Как отметила во вступительном слове заместитель председателя Комитета по образованию Госдумы Ирина Мануйлова, идет активная работа над поручением Президента России Владимира Путина – сделать российскую школу одной из лучших в мире. Для этого за последние годы в систему образования вкладываются значительные средства, строятся новые школы, взят курс на перевод образовательных учреждений с двухсменного режима работы на одну смену. Параллельно приобретается новое современное оборудование.

- Задача профессионального сообщества на данном этапе – проследить, чтобы в школы попало именно то, что действительно нужно учителям, именно те комплекты оборудования, которые необходимы на уроках и кружковых занятиях, - отметила депутат Госдумы. – И чем активнее мы будем получать обратную связь от вас, тем эффективнее будут финансовые вложения.

Очень важный момент, уверена зампредседателя Комитета по образованию, связан с двумя извечными вопросами – чему учить и как учить. Несомненно, дать основы знаний по предмету в рамках госстандарта необходимо всем детям, однако это отнюдь не значит, что учить всех нужно одинаково. Вариативность в обучении позволяет реализовывать разные подходы и уделить особое внимание тем, кто может и хочет осваивать знания, делая ставку на одарённых детей, но и, конечно же, не забывать про остальных.

По словам Ирины Мануйловой, нужно постоянно совершенствовать Примерную образовательную программу по химии, ведь её абсолютно свободно могут взять за основу подавляющее большинство учителей. Иными словами, никто не заставляет каждого педагога выдумывать непременно что-то своё, новое, вполне можно пользоваться тем, что уже есть.

Как известно, уже приняты и утверждены концепции математического, исторического образования, а также концепция преподавания русского языка и литературы.

Ирина Викторовна напомнила, что в этом году будут разработаны и утверждены концепции преподавания обществознания, географии, физкультуры, предметных областей «Искусство» и «Технология». В самое ближайшее время будет также разработана концепция химического образования, а до 2020 года появятся аналогичные концепции всех оставшихся учебных предметов и предметных областей. Это повлечет за собой разработку нового содержания, а значит, и новых учебников и учебных пособий. И к этому надо быть готовым.

Тему грядущих изменений продолжил заместитель президента РАО Виктор Басюк:

- До 2020 года мы должны выполнить целый ряд важных задач, - сказал он. - Во-первых, детализировать требования к содержанию химии как школьного предмета. Во-вторых, разработать новые учебники и учебные программы, которые бы соответствовали как ФГОС, так и концепции химического образования. В-третьих, внести необходимые изменения в ФГОС, примерные образовательные программы и КИМы, делая их более совершенными. В-четвёртых, следует продолжить формирование профессионального сообщества учителей химии, а также формировать экспертное сообщество. В-пятых, нужно сделать всё, чтобы на уровне Минобрнауки РФ были поддержаны региональные программы развития образования, сетевые методические сообщества, профессиональные ассоциации учителей-предметников.

Ректор Московского педагогического государственного университета Алексей Семенов высказал мнение, что поскольку экологии сегодня нет в школе как отдельного предмета, она должна стать важной частью химического образования. Это позволит реализовать в процессе преподавания химии на всех этапах принцип экологической безопасности «Не навреди».

Довольно неожиданным было выступление ректора Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Евгения Малеванова. Он признался, что в школьные годы химию не любил, никто не сумел внушить ему, что всё вокруг – это на самом деле и есть химия. Зато сейчас его дочь хочет стать именно химиком…

Были на съезде и другие откровения. Так, профессор кафедры методики естественно-научного образования и информационных технологий Ульяновского госпедуниверситета имени И.Н.Ульянова Марат Ахметов рассказал, что несколько его лучших учеников решили поступать в ведущие вузы страны именно на химические специальности, но он не знает, радоваться ему или горевать. Просто потому, что перспективы этого направления довольно призрачны и сомнительны, сколько бы мы ни убеждали себя и других в ведущей роли химии в экономике и на производстве.

