Петр ПОЛОЖЕВЕЦ, главный редактор «Учительской газеты»: «На школе держится будущее общества»

Странное дело: человек очень рьяно критикует то, в чем меньше всего разбирается. Перед тем как отправиться на интервью в «Учительскую газету», помимо обычных вопросов об издании и новых проектах, «Новости СМИ» запаслись несколькими слегка каверзными вопросами о проблемах в системе образования, об учителях. В какой-то момент получилось так, что мы оказались в роли того родителя, который делает какие-то выводы, опираясь только на свои эмоции. Но Петр ПОЛОЖЕВЕЦ, главный редактор газеты, оказавшись в роли учителя, не смутился наших вопросов и разложил все по полкам…

- Петр Григорьевич, расскажите об истоках создания газеты.

- «Учительская газета» – одно из старейших изданий, существующих на пространстве современной России. Первый номер появился 3 октября 1924 года. С тех пор выход газеты ни разу не прерывался, даже во время Великой Отечественной войны.

Идея издавать газету принадлежала Надежде Константиновне Крупской, которая была хорошим учителем и неплохим теоретиком. Многие вещи из того, что она разрабатывала, сегодня изучаются на педагогических факультетах во многих западных университетах. Активным автором был народный комиссар просвещения Анатолий Васильевич Луначарский. В первом номере газеты опубликована его статья под называнием «Учитель, учись!». Главная мысль статьи заключается в том, что учитель, который перестает учиться, перестает быть учителем. Учиться нужно на протяжении всей жизни – это главная идея системы образования и развития человеческого капитала.

Если полистать первый номер, все затронутые там темы актуальны и сегодня: зарплата, обеспечение учебниками и учебно-методическими пособиями, роль профсоюзов, нагрузка учителей, отчетность и т.д. Это свидетельство того, что сфера образования очень консервативна. А с другой стороны, ни одна бюджетная сфера не развивалась так динамично в последние двадцать лет, как образование.

За время существования газеты много всего произошло, но она всегда была на стороне учителя, всячески его поддерживала и боролась за учительский профессионализм.

- Как менялось издание с момента своего первого выхода?

- Поменялись язык и форма подачи материалов. Стал более точным педагогический словарь.

Газета вначале была органом ЦК Союза работников просвещения и Министерства, потом газетой ЦК КПСС, а с 1991 года стала независимым изданием, учредителем которого является журналистский коллектив. Это накладывает на нас достаточно большую ответственность и тяжелый груз на плечи – самим обеспечить жизнь газете.

- Расскажите о рубриках, которые представлены на страницах газеты. Как выбираются темы материалов? Что вы обычно выносите на первую полосу?

- В каждом номере на двух полосах выходит рубрика «Письма» – учителя и директоры рассказывают о своих проблемах, коллегах, об опыте школ, в которых работают. Мы получаем достаточно много писем. Ни одно письмо, которое приходит в редакцию, не пропадает: что-то мы используем для подготовки журналистского текста, а если по каким-то причинам не можем опубликовать тот или иной материал, сообщаем об этом автору. Иногда тексты похожи на докторские диссертации, которые в газете не напечатаешь. А все остальное, если не нарушается законодательство, мы публикуем, даже если не согласны с позицией автора, критикующего правительство, Министерство, профсоюзы и т.д. Мы ценим личную точку зрения человека и никогда его не корректируем.

Другие рубрики связаны с системой образования. У нас есть блок материалов для учителей, где рассказываем о планировании уроков, новых методиках, технологиях и необычном опыте. В блоке для директоров пишем о разных управленческих решениях. Кроме того, есть рубрики: для работников дошкольного образования, про высшую педагогическую школу, «Ваш адвокат» (ответы на вопросы читателей, касающиеся образовательного права).

Есть рубрика «Расследования». Когда возникают какие-то конфликты разного уровня (учитель–учитель, учитель–родитель, учитель–руководство), мы отправляем своих корреспондентов разобраться, и после проведенных расследований публикуем тексты. В большинстве случаев нам удается находить решение проблем таким образом, чтобы обе стороны остались довольны.

Есть рубрики, связанные с культурой. В «А вы читали?» мы рекомендуем прочитать российские и зарубежные художественные новинки, в том числе касающиеся педагогической науки и публицистики. Такая же рубрика про кино и театр – «А вы смотрели?», в которой даем рекомендацию о лучших, на наш взгляд, фильмах и спектаклях.

