Перед началом обсуждения Сергея Кравцова провели по залам, где представлены ведущие разработки МЦКО. В современное образование активно внедряют компьютерные технологии: например, для оценки знаний по естественнонаучным предметам разрабатывается симулятор неизвестной планеты, для «исследования» которой нужно применять знания по биологии, химии, физике и географии. Для усиления эффекта можно даже использовать очки виртуальной реальности…

Еще одно новшество в оценке образования – онлайн-сервис «Мои достижения» (www.myskills.ru), который дает школьникам возможность, не выходя из дома, решать пробные варианты заданий Государственной итоговой аттестации по различным предметам. Также на сайте есть тренажер заполнения экзаменационных бланков: как показывает практика, ошибки в заполнении – до сих пор самое частое препятствие на пути к успешной сдаче экзаменов. Для тех учеников, у которых после прохождения пробного тестирования остаются вопросы, также работает онлайн-консультация. Ответы можно загружать на сервис двумя способами: либо фотографировать рукописные решения, либо писать стилусом на тач-скрине. Сергей Кравцов подчеркнул, что «Мои достижения» необходимо популяризовать, чтобы каждый школьник знал о возможности потренироваться перед экзаменами.

Говоря об устройстве современной системы оценки качества образования, Сергей Сергеевич напомнил, что сегодня система включает в себя элементы тестирования в начальной школе (4 класс – математика, русский язык и окружающий мир), НИКО, ОГЭ, ЕГЭ и международные исследования, такие, как, например, PISA или TIMSS. По словам руководителя Рособрнадзора, в настоящий момент важнее всего понять, каким образом можно использовать результаты экзаменов и исследований в методической работе с учителями и в процессе модернизации образования в педагогических вузах.

Средние баллы ЕГЭ, по словам Сергея Кравцова, в этом году остались приблизительно на том же уровне, что и в предыдущем. Небольшое улучшение – в один-два балла – все же произошло, но за счет уменьшения доли учеников, не прошедших минимальный порог. С самым непростыми в этом отношении регионами, в том числе Северо-Кавказским федеральным округом – на протяжении года велась стабильная работа, причем Сергей Сергеевич особо подчеркнул, что «только административными методами ситуацию не исправишь». Вместо этого была проведена системная работа по поддержке, направлению в регион ведущих преподавателей, в том числе и из Москвы. Сентябрьская диагностика выявила главные проблемы – они оказались, в основном, связаны с преподаванием русского языка. Именно с этими проблемами и работали весь год, и работа принесла очевидные плоды. Это, по словам Сергея Кравцова, один из примеров корректного использования результатов оценки качества образования для дальнейшего развития системы образования.

Также Сергей Сергеевич отметил, что с каждым годом в ЕГЭ вводится все больше практико-ориентированных заданий, таких, как, например, устная часть в английском языке (в русский язык, по словам руководителя Рособрнадзора, в скором времени тоже могут быть введены устные задания), идет и сокращение тестовых заданий, что во многом меняет систему подготовки и делает оценку более объективной.

А вот объективность оценок на Всероссийских проверочных работах, наоборот, пока еще оставляет желать лучшего. Так, по словам Сергея Сергеевича, учителя, зная, по данным предыдущих лет, какой процент пятерок, четверок и троек «нужен», очевидно, завышали (или занижали) оценки. Это видно, исходя из минимальных границ каждой оценки, которые резко выделяются на графике, чего по идее быть не должно… И это еще одна серьезная проблема, которую необходимо решать.

Зато в очередном цикле международного исследования PISA Россия сделала большой шаг вперед – этому в первую очередь поспособствовали такие факторы, как постоянное повышение квалификации учителей и, конечно, рост уровня качества оценки знаний учеников.

Цитата

«Наша цель не кого-то наказать, наша цель – 
выявить реальные проблемы и вместе найти действенные решения»,

– Сергей Кравцов,
руководитель Федеральной службы
по надзору в сфере образования и науки

Представители Ассоциации заместителей директоров школ по управлению качеством образования поделились с руководителем Рособрнадзора своими размышлениями о главных проблемах образования и способах их решения. На сегодняшний день в совет входят более трехсот человек – это представители всех межрайонных советов директоров школ Москвы, а к открытым встречам также часто присоединяются представители региональных школ.

Олеся Мурасаева, заместитель председателя ассоциации, рассказала о том, какие методы задействует ассоциация для распространения лучших практик в области оценки качества образования. Формирование системы метапредметного образования в школах, активное внедрение инновационных методов в обучение и исследования качества образования – вот лишь некоторые из целого ряда задач ассоциации.

Заместитель директора по управлению качеством образования московской школы №657 Александр Кулагин рассказал о способах проверки объективности оценивания и подчеркнул необходимость ее совершенствования не только для учеников, но и для учителей. Александр Сергеевич также напомнил, что помимо школьного тестирования ученики могут оценить свои знания и в центре диагностики МЦКО, и на новом сайте «Мои достижения».

Об академической честности и способах ее воспитания рассказал Василий Левченко, председатель Ассоциации заместителей директоров школ по управлению качеством образования, заместитель директора по управлению качеством образования школы №117. Василий Анатольевич обратил внимание на то, что в таких ведущих в области образования странах, как Япония, Китай, Германия и Испания наказание за нарушение правил экзаменов намного строже, чем в России. Поэтому ассоциация предлагает усилить меры наказания за нарушения порядка сдачи ЕГЭ: например, запретить нарушителям получать аттестат в течение двух лет после нарушения, а также не позволять пересдавать экзамен в течение пяти лет. По словам Василия Левченко, такие меры должны повысить доверие учеников и родителей к системе экзаменации.

Еще одно направление работы ассоциации – аттестация педагогических работников. Об этой сфере деятельности рассказал Василий Финагин, заместитель директора по управлению качеством образования московского лицея №1524. Особенностями столичной системы аттестации учителей являются электронная система оценки, оценивание результативности педагога по успехам учащихся, а также наличие упрощенной процедуры аттестации для отдельных категорий педагогических работников (успешно прошедшие независимую диагностику или сделавшие большой вклад в развитие проекта «Московская электронная школа»).

Анна Шварц, заместитель директора по управлению качеством образования школы №2113, обратила внимание на отсутствие в российской программе образования единых учебников, что затрудняет переход учеников из школы в школу и даже из класса в класс. Сергей Кравцов согласился с важностью поставленного вопроса, но рассказал, что, например, в Японии при наличии линейки единых учебников существует другая проблема – учебники переиздаются по 18-20 раз, просто потому, что информация регулярно устаревает, особенно в естественнонаучных областях.

Подводя итоги обсуждения, Сергей Кравцов подчеркнул, что по мере выступления докладчиков уже успел сформулировать несколько поручений. Руководитель Рособрнадзора особо отметил важность интеграции различных оценочных процедур и подчеркнул необходимость развития академической честности, так как именно она во многом залог качественного образования. «В этом году на входе в экзаменационные аудитории мы выявили около пяти тысяч мобильных телефонов – конечно, здесь пока ни о какой честности речи не идет. Но если ввести административные штрафы за нарушения, не приобретет ли списывание латентный характер? Не станут ли учителя покрывать нарушителей? Это вопрос, над которым нужно еще очень хорошо подумать», - заметил Сергей Кравцов.

Фото автора