- В государственных стандартах прописано довольно много целей, и все они очень правильные, - констатировал Марат Анварович. - Однако проверить их достижение мы не можем. Что касается знаний – это да, но вот, к примеру, как можно проверить, достигли ли вы цели “развитие познавательного интереса” или нет? По каким параметрам, критериям? А как можно понять, достигнута или нет цель “воспитание убежденности в позитивной роли неорганической химии в жизни современного общества”? Одному кажется, что она достигнута, другому – нет, третий думает, что достигнута, но не полностью. И всё это голословные утверждения. Может, лучше было выбрать всего одну цель, как это было во времена СССР, и всё сосредоточить вокруг её достижения, а прочие цели обозначить как задачи?

Впрочем, добавил докладчик, в условиях, когда у педагога элементарно не хватает реактивов, нет лаборанта, помощника, а иногда и кабинета, когда от него требуют прежде всего правильно заполненных бумаг, а не воспитания интереса к предмету, наконец, когда ему урезали количество часов до минимума, говорить о более высоком – о целях и задачах – не приходится.

Судя по выступлениям, проблем в химическом образовании накопилось немало. И если одни выступления можно ещё считать довольно оптимистичными, то некоторые докладчики были весьма резки в своих оценках ситуации.

- Химия - наука сложная, это не только огромный массив материала, который нужно усвоить, это ещё и колоссальное количество научных терминов, понятий, это особый язык формул, - отметил заслуженный учитель РФ, учитель химии гимназии №9 Екатеринбурга Сергей Москвин. – И мы должны четко понимать, что не все ученики в состоянии овладеть этой наукой в том объёме, который определён школьной программой. Молчать нельзя, потому что если ты молчишь, значит, ты автоматически признаёшь свою вину, ведь в обществе бытует мнение, что хороший учитель учит, а плохой возмущается. Тем не менее нужно набраться смелости и заявить во всеуслышание: полноценно реализовать государственный стандарт по химии за один час в неделю невозможно! Любые попытки убедить нас в обратном – это ложь и профанация.

Как заметил Москвин, любой учитель-практик скажет, что времени у них теперь хватает ровно на то, чтобы просто проговаривать на уроке содержание материала, не имея возможности на чём-то остановиться и детально изучить ту или иную тему. Ситуацию усугубляет и образовательная политика, направленная на явное развращение детей позитивными результатами, когда учителям просто запрещают ставить плохие отметки. В самом деле, зачем же напрягать извилины, пытаться что-то усвоить, если тебе всё равно в итоге поставят либо «4», либо «5»? К тому же благодаря приказу Минобрнауки РФ от 28.11.2008 №362 любые сомнения при выставлении итоговых отметок должны трактоваться в пользу ученика, и это ещё раз убеждает ребёнка, что его в любом случае вытянут.

Мрачные настроения коллеги поддержал и профессор Московского института открытого образования Павел Оржековский. По его мнению, уровень знаний современных студентов внушает ужас. Но речь идёт даже не конкретно о знаниях в области химии, проблема гораздо глубже.

- Например, на лекции можно нередко наблюдать картину, когда преподаватель что-то рассказывает, диктует, пишет на доске, а студенты сидят и ничего не записывают, - рассказал Павел Александрович. – Почему? А потому что, по их глубокому убеждению, незачем что-то писать или даже слушать, ведь “всё есть в Интернете”, и это “всё” можно в любой момент скачать, когда понадобится. И закономерный результат такого отношения к учёбе: на контрольной работе из 25 баллов они набирают 1-2. Современные выпускники школы просто не способны что-либо делать самостоятельно, не умеют применить свои знания для решения элементарных вопросов. Они привыкли, что их постоянно ведут за руку, а если и дают задание, то обязательно предлагают несколько готовых ответов, чтобы было из чего выбрать. А ведь всё довольно просто – нужно каждого ученика учить ставить перед собой цели без чьей-либо помощи и добиваться их опять же самостоятельно!

Куда большей верой в будущее и уверенностью в настоящем отличалось выступление народного учителя России, учителя химии гимназии №22 Барнаула Раисы Коркиной.

