- Энтони, инициативы Microsoft для сферы образования – многолетняя практика. Различных форм взаимодействия с учениками школ, студентами вузов и педагогами становится все больше,  инициируются реальные перемены в учебном процессе, повышается качество школьных уроков. Как вы сами оцениваете результаты этих усилий?

- Работа Microsoft по всему миру действительно во многом сфокусирована на образовании, и мы сделали большой прогресс в этой области. Последние данные об установленных системах Windows показывают, что Microsoft является мировым технологическим лидером рынка в образовательной сфере. 43% новых устройств на Windows 10 используются в школьных классах. Office 365 выбирают огромное количество школ и университетов по всему миру. Но наша сверхзадача - показать правительствам разных стран ключевое значение технологической трансформации в школах в обозримом будущем. Мы стремимся продемонстрировать возможности технологий в образовании, объединяя учителей из разных стран мира, чтобы они обменивались идеями, бросали профессиональный вызов друг другу. Мы хотим создать основу для реализации этой трансформации.

В 2012 году мы запустили глобальную инициативу Microsoft YouthSpark. Она объединила 25 различных программ, направленных на поддержку молодых людей в их стремлении реализовать свой потенциал в трех ключевых направлениях: образование, трудоустройство и предпринимательство. 300 миллионов человек из 100 стран мира, в том числе, 10 миллионов молодых россиян, были вовлечены в эту инициативу. Youth Spark - это широкий спектр специализированных программ обучения, сертификации и стажировок для студентов, конкурсы и доступ к передовым технологиям, консультационная, техническая и онлайн-поддержка для молодых специалистов и начинающих предпринимателей.

Мне кажется важным также, что наши усилия сосредоточены на образовании абсолютно разных групп людей. Вы согласны с общественным мнением, что профессия программиста считается мужской? Так сложилась практика. Но ведь и девушки могут быть асами в программировании. Есть множество примеров блестящей карьеры программиста именно среди женщин. Понимая это, мы придумали специальные инициативы, которые помогают вдохновить девочек, проявляющих интерес к программированию. Мы даже создали видеоколлекцию из роликов, посвященных женщинам, которые в разном возрасте достигли существенных успехов в программировании и сделали прекрасную карьеру.

Не могу не отметить, что наш международный конкурс технологических студенческих проектов Imagine Cup, организуемый с 2003 года, перестал быть исключительно мужским. Все больше девушек входит в проектные команды. Это произошло во многом потому, что вместо задач по разработке кода, мы стали предлагать участникам решить реальные мировые проблемы в категориях «Игры», «Инновации» и «Социальные проекты». Сразу после этого нововведения количество проектов резко возросло, а также увеличилось количество участников-девушек, потому что они были заинтересованы в решении экологических проблем планеты, лечении рака и т.д.

Наши планы на ближайшие пару лет – проект Micro Bit, над которым мы работаем совместно с правительством Великобритании и каналом BBC. Он посвящен не только программированию и сборке компьютеров, но и тому, как с помощью технологий можно создать что-то креативное и решить реальные проблемы. Например, можно придумать датчики для дверей, с помощью которых они будут открываться не рывком, а плавно. Это очень просто сделать с помощью несложного устройства. Также, используя простые программные средства и недорогие устройства, доступные студентам, можно работать над моделированием света. Креативные идеи и решения улучшают мир, делают жизнь людей комфортнее. А технологии открывают дорогу для творчества всем, у кого есть желание использовать ИТ в процессе обучения и реальной жизни. Этой цели и посвящена вся наша работа.

Для меня абсолютно очевидно, что дети не должны учиться только для того, чтобы сдать экзамен, перейти в следующий класс или закончить среднюю школу. Важно, чтобы ребенок понимал, что образование поможет ему реализовать мечту, изменить мир к лучшему. Когда появляется такая осознанная цель, учеба продвигается быстрее, мотивация подталкивает идти все дальше и дальше, развиваются навыки и способности, расширяется кругозор. То же самое можно сказать и об учителях. Для них постоянное профессиональное развитие важно как воздух. Разговаривая с педагогами, учениками и студентами я всегда говорю им: «Ожидайте от себя большего, бросайте вызов самим себе каждый день, когда заходите в класс!». По сути, все наши программы, инициативы и конкурсы направлены на то, чтобы каждый нашел себя в жизни и профессии, стал успешным и приносил пользу обществу.

