В День защиты детей традиционно говорят о том, как сделать жизнь целого поколения дошколят, школьников и подростков счастливой и безопасной. 

Однажды я спросила свою знакомую, чему самому необычному она учила своего ребенка.

 - Когда моей дочери было пять, я учила ее кричать на улице, - ответила Инна. - Со стороны это выглядело странно. А на самом деле так я заботилась о ее безопасности. Тогда мы разговаривали про злых людей, и дочь сжалась, стушевалась, и чуть ли не зашептала: «Я не буду кричать. Это плохо – кричать». Я была ошарашена. Моя дочь не будет кричать, когда на нее нападают?! Всю оставшуюся дорогу мы шли и кричали на всю улицу. «Кричать плохо» – это нормальная установка для каждого, кто ходил в детский сад. Драться и защищать себя – тоже плохо… А теперь, внимание, вопрос! Как и от кого нужно защищать в таких ситуациях? Может, стоит больше заботиться о детях, разговаривать с ними, рассказывать, какие они хорошие и ценные. Человек, уверенный в своей ценности, не позволит совершить над собой насилие.

... Что я заметила за последние несколько лет? Любой значимый этап в жизни ребенка для родителей, особенно нескольких детей, начинается с отвоевывания этого самого права. Сначала — на детский сад, затем — на школу, далее — на достойный отдых... Знаю, что еще сложнее приходится родителям особых детей и тем, чей достаток весьма ограничен. Когда несколько факторов объединяются, например, в одной семье, папы и мамы не могут кричать и требовать. Они молчат и изо всех сил тянут лямку своего родительства.

Пейте, дети, молоко!

Например, меня как маму волнует ситуация с программой "Школьное молоко". Чиновники от образования вместе с министерством здравоохранения решили, что за счет средств этой программы стоит усилить горячее питание в школах. Кормить усиленно обещают малообеспеченных и многодетных. К сожалению, в головах управленцев разных уровней эти две категории практически соединены в одну, но на деле часто случается так, что в многодетных семьях достаток нынче может быть средним и выше среднего и, таким образом, дети лишаются льгот на питание и поддержку, а то, что когда-то было предусмотрено как национальная программа для всех детей, становится лишь мерой поддержки для тех, кому с точки зрения нормативов и собранных справок, это важнее. Справки, к слову, не всегда отражают действительное положение дел. 

Не знаю, почему наши чиновники не заинтересованы в том, чтобы программа "Школьное молоко" работала в полную силу и полезное питье выдавали детям в начальной школе ежедневно, ведь подобные инициативы реализуются в разных городах и районах России. Наверное, вопрос в заинтересованности региона и желании не делить детей на тех, кому нужно больше, а давать всем.

В ходе обсуждения этой проблемы многие директора упоминали о том, что дети с правом на бесплатное питание, которых в школах кормят на фиксированную сумму, едят недостаточно - несколько лет средства, выделяемые бюджетом, остаются прежними, а порции, с учетом роста цен на продукты, увы, не становятся больше. В данном случае я бы уточнила. Нужно ли решать эту проблему путем перераспределения денег или все-таки детей, нуждающихся в такой поддержке государства, стоит начать кормить нормально на бюджетные средства?

Образование: доступное или нет?

Вторая проблема - это доступность дошкольного и школьного образования. В Петрозаводске сохраняется напряженная ситуация с местами в детсадах города. Об этом говорили и раньше. Сейчас родители детей Древлянки (микрорайона города – Ред.) пытаются добиться, чтобы детский сад, построенный в 2013 году (!) и полностью готовый к приему детей, заработал-таки. Петицию подписали уже 700 человек .

О питании в садах стоит упомянуть отдельно. Привычные порции каши, пюре и котлет сократились, качество фруктов не всегда радует. Но тем, кто не может получить заветное место в детском саду рядом с домом (очередь в системе "Дошкольник" сейчас держится на отметке 7 950 человек), эти проблемы кажутся несколько надуманными, поскольку папы и мамы вынуждены выживать и выкручиваться до тех пор, пока ребенка не возьмут в сад.

Школьное образование. Бесплатное и доступное. Слыхали? Я тоже каждый раз с удивлением об этом слушаю, особенно, когда сдаю каждый учебный год деньги на рабочие тетради, заказываю форму сомнительного качества у местных производителей и сталкиваюсь с массой неписанных правил, меняя школу для детей, например, из-за переезда. К сожалению, школьные программы, учебники и постоянное тестирование, которое проникло и в начальную школу под видом Всероссийских проверочных работ, разных тестов и промежуточных аттестаций, не внушают доверия и ощущения стабильности. 

