​Надо сказать, ребята совсем не тушевались перед нацеленными на них объективами фото- и видеокамер. С готовностью и достоинством отвечали на любые вопросы, радовали своим отличным настроением, деловым настроем и улыбками.

А посмотреть здесь и правда было на что. Среди представленных разработок, например, устройство, автоматически включающее увлажнитель, если относительная влажность воздуха опускается ниже установленного порога; макет вантового моста для скоростного трамвая, который в будущем, возможно, будет обеспечивать поездки между Северском и Томском; гироскутер – роботизированный почтальон, передвигающийся с использованием датчиков-гироскопов, для перевозки документации и мелких грузов по территории предприятия и много чего еще… «Вот если бы нам места дали побольше, мы бы еще и не такое показали», - мечтательно вздыхают счастливые обладатели заветного бейджа «IX International Forum ATOMEXPO 2017».

Статфакт

Под надежной опекой ТВЭЛ в стране работают четыре физико-математических лицея – в Глазове, Зеленогорске, Северске и Новоуральске. Первый из них уже отметил 30-летний юбилей, а самому молодому исполнилось всего 5. Все физико-математические лицеи обеспечены необходимой материальной базой для качественного профильного обучения. Атомная энергетика всерьез заботится о воспитании профессиональных кадров для отрасли со школьной скамьи.

Командующие парадом

Рядом с ребятами – их наставники, кураторы проектов и директора лицеев. Беседуем с Полиной Сергеевной Даминовой, директором лицея № 58 г. Новоуральска:

- Мы не первый год представляем на этой выставке свой опыт. Свою основную задачу видим в профориентации и пропаганде инженерных специальностей. Мы очень гордимся своими ребятами, здесь они главные герои. Считаем, что они опередили свое время. Сегодня наши учащиеся представляют уникального робота с техническим зрением. На таком уровне никто здесь этого не показывает.

- Насколько опека учредителей определяет возможности и направление развития лицея?

- Мы – соратники, друзья, единомышленники. Это главное. Ну и, конечно, материальная поддержка очень важна. В этом году для нас дополнительно были выделены деньги и в каждом из наших лицеев созданы технопарки. Это очень круто! Ведь в наши технопарки могут приходить и заниматься дети из любой школы города. Нам очень нравится идея, которую ТВЭЛ заложил в основу создания технопарков: это идея проб и практик.

- На каких уроках дети постигают фундаментальные знания, позволяющие решать очень взрослые задачи?

- Вся начальная школа – а это 20 классов – увлечена робототехникой. Эта программа реализуется в рамках дополнительного образования. Многое из того, что вы видите на выставке, делают у нас дети 1 - 4-го классов. А с 5-го класса в обязательную образовательную программу лицея включены такие предметы, как прототипирование, черчение, электродело. Особое внимание уделяем технологии. В старших классах начинает доминировать программирование. Наши ученики свободно пользуются несколькими языками программирования, без труда интегрируя их в свои проекты для достижения поставленной цели.

В беседу включается начальник управления образованием Новоуральска Инна Петровна Лобова.

- Инна Петровна, такие необычные образовательные проекты не только вызывают гордость за юных конструкторов и исследователей, но и требуют вашего особого внимания. Это, можно сказать, зона повышенной ответственности…

- Мы из закрытого города. Система закрытых городов сформировала особые условия для системы образования: ее уровень здесь всегда был очень высок. Наша задача и простая, и сложная одновременно: не создавать что-то новое, а активно поддерживать и развивать заложенные традиции. Безусловно, очень важно, что ТВЭЛ столь серьезно работает в образовательном проекте, вкладывая в него материальные и человеческие ресурсы. Благодаря этому созданы и оснащены физические классы, технопарки, и сегодня здесь мы реально видим практический результат этой системной работы. Мы очень рады и помощи города. Понятно искреннее желание ребят и учителей ответить на такую заботу. В Новоуральске, не секрет, есть захоронения атомных отходов, которые хранятся в специальных емкостях. Этим вызвана необходимость проводить постоянные экологические исследования, и робот, которого ребята сегодня представляют, - это заказ нашего предприятия. А теперь у этого робота появилось техническое зрение. Создана программа, благодаря которой он может не только брать пробы воздуха, воды, грунта, но и выполнять другие заложенные в ней манипуляции, освобождая человека от иногда опасной и трудоемкой работы. И этот прибор уже готов к применению на производстве. То есть дети под руководством педагогов и при непосредственном участии специалистов комбината решили реальную практико-ориентированную задачу. Учителя-уникумы есть везде; мы их находим и очень ими дорожим. Сейчас с ребятами на выставке такой замечательный педагог дополнительного образования, координатор многих технических проектов Дмитрий Сабитович Павлов.

Несмотря на то, что наш проект не стал лучшим в этом конкурсе, настроение от этого не упало. К нам подходят представители разных компаний из разных стран, интересуются моделями, разработками, и ребята вместе с руководителем на равных обмениваются с ними информацией, дают пояснения на русском, на английском языке. Это и есть наша главная победа.