- Качественное образование во многом зависит от инструментов, которые способствуют мотивации и развитию. Интерес побуждает к тому, чтобы научиться большему. Как по-вашему для этих целей может использоваться компьютерная игра? Например, Minecraft. Знаю, что эту игру учителя многих стран мира активно применяют в своей педагогической практике. Но тем, кто с такой практикой не знаком, вполне может показаться, что это не серьезно – играть на уроке. Что показывает опыт тех, кто использует игровую среду для эффективного образования?

- Еще до того, как учителя начали использовать Minecraft в образовании, очень ценным в этой игре было то, что она имеет сообщество пользователей, которые делятся друг с другом своими видео, книгами, идеями и т.д. Сейчас, когда Minecraft стала активно использоваться для образовательных целей, в классах, по сути, запускается тот же процесс возникновения сообщества. Дети зачастую говорят о Minecraft больше, чем играют в нее, они обсуждают свои достижения, проблемные ситуации и способы их решения.

Интересно, что мы сами многому научились у педагогов, как только Minecraft стала использоваться в области образования. А началось все с того, что мы предоставили учителям необходимые инструменты и онлайн-материалы, помогая узнать больше об игре, о том, как она может помочь в учебе и развитии. И ключевую роль здесь как раз сыграло сообщество тех, кто уже имеет реальный опыт широкого применения игры на школьных уроках. Семинары, которые мы проводили, помогли транслировать такой опыт. Что в итоге дает Minecraft в обучении? Одна из основных задач для педагога – включить ученика в процесс образования. Игра значительно повышает интерес ко многим предметам из школьного расписания. Minecraft можно успешно использовать, чтобы узнать подробнее, например, о химии или истории. И это будут не скучные уроки. Игра запускает творческие процессы, позволяет использовать технологии визуализации, например, при изучении архитектуры. В этом смысле такие игры, как Minecraft, становятся особо ценным инструментом для учителя прежде всего потому, что дети легко могут обучаться самым трудным задачам. А это окрыляет, дает веру в себя и по сути становится трамплином для развития в самых разных направлениях. А еще педагоги используют Minecraft, чтобы наладить диалог с детьми, что создает особую атмосферу в классе, позволяет максимально эффективно использовать учебное время.

- Энтони, вы работаете в Microsoft в сфере образования многие годы и видите, как все более широкий круг педагогов разных стран мира использует информационные технологии в образовательном процессе. Собираете ли вы обратную связь? Как часто, внедряя в реальную практику разные технологические инструменты, педагоги высказывают предложения что-то изменить, скорректировать?

- У педагогов далеко не пассивная роль! Обратная связь, которую мы получаем от учителей, показывает, как образование влияет на развитие ИТ и как корректирует и улучшает эти технологии. OneNote – лучший тому пример. Учителя отмечают, что программа позволяет им работать более эффективно, и они делятся важными для нас замечаниями и подсказками, которые в итоге помогают нам совершенствовать OneNote и Class Notebook. В этом году мы планируем выпустить приложение Minecraft Education, значительное количество идей для которого нам подсказали сами учителя. Во время уроков, в рабочем процессе, они создают множество интересных идей для Minecraft. Мы же имеем возможность выбрать лучшие из них и использовать в приложении. Кстати, именно педагоги предложили включить в Minecraft такие трюки, как, например, возможность сделать селфи прямо на фоне работы ребенка, например здания. Для этого в игре просто устанавливается небольшая камера. Эта функция появилась по инициативе учителей, которые хотели, чтобы ученики имели возможность создавать графические файлы, картинки, которые можно вставлять в рабочие карточки или в презентацию PowerPoint, чтобы ребенок мог сказать: «Смотрите! Вот что я построил!» и продемонстрировать это учителю. Благодаря обратной связи мы упростили возможность сохранения файлов. Так что мы очень внимательно прислушиваемся к мнению преподавателей. Мы также собираем их отзывы по поводу использования гаджетов с Windows, Office 365. В этом смысле образование реально влияет на информационные технологии и улучшает их.

- Технология Skype также может успешно использоваться для образовательных целей. Возможности голосового и видеообщения в Skype не имеют границ. Вы как раз принимали активное участие в организации и проведении Skype-конференции, во время которой обсуждались и вопросы перемен в школах разных стран мира. Будет ли Microsoft продолжать стратегию глобального распространения Skype-общения? И какие впечатления у вас остались от Skype-сессии с Россией?