Для провинции, где абсолютно все для школьников покупают родители, классы ремонтируют тоже они и питание в полном объеме оплачивают в большинстве своем, о бесплатности образования говорить не приходится. О доступности тоже. Вы пробовали перевести ребенка, живущего в центре, в другую школу? Практически все школы в центре укомплектованы полностью, чтобы осуществить операцию "перевод", необходимо невероятное везение. Сейчас я желаю его своей знакомой, которая пытается избежать второй смены для своей второклассницы и спасти своего сына-третьеклассника из класса, где периодически вспыхивает застарелый конфликт, в который администрация уважаемой школы не вмешивается. В итоге, многодетная семья уже несколько месяцев живет в ситуации стресса и невозможности поменять школу для двух старших детей.

Запись детей в первый класс — еще одна головная боль для родителей. Электронная система с нагрузкой не справилась, так что многие папы и мамы будущих первоклассников в Петрозаводске стояли ночами, чтобы записать своих детей в выбранную школу.

Два по записи, один - без

Здравоохранение. Летом очередей в поликлиниках почти нет, а вот что там творится в период эпидемий зимой и в межсезонье, наверное, известно всем родителям, которые хотя бы раз приводили ребенка на прием. Часто, отсидев два, а то и три часа в душных коридорах, ребята заболевают повторно... Говорить об этом можно бесконечно, но система записи в поликлиниках работает неэффективно, потому как бедные врачи вынуждены принимать двух людей по записи, а одного - без. 

Нередко видела, как время приема увеличивалась на час и два. После уставший доктор идет по вызовам, где его ждут дети, чьим родителям удалось-таки сделать вызов на дом. В последнее время, если температуры у ребенка нет и это не острая кишечная инфекция, в регистратуре просят приходить на прием самостоятельно. Так и сидят наши дети в душных помещениях, нос к носу, ожидая заветных десяти минут приема у врача, который за это время должен вспомнить все об особенностях ребенка, выслушать все жалобы и назначить лекарство... Нам с доктором повезло. А вам? Этой зимой, кстати, мне выдали документ, распечатанный на принтере, в котором значилась сумма, затраченная страховой компанией на обслуживание ребенка. Вызов доктора на дом и прием в поликлинике, кажется, стоил чуть больше тысячи рублей. После выхода из душного помещения меня охватил гнев. Я не понимала, что именно этим чеком мне хотели сказать, о чем предупредить? О том, что услуга в ближайшее время станет платной?

Дорожная карта по бездорожью

Оптимизация же стала вообще чем-то обыденным для Карелии. С сентября 2015 года откуда только не слышится это слово, подкрепленное заклинанием про "дорожную карту". Меня последнее сочетание смешит, поскольку достойных дорог нет даже в Петрозаводске, что уж говорить о районах, откуда как вести с фронта, приходят сводки об ухабах, по которым трясутся дети, чтобы в школу добраться на автобусе или ЕГЭ сдать... Последний резонансный случай пока нельзя считать завершенным, но эксперты от образования говорят, что решение принято настолько высоко, что судьба детей с тяжелыми нарушениями речи уже предрешена. Школа-интернат №22 для детей с тяжёлой патологией речи будет закрыта, говорят они, а дети отправятся по родным поселкам, деревням или будут учится в школе по месту жительства в Петрозаводске. Правда, как рассказывают мамы школьников, мест в соседних от их домов школах нет. Им предлагают возить детей в школы Соломенного и Птицефабрики (самые отдаленные районы города - Ред.), некоторых берут в школу-интернат №21, где созданы все условия для учебы ребят-опорников, но предоставлены всего лишь четыре комнаты для ребят-речевиков, которые должны здесь начать свое обучение с сентября 2016 года.
Конечно, такое объединение даже у стороннего человека вызовет вопросы. Зачем таким странным образом объединять детей с разными недугами? Зачем всех оставлять на окраине города, оторванными от центра? Снова родительское мнение, как и в истории с попыткой оптимизации Школы искусств, не учитывается. О детских интересах вообще не говорят. Взрослые дяди и тети решили, наверное, что кроме экономии, иных интересов у них нет.