На последней полосе – рубрика «Наш гость». Здесь мы стараемся собрать интересную палитру людей с эксклюзивными интервью. Например: кинокомпозитор Алексей Айги, мультипликаторы Александр Петров и Юрий Норштейн, режиссер Александр Бармак, телеведущая Ирина Росиус, поэт Александр Кушнер, ректор хореографической академии Марина Леонова и т.д.

В каждом номере на первой полосе стоит обязательный блок «Опрос». На сайте мы задаем вопросы, люди отвечают на них, и эти результаты публикуются в бумажной газете. Ответов бывает от 150 до 500. В принципе, это уже неплохая фокус-группа, отвечающая на вопросы, которые касаются жизни людей, учебного процесса, взаимоотношений в коллективе, оценки системы образования и т.д. Если посмотреть на все опросы, которые были проведены в течение года, то видна картина не только образовательной жизни, но и жизни страны в целом. Чтобы составить вопросы, мы связываемся с учителями, директорами, родителями. Иногда эти ответы становятся отправной точкой для подготовки большого материала.

На первой полосе «рекламируем» то, чем заполнена газета. Чтобы привлечь внимание наших читателей, выбираем самый интересный материал. Обязательно выносим какую-то проблемную статью.

Когда формируется макет будущего номера, мы смотрим, что произошло в образовании, какие сделаны представителями власти заявления. Мы стараемся критически относиться к новым инициативам и громогласным заявлениям, потому что наговорить можно много, но потом ничего не сделать.

Скажем, у нового министра возникла мысль вернуть астрономию в школу. Мы поддержали эту идею. Но заявление о том, что нужно вводить астрономию, стало для нас поводом не только поговорить, что это нужно и зачем, но и рассмотреть вопросы, которые необходимо решить, чтобы это ввести.

- Кто ваш читатель?

- Наш основной читатель – учителя. У нас есть два подписных индекса: около 60% – «индивидуальные подписчики» (учителя; директоры школ; работники дошкольных учреждений), и 40% – «организации» (школы; детские сады; районные, городские и региональные органы управления образованием).

4–5 лет назад мы проводили анализ аудитории, где выявили еще 4% родителей и 1% студентов педагогических университетов, институтов и колледжей. Это исследование показало, что каждый номер, который приходит в школу, читает около 8 человек, таким образом, практически весь педагогический состав школ прочитывает газету.

- Расскажите о вашем коллективе. Кто ваши авторы?

- Мне очень повезло с коллективом, потому что это такое органическое сочетание чистых журналистов, окончивших факультеты журналистики, и людей, которые работали в системе образования. В редакции есть учителя биологии, истории, русского языка и литературы, а среди наших внештатных авторов есть преподаватели всех школьных предметов. Все пишут очень хорошо, точно и красиво, разбираются в проблемах, о которых пишут.

У нас есть по-своему уникальные колумнисты: Александр Демахин, Виктор Болотов и Леонид Бондарь.

Человек, работающий в нашей газете, должен понимать и верить, что на школе держится будущее общества – эта мысль должна быть основой его профессионального фундамента.

- Помимо «Учительской газеты» вы также выпускаете приложения «Мой профсоюз» и «Учительская газета–Москва». В чем их особенность?

Приложение «Учительская газета–Москва» появилось 10 лет назад благодаря руководителю Департамента образования Москвы Любови Петровны Кезиной, которая посчитала, что у московских школ должно быть нечто объединяющее. Мы тогда придумали, что этой единой площадкой может стать наше издание.

В школах продолжают существовать профсоюзные организации. И общероссийский Профсоюз работников образования – достаточно мощная и сильная организация, которая влияет на жизнь учителей и на формирование госполитики в сфере образования. В помощь профсоюзным активистам мы решили издавать приложение «Мой профсоюз», чтобы защищать учителя, решать учительские проблемы на уровне школ, города, области.

- Каков тираж газеты? Как и где вы его распространяете?

- Мы распространяемся только по подписке. В киосках нас нет, потому что это невыгодно.

Средний тираж составляет около 70 тысяч экземпляров. Эта цифра непостоянная, потому что летом в образовательной системе «мертвый» сезон – два летних месяца (июль-август) происходит небольшой спад на 10–12%. К сентябрю подписка возвращается на прежний уровень. Но мы заметили, что у школ летом подписка не падает. И мы понимаем почему: школьный библиотекарь собирает газету и делает подшивку, чтобы 1 сентября пришли учителя и пролистали те номера, которые не были прочитаны летом.

- На что живет ваше издание?

- У нас два основных источника дохода. Первый – деньги наших подписчиков. Второй – где-то 1,5 полосы педагогической рекламы. Это не реклама глянцевых журналов – в нашу газету не пойдут фирмы, торгующие бриллиантами, шубами, дорогими винами и т.п. Наша аудитория не самая богатая, и у большинства нет денег на предметы роскоши, поэтому рекламируются какие-то коммерческие образовательные продукты (новые пособия, учебники, педагогическое оборудование и т.д.).