- Я работаю в школе с углублённым изучением английского языка, - сказала Раиса Андреевна. – Казалось бы, кому там может быть интересна химия? Но я с самого начала поставила вопрос ребром и создала при гимназии воскресную химическую школу имени Д.И. Менделеева. Мотивированные дети, которым не хватает времени на освоение сложных тем в рамках урочной деятельности, прекрасно реализуют себя там. И как результат регулярно занимают места в химических олимпиадах самого разного уровня. Кроме того, я ежегодно провожу летние учебно-тренировочные сборы для одаренных детей Алтайского края. Это также играет огромную роль как для мотивации учеников, так и для повышения уровня их знаний по моему предмету. Поймите, непродуктивно ругать чиновников за то, что они не дают вам чего-либо, надо самим выкладываться на полную, и тогда будут результаты. Мария Склодовская-Кюри ведь тоже не тратила время на публичное изложение претензий к своему начальству или представителям власти, она просто занималась своим любимым делом и отдавала душу профессии. Поэтому можно лишний раз повторить – все зависит от нас с вами!

При этом, однако, даже Раиса Коркина признаёт: «Да, детей мы избаловали! Скажет ребёнок слово, ему тут же пятёрку ставят. А нужно учить трудиться, добиваться поставленных целей в поте лица. Только тогда будут результаты!»

 

Комментарий эксперта

Людмила ЛЕВИНА, председатель Ассоциации учителей и преподавателей химии, кандидат педагогических наук, главный редактор журнала «Химия в школе»:

- Цель съезда - донести до широкого педагогического сообщества то, что региональные ассоциации необходимы. Увы, до сих пор многие регионы не шевелятся. К счастью, сюда приехали далеко не только те, кто и без того состоит в ассоциациях. Органы управления образованием делегировали на съезд педагогов, чтобы они посмотрели, послушали, пообщались, узнали, как нужно организовать ассоциацию, что она делает и как. Конечно, в разгар отпусков собрать людей непросто, мы опасались, что не соберём и 100 человек, но приехало гораздо больше. Химики – люди неравнодушные, у них душа болит за общее дело.

На секциях была возможность задать любой интересующий вопрос. Но мы понимаем – на всё мероприятие отведено очень мало времени, а людей, мнений и проблем много. Поэтому мы решили обратную связь организовать постфактум, через электронную почту, чтобы люди, побывавшие здесь, имели возможность всё переосмыслить и написать нам о том, о чём хотели спросить. Можно писать прямо на адрес нашего журнала «Химия в школе» - info@hvsh.ru. Иначе бы весь съезд следовало бы посвятить дискуссии, вопросам и ответам.


А вот о чём говорили люди в кулуарах съезда

 

Елена БИРЮЛИНА, председатель Ассоциации школьных учителей химии Калужской области:

- Главная проблема – нам не хватает обратной связи. Все понимают, что убить химическое образование можно просто ничего не делая, ведь один час в неделю ставит крест на знаниях школьников. И ситуацию вряд ли спасёт то, к чему некоторые педагоги призывают, – перенос начала обучения химии с 8-го на 7-й класс. И естествознание не выход – это смерть не только химии, но и всех предметов, его составляющих. У нас в регионе был опыт преподавания естествознания в младших классах. Но если там это ещё как-то имеет право на существование, то в старшей школе это просто профанация!

Повторяю, час в неделю – это только ради галочки, мол, “да, я изучал химию!” Но никаких прочных знаний за один час дать невозможно.


Лариса ДЕЖИНА, учитель химии школы №1, Тверь:

- У нас в регионе очень продуктивно и плодотворно работает Ассоциация учителей химии. Это первая организация учителей, по примеру которой создаются и другие предметные ассоциации. Радостно, что на съезде поднимают вопрос перестройки подходов к химическому образованию. Количество часов очень мало, из-за этого и все проблемы. Нужно поднимать промышленность, а кадров нет. И подготовить эти кадры за один час нельзя. На съезде я вижу, что совместными усилиями мы что-то можем изменить. Хорошие вопросы, хорошие обсуждения, дискуссия по делу. Жаль только, что у нас до сих пор нет в печатном виде тезисов выступлений участников первого съезда, который состоялся ещё 4 года назад. Мы бы его с удовольствием приобрели.