Справедливости ради, я опросила нескольких мам из Петрозаводска о том, что могло бы сделать их детей счастливыми. Как оказалось, счастье наших детей не в деньгах.

Юлия, петрозаводский корреспондент:
- Мы были бы счастливее, если бы наш папа не болел! Хочется очень многое сделать, много где побывать, но, к сожалению, сейчас не всегда на все хватает сил. Хочется не бояться за будущее наших детей!

Наталья, мама особого ребенка:
- Нам, наверное, для счастья нужно быть принятыми. Избитая фраза о том, чтобы тебя приняли таким, какой ты есть, для нас становится актуальной. Мы переживем все трудности и, думаю,  многому научимся, просто хотелось бы поменьше замечаний, оглядок, косых взглядов, фраз: "Наверное, у вас ребенок дурачок".

Мария Мюллер:
- Я не знаю, чего не хватает для счастья моей дочери. Ей еще нет двух лет и, надеюсь, ей хватает всего. Ну разве что больше теплых дней, чтобы возиться в песке, кормить уток и бегать с подружкой. Я стала бы намного счастливее, если бы научилась быть спокойнее и сдержаннее, если бы смогла, наконец, отделять первичное от вторичного. Например, отложить стирку и лишние 15 минут провести с дочкой.

Анна Кривобок, учитель английского, гимназия №17, Петрозаводск:
- Мне кажется, детей еще более счастливыми может сделать время, проведенное с ними. В современной жизни, к сожалению, мы становимся его заложниками - нам его вечно не хватает! В результате, мы пытаемся все доделать, все успеть, а на собственных детей времени не остается. Если бы в сутках было 25 часов, то этот "лишний" час я обязательно провела бы с ребенком.

Анна, мама семилетней дочки:
- Лично нам для счастья не хватает здорового сердечка, что, к сожалению, невозможно. Живём от операции до операции.

Софья, жительница Петрозаводска:
- Я у старшей дочки спросила, она не смогла придумать. Я за нее скажу, что нам не хватает времени вместе - и просто времени, и времени, проведенного вместе интересно для поездок и путешествий. Мечтаем еще о собственном доме с участком вместо квартиры, бассейном, пусть надувным, и собакой.

Зинаида, учитель русского и литературы петрозаводской школы, мама троих детей:
- Если честно, моим сорванцам не хватает папы. Именно отцовского внимания, разговора, примера для подражания.

Татьяна Мигунова, мама подростка:
- У меня все для счастья есть: я с удовольствием иду утром на работу, потому что я ее люблю. После работы с удовольствием иду домой, потому что люблю свой дом. Еще меня там ждет маленькая, но любимая семья - дочь и ее папа. Еще у меня есть большая семья - мама, брат, сестра, их вторые половинки и их дети, которые нас любят и которых любим мы. Есть друзья, которым можно позвонить в любой момент и приехать без приглашения. Есть книги, с которыми и уединение прекрасно. Мне правда нечего больше просить у Бога, только благодарить за то, что имею. Дочь... Честнее было бы спросить у нее самой, но она уже спит. Не хочется верить, но, думаю, как все в меру эгоистичные подростки, она бы попросила чего-нибудь материального - новый телефон, больше карманных денег и больше свободы, чтобы мама не заставляла мыть посуду и разрешила покрасить волосы в безумный цвет. Если серьезно - котенка она хочет. Это я знаю точно.

Татьяна Киндяк, мама троих детей:

- Мне и моим детям не хватает природы и простора, возможности много и самостоятельно гулять, без опаски изучать окружающий мир, от этого зависит моё душевное спокойствие и мир между детьми и в семье целом. Это основное для нас.

Инна Слободяник, предприниматель:
- Счастливее моих детей сделал бы уютный, красивый, а самое главное безопасный двор. Я не могу отпустить дочь гулять одну, так как рядом с домом просто негде - весь двор заставлен машинами, несмотря на то, что вроде как это придомовая территория. Машины ездят постоянно и на немалой скорости, не всегда даже пропускают меня с коляской. Прямо у подъезда раньше был красивый цветник, девушки с первого этажа следили и ухаживали за ним, но потом водоканалу понадобилось что-то, перерыли все вдоль и поперек, потом наспех залатали, закопали. В итоге на месте цветника под окнами ставят машины, а прямо у подъезда огромная яма, коляску тяжело затаскивать.

Светлана Филон, преподаватель, мