центре университета, но воплощение идеи в жизнь доверили профессионалам своего дела – креативное агентство известное своим фестивалем уличного искусства «Стенография» уже второй год подряд разрисовывает стены педагогического университета.

В прошлом году в рамках фестиваля художники из команды «StreetArt» уже презентовали портреты знаменитейших ученых и практиков в области педагогики. Тогда это оказались Лев Выготский, Януш Корчак, Антон Макаренко и Николай Кюнг. В этот раз на стенах университета запечатлели Джона Дьюи, Константина Ушинского и Марию Монтессори. Выбор не случаен: еще в 1986 году ЮНЕСКО признала, что, например, в ХХ веке наибольший вклад в развитие педагогики внесли четыре педагога и трое из них – Макаренко, Дьюи и Монтессори – уже на стенах МГПУ.

Все изображения выполнены в ярких красках, но в довольно минималистичном стиле – портрет педагога и цитата. Выбрав подобный комиксовый стиль для рисунков, художники остановились и на весьма подходящем названии проекта. Идея «Настоящих супергероев» такова: супергерои – это не только те, кто проявляет героизм на страницах комиксов и на экранах кинотеатров, настоящие супергерои – это те, кто изменил нашу жизнь, и в данном контексте – мировое образование. Идея простая, но действенная. Особенно для будущих педагогов – увидел на стенах родного вуза смутно знакомый образ, полистай книжки или зайди в Интернет и разберись – нарисовано явно не просто так…

Какие же знания побуждают почерпнуть «Настоящие супергерои»? В первую очередь это сведения о тех, кто двигал педагогическую науку и практику. Например, Мария Монтессори – первая итальянская женщина-врач, она разработала собственную методику и организовала сеть «свободных» детских садов. Несмотря на то, что некоторые моменты ее методики критикуются, ряд ценных элементов до сих пор в ходу в различных детских садах и развивающих центрах.

Джон Дьюи, американский специалист по педагогике, разработал проектный метод обучения. В 20-х годах прошлого века он побывал в России и предложил апробировать свои идеи на новой педагогической почве молодого государства.

Януш Корчак, руководивший в 20-х годах детским домом, в 1942, вместе со своими воспитанниками встретил смерть в газовой камере. Даже в тяжелые годы войны он старался сделать для детей всё, что было в его силах. «Вы ошибаетесь! Дети превыше всего!» - крикнул он, захлопнув дверь поезда, который увозил его и его воспитанников в лагерь. Именно эту цитату и решили написать рядом с его портретом.

«Цитата должна быть хороша и наполнена энергией, как в случае с Корчаком. Но, самое главное, чтобы она играла сама по себе, чтобы это была некая законченная мысль, которая и без контекста может иметь большой смысл», - рассказал о выборе высказываний для граффити организатор проекта Евгений Насыров. – Внутриуниверситетское голосование помогло нам определить, кого рисовать в этом году. Выбирали по разным основаниям. Хотели даже изобразить Станиславского, но для него не нашлось достойной стены».

«Граффити это не статья в Википедии и не параграф в учебнике, здесь не может быть много информации. Будет много информации – не будут читать. Клиповое сознание устроено так: раз - и сфотографировал! И что-то запомнил», - отметил директор Института педагогики и психологии образования МГПУ Александр Савенков.

…заметно похолодало, начался дождь, но художники все еще наносили финальные штрихи. Музыку приглушили, к участникам презентации вышел ректор университета Игорь Реморенко. Игорь Михайлович пошутил насчет традиционной московской летней погоды и поделился своим видением искусства граффити. Обращаясь к абитуриентам и студентам, ректор МГПУ сказал замечательную фразу, которая очень просто объясняет замысел проекта: «Нам очень нравится, как они <изображенные на стенах МГПУ педагоги – авт.> работали, и мы все очень хотели бы быть на них похожими».

Фото Вадима Мелешко