Виктор МЯСНИКОВ, заслуженный учитель Республики Крым, учитель химии комплекса школа-детский сад №15, Симферополь:

- Я 23 лет проработал на Украине и могу сравнивать две системы образования. Там химию начинают изучать с 7-го класса, и это правильно. В России – с 8-го класса, и это надо менять. Хорошо, что об этом говорят. И хорошо, что делается упор на развитие внеурочной деятельности учащихся. В принципе пропедевтику можно начинать даже с детского сада. У нас этим занимаются подготовленные дети 8-9-х классов, которые приходят в ДОУ и устраивают для ребят шоу с играми, розыгрышами, шутками, экспериментами и опытами. Также мы приглашаем дошкольников на наши общешкольные праздники, которые называются “Химия – магия и колдовство” и “Огонь – владыка колдовства”.  Элементарные опыты с бумагой и магнитом могут проводить и сами малыши. Это из области естествознания. Хотя попытку заменить естествознанием школьный курс химии я категорически не поддерживаю.


Лидия АСАНОВА, доцент кафедры естественно-научного образования Нижегородского института развития образования:

- Если честно, я не услышала ничего нового. Проблемы, к сожалению, всё те же, и вряд ли мы, учителя-практики, можем победить чиновников-теоретиков, которые витают в облаках и лучше знают, как нам жить и работать. Я помню съезд 2012 года в МГУ, и там обсуждали ровно те же самые вопросы. Была резолюция, опубликованная во всех химических изданиях для учителей. И что? И ничего, никто нас не услышал. А если и услышали, то всё равно никакой реакции не последовало.

Увеличить количество часов для химиков реально, поверьте. Ведь были же времена, когда в старших классах у детей было 2 урока в неделю, и тогда мы могли готовить ребят качественно к поступлению даже в профильные инженерные вузы. Куда же это всё делось? C другой стороны, надо понимать: очень многое зависит от квалификации педагога. Не удивлюсь, что и сегодня кто-то умудряется готовить хороших химиков даже за один час. Но вряд ли это стоит рассматривать как норму.

 

Олег ГАБРИЕЛЯН, заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, автор УМК по химии:

- Думаю, было бы лучше, если бы съезд проводили в период августовских педсоветов. Далеко не все желающие смогли принять в нем участие в июле, в период отпусков.

Что касается содержания, то главным, конечно, является вопрос: как выжить школьному предмету «Химия»? Один час – очень мало, но дело даже не в этом. В конце концов, надо понимать, что больше нам не дадут. Проблема в том, что к 2020 году, если будет введено профильное обучение в старшей школе, химии не останется даже на базовом уровне. Ситуацию можно спасти, если начать обучение химии с 7-го класса. И у нас уже есть опыт, в некоторых школах подобные эксперименты проходят успешно. Но нужны законодательные решения, потому что от них зависят равные стартовые возможности.

Естествознание может убить и химию, и физику, и географию, и биологию. Но надо понимать, что бывают разные курсы естествознания, в некоторых из них, например, тех, которые предлагает издательство “Дрофа”, все эти предметы, интегрированные в единый курс, изложены очень глубоко и интересно. Но есть ли у нас кадры, способные вести такие курсы, люди, в равной степени эрудированные в разных сферах знаний?

 

Это факт

  • 96% товаров в развитых странах производятся с помощью химических технологий
  • Сегодня в 8-9-х классах на преподавание химии отводится по 2 часа в неделю, а на старшей ступени в непрофильных классах - по 1 часу. И это в то время, когда ученые доказали полную неэффективность одночасовых курсов с психолого-педагогической точки зрения.
 

Фото автора