- Сеанс Skype с Россией был одним из самых удачных. Учитель в русской школе предусмотрительно установил микрофон так, что я отлично слышал ребят, в отличие от некоторых других стран, где дети говорили в один общий ноутбук со своих мест. Так что по итогам Skype–сессии или, как мы её назвали, Skype-фона, с Россией мы стали рекомендовать всем школам устанавливать микрофоны. В целом наш Skype-фон прошел великолепно. Дети проявили столько энтузиазма! Теперь в наших планах сделать подобное тематическое Skype-общение с классами разных школ мира ежегодным глобальным событием. Следующий Skype-фон запланирован на ноябрь и продлится 48 часов. Сейчас мы работаем над идеями для его проведения. Но какую бы тему мы не выбрали в итоге – о редких животных или о сохранении энергии на планете – ребята в школах в разных точках земного шара смогут в онлайн-режиме задать свои вопросы ученым, которые в момент общения будут находиться в том месте, где они проводят свои исследования. Например, благодаря последней Skype-конференции ребята смогли увидеть Арктику в реальном времени. Такое, конечно, не забывается. Подобные Skype-фоны дают возможность детям получать уникальную информацию, а после общения заниматься углубленной проработкой обсуждаемой темы. И это важно как для учебы, так и для общего развития.

- Энтони, вы много путешествуете по миру, посещаете множество школ, общаетесь с педагогами. Скажите, почему одни педагоги не спешат использовать новые технологии, а другие, напротив, все больше используют их?

- Раньше боязнь использования технологий была связана с дефицитом элементарных знаний о том, что это и как они работают. Но, по-моему, тренинги, семинары и другие мероприятия развеяли все эти сомнения. Была проблема и в том, что часто технологии были доступны только на рабочих местах. Но сейчас ситуация изменилась. В подавляющем большинстве стран они доступны и дома, и на работе. Причем учителя, которые все еще не внедряют технологии в классных кабинетах, все равно используют их дома. На мой взгляд, все более широкое внедрение ИТ в образовательный процесс неизбежно. И очевидно, что их активное использование меняет саму парадигму традиционной системы обучения «объяснил материал, оценил выполненные учениками работы». Сейчас этот новый материал одинаково доступен и учителям, и ученикам. Причем дети могут учиться за пределами классного кабинета не хуже, чем во время очных занятий.

Еще одним заблуждением преподавателей является мнение, что их роль значительно снижается с приходом технологий. Мы, проведя массу исследований и работая в школах по всему миру, поняли, что технологии сами по себе не могут эффективно работать без прекрасного преподавателя. И прекрасный преподаватель, не используя технологии, лишается огромного количества возможностей. Но если совместить эти две составляющие, эффект превосходит все ожидания, запускаются важнейшие глобальные изменения. Вот почему мы стремимся показывать и транслировать опыт самых передовых педагогов, использующих в своей работе новые технологии, их коллегам из других стран мира.

- Ежегодные глобальные форумы Microsoft для учителей, активно использующих технологии в своей работе, как раз выполняют эту задачу. На недавнем таком форуме Educator Exchange, который в марте состоялся в Будапеште, приняли участие 300 педагогов из 75 стран мира. Формат форума включал и дискуссии, и практические мастер-классы для обмена опытом. По сути, такие форумы – это площадки для профессионального развития. Скажите, какие еще формы вы считаете эффективными для продвижения знаний об использовании технологий в образовательном процессе?

- Мы стремимся расширять практику онлайн-тренингов. Это, кстати, одно из направлений, по которому мы плотно сотрудничаем с Россией. Востребованная тема для таких тренингов сейчас – составление учебного плана преподавателя. Методические рекомендации по составлению учебного плана были переведены на различные языки. Учителям понравилось, что с помощью этой технологии можно оценивать свою работу, фокусироваться на необходимых материалах. На мой взгляд, это один из инструментов  профессионального развития учителя.  

Мы также проводим онлайн-мероприятия, которые охватывают целый ряд регионов России одновременно. Например, урок по необычным идеям использования ИТ для образования, который очень понравился педагогам – мы получили массу позитивных отзывов.

Кроме того, для нас очевидно, что один из самых эффективных инструментов распространения знаний и опыта использования информационных технологий, это когда одни учителя обучают других. При таком подходе, когда один опытный и творческий педагог делится знаниями с другими, процессы перемен запускаются снизу, учителя видят реальный эффект от интеграции технологий в учебную практику и уже не хотят работать иначе. Такой профессиональный контакт творит чудеса, раскрывая таланты и давая возможность все большему количеству преподавателей взять новую профессиональную высоту. В этом и есть главная задача всех технологических инициатив для образования, которые проводит Microsoft.