Статфакт

Более 70 % выпускников лицеев компании «ТВЭЛ» выбирают технические специальности; многие поступают в лучшие технические вузы страны и регионов и возвращаются на предприятия своих городов, где в них верят и ждут.


Главное – и победа, и участие!

Экспертизу представленных разработок осуществляли авторитетные ученые МИФИ. Надо сказать, решение о победе в номинациях далось жюри очень нелегко, ведь в каждой работе есть своя изюминка, оригинальная находка, творческая идея, большой труд и сражающая наповал юношеская уверенность и азарт: «Я всё смогу!». Но конкурс имеет свои правила и законы.

Итак, представляем авторов победивших проектов и их (что очень важно!) концепции.

В номинации «Компьютерное моделирование» лучшим признан проект «Экологически чистый поршневой насос».

Авторы: Максим Крысь и Анастасия Гринько, ученики 6-го класса лицея №174 г. Зеленогорска.

Руководители: Снегирева Вилена Сафовна, учитель информатики, Воронов Денис Сергеевич, преподаватель техникума промышленного сервиса.

Принцип работы: модель насоса состоит из цилиндра, внутри которого ходит вверх и вниз плотно прилегающий к стенкам поршень. Модель может быть как механической, так и электрической. После подключения модели насоса через двигатель к блоку управления Mindstorms NXT и программирования движения кривошипов модель работает автономно, под управлением программы.

Ребята очень грамотно обосновали практическую значимость своего проекта: модель сборно-разборная, сделана из экологически чистого пластика, разрешенного в использовании в детских садах и школах

В номинации «Чистый город – безопасный мир» победил проект «Изучение возможностей биологической реабилитации водохранилища р. Большая Камала (с/п «Березка») ЗАТО г. Зеленогорск».

Автор: Илья Михно, ученик 7-го класса лицея №174 г. Зеленогорска.

Руководитель: Стародубцева Жанна Алексеевна, педагог дополнительного образования «ЦО «Перспектива».

Илье удалось найти оригинальный и эффективный, а главное - экологичный способ биологической реабилитации водоемов с целью предотвращения «цветения» и улучшения качества воды. Он предложил «поселить» в водоем штамм одноклеточной зеленой микроводоросли Chlorella kesslery, которая борется с ядовитыми синезелеными водорослями путем прямой конкуренции за питательные вещества. Опытным путем 7-классник доказал, что троекратное (подледное, послепаводковое и летнее) вселение хлореллы в водоем в количестве 64 л. плотностью 60 млн.кл/мл по всей акватории водоема позволит за четыре года полностью освободить водоем от синезеленых водорослей и их спор.

Вывод экспертов был единодушен: данный метод можно рекомендовать экологическим службам городов, имеющих проблемы с «цветением» водоемов.

В номинации «Робототехника» решением жюри лучшей признана работа «Роботы-почтальоны».

Авторы: Александр Семакин и Дмитрий Поздеев, ученики 9-го класса физико-математического лицея г. Глазова.

Руководитель: Кельдышев Денис Александрович, учитель математики.

Юные робототехники поставили перед собой цель: исследовать работу гироскопов, изготовить прототипы специальных маневренных и устойчивых в пространстве двухколесных роботов, передвигающихся с использованием датчиков-гироскопов.

Актуальность поставленной задачи бесспорна: время – ценная составляющая технологического процесса. Экономия времени на предприятии - одна из приоритетных задач. Маневренное устройство может быть использовано для оперативной перевозки документации и мелких грузов по пунктам назначения на территории предприятия.

Принцип работы, который высоко оценили авторитетные эксперты: устойчивость механизма со смещенным центром тяжести обеспечивают датчики-гироскопы. Сложная программа управляет балансированием всей системы в пространстве.

Используемые материалы и среды: элементы LEGO EV3, программирование Lego Mindstorms EV3.

Практическая значимость проекта: с развитием робототехники и применением в ней гироскопических датчиков стало возможным изготовление специальных устойчивых в пространстве механизмов.
Образовательные инвестиции в будущее отрасли

Итог этого познавательного путешествия в открытый мир закрытых городов подводит Вячеслав Алексеевич Сатин, руководитель проекта по формированию среды социального согласия в городах присутствия Топливной компании «ТВЭЛ»:

- Мы очень довольны результатами этого конкурса, большими достижениями наших ребят, и тем, что смогли подарить им этот замечательный праздник. ТВЭЛ прилагает максимум усилий к тому, чтобы в закрытых городах была сформирована комфортная среда проживания и для взрослых, и особенно для детей. Компания заинтересована в том, чтобы ребята получали прекрасное образование и возвращались в родные города. Отрасль оказывает им очень большую социальную поддержку – это реализация уникального целостного проекта «Школа Росатома», который включает в себя помощь физико-математическим лицеям, поддержку «Атом-классов», выезд детей в оздоровительные лагеря и участие в форумах одаренных детей. А школьные технопарки стали новой страницей в замечательной образовательной летописи закрытых городов. Думаю, это и есть самая лучшая и перспективная форма вовлечения школьников в профориентационную работу.

Фото Анны Еланской, Радика Вахитова, Анжелы Лекомцевой