- Как новая образовательная реформа отразилась на образовании? Повлияла ли она на политику вашего издания?

- Практически с 1991 года система образования все время реформировалась. Это такой процесс, который никогда не останавливался.

Но кардинально достаточно давно ничего не менялось. Единому экзамену больше 10 лет – все к нему уже привыкли. Новые ФГОСы уточнили, какими должны быть требования к содержанию образования, к условиям обучения, к результатам.

Разработан профессиональный стандарт педагога, который, по всей вероятности, будет запущен в действие с 2019 года. Это своеобразное новшество, потому что от учителя требуется много новых компетенций, которым его не учили в вузе. Это связано с тем, что поменялась жизнь вокруг. Появились классы, где есть дети, которые не говорят на русском языке. Как работать с этими детьми – первая проблема.

Вторая проблема – инклюзия привела к тому, что в обычных школах появились дети с ограниченными возможностями здоровья. Учителя тоже никогда не сталкивались с этим, потому что для таких детей существовали специальные коррекционные школы. Теперь нужно сделать так, чтобы такому ребенку в классе было комфортно.

Третья проблема – необходимость работать в классе, где есть дети из разных социальных слоев. У нас все перемешалось: сегодня есть школы, где сидят дети мультимиллионеров и дети, в чьих семьях не хватает денег на хлеб. Как в этой ситуации сделать так, чтобы они не чувствовали себя ущербными?

И таких проблем возникает очень много. Каждый ребенок должен получить то, что ему лично нужно, и школа должна раскрыть те способности, которые у него есть. Для этого нужно разрабатывать для каждого личные образовательные траектории. Это сделать очень трудно, потому что в классе перед учителем сидит 25 детей и нужно в течение урока дойти до каждого, такого разного, непохожего, и для каждого создать условия, чтобы он развивался так, как он должен.

Задача, связанная с этим профессиональным стандартом, – ввести новые педагогические курсы и практики для переучивания учителей, чтобы они могли справляться с этими вызовами.

Какие-то задачи мы сами формулируем, но сказать, что что-то резко поменялось в связи с тем или иным нововведением, я не могу. Мы продолжаем делать то, что мы делаем, может быть, с каким-то новым содержанием и осмыслением вещей, которые происходят.

- Расскажите о вашем портале. В каком виде вы представлены в Интернете?

- В 1995 году мы были первой газетой, которая появилась в Интернете и с тех пор не исчезала. На сайте мы выкладывали и продолжаем выкладывать все свои номера. Любой человек может открыть газету и пролистать, но чтобы читать, он должен подписаться на электронную версию.

Сайт отличается от бумажной версии. Есть новостная лента, которая касается системы образования и каждый день обновляется. Там очень много методик и разработок (по предметам, внеклассной работе), которые не помещаются на страницах газеты.

- Когда и как был организован конкурс «Учитель года». Как происходит процедура проведения конкурса?

- «Учитель года» – это идея «Учительской газеты», которая родилась в 1989 году. Вначале газета провела опрос своих читателей: готовы ли они участвовать в таком конкурсе? Большинство ответило, что конкурс профессионального мастерства нужен.

В этом году прошел уже 27-й конкурс. Каждый год участвует около 30–40 тысяч учителей из всех 85 регионов РФ.

За все это время 85–90% победителей конкурса никуда не ушли и остались работать в школе. Часть из них стала директорами школ. Но среди участников и победителей сегодня есть уже депутаты Госдумы, руководители региональных Министерств образования, первые заместители губернаторов, руководители региональных Законодательных собраний, ректоры институтов повышения квалификаций развития образования, доктора наук – люди, которые на нашем конкурсе были простыми рядовыми учителями. Конкурс стал для них стимулом в развитии по вертикали.

«Учитель года» состоит из множества испытаний. Вначале участники пишут сочинение-эссе про свою профессию. На втором испытании оценивается их интернет-ресурс. После этого учителя приезжают в Москву и дают показательный урок в школе. Следующий шаг включает методический семинар, на котором каждый защищает свою технологию, которую использует в учебном процессе. Далее определяется 15 полуфиналистов, которые дают мастер-классы – делятся опытом со своими коллегами.

Завершается конкурс открытой дискуссией «Круглый стол образовательных политиков» на тему, которую они узнают накануне. Пятерка победителей и министр образования на равных участвуют в этой беседе – у всех есть возможность высказаться, какой должна быть госполитика.

Каждый год с лауреатами встречается глава государства. Разговор идет о проблемах, которые видят учителя, проблемах, на которые должен обратить внимание президент, проблемах, которые необходимо решать, чтобы двигаться дальше. Все президенты (Горбачев, Ельцин, Медведев и Путин) принимали наших лауреатов. Это хороший знак для региона: если у президента страны есть время, чтобы пообщаться с учителями, значит, и у губернатора должно быть на это время.

- Вы также проводите образовательные туры и семинары «КрУГ-тур». Что они собой представляют?

- В последнее время активность нашего агентства «КрУГ-тур» стала меньше, потому что кризис сказался на возможностях людей путешествовать. Мы предлагаем образовательные туры: поехать туда, где система образования отличается от российской, и посмотреть, за счет чего там добиваются определенных результатов. Самыми актуальными являются туры в Финляндию, потому что финская система образования считается одной из лучших в мире – у них самые высокие показатели во всех международных сравнительных исследованиях. Набирая группу желающих, мы показываем финские школы, детские сады, знакомим их с учеными из национального агентства по образованию, которые ведут лекции, семинары.

У нас отработано несколько таких маршрутов в Дании, Корее, Великобритании. Мы проводим также туры по стране, когда из регионов просят познакомить с практикой московских и санкт-петербургских школ.

- Какие еще проекты есть у вашего издания?

- Есть всероссийский рейтинг лучших школ с показателями ОГЭ и количества участников олимпиад и т.д. Но есть и другие школы, у них нет таких высоких формальных показателей, но их выпускники, окончив школу, успешно реализуют себя в жизни.

Нам стало интересно сравнить такие школы и посмотреть, что для людей значит успех. В этом году мы объявили конкурс «Успешная школа» с очень простым заданием: опишите свою философию успешности, покажите кейсы с цифрами и фактами. Мы не поверили, когда к нам пришло 3 тысяч философских эссе. Вначале было объявлено, что результаты будут подведены в сентябре. Но мы не смогли справиться с таким объемом, поэтому продлили конкурс на два месяца. Работала огромная группа экспертов, куда привлекли методистов, директоров школ, региональных министров. В итоге отобрали 200 работ. Из этих заявок выбрали 20, где сразу видно, что школа успешная и есть тому доказательства.

15–16 декабря – финал. В Москву приедут 20 команд из 20 школ. В том числе одна школа, которая работает в колонии для несовершеннолетних. У каждой команды будет 20-минутная презентация, на которой они должны показать, благодаря чему они стали успешными. Будет выбрано пять победителей, и каждый получит грант в 100 тысяч рублей на развитие школы.

С 1 января мы запускаем газету в газете для школьников «Эпицентр», когда глазами школьника будет оцениваться система образования. И вторая газета – для студентов педагогических вузов – своеобразный студенческий клуб, в котором будущие учителя будут делиться ощущениями от учебного процесса и школьных практик, ожиданиями от профессии и т.д.

В следующем году собираемся также запустить проект «Найди ошибку». Мы пригласим учителей и попросим их проверить существующие учебники на содержательные и фактические ошибки. А потом на основании такой «народной экспертизы» через Минобрнауки и издательства будем вносить правки в книги.

- Многие печатные издания говорят, что их тиражи уменьшаются из-за того, что люди перестали читать. Есть много разговоров о «клиповом мышлении». Как «заставить» человека начать читать, учиться, тянуться к знаниям?

- Я часто захожу в книжный магазин и вижу там много людей. Если бы люди не читали, издательства и книжные магазины разорились бы. И неправда, что наши школьники не читают. Они читают, но теперь не бумажные книги, а книги на электронных носителях. Я думаю, что сегодня ситуация стала меняться в лучшую сторону. С 1991 по 2004 годы у нас был жуткий провал, когда интерес к чтению упал в силу очень понятных причин: людям некогда было читать, потому что основная масса населения выживала, людям нужно было работать, чтобы прокормить семью. В это время потерялась одна из лучших традиций, которая была в Советском Союзе, – когда родители читали своим детям книги на ночь или в выходные. Зависимость очень прямая: если родители не читают, дети тоже не будут читать. Поэтому когда мы говорим, что есть проблемы с чтением, то это не потому, что школа плохо учит, что литература в школе плохо поставлена. Должна быть распределенная коллективная ответственность семьи, школы, общества, в том числе и СМИ, которые должны популяризировать культуру чтения: «читать – модно и круто», как быть здоровым и ходить в фитнес-клуб. Для этого должна быть построена пропаганда, использующая тот самый клиповый метод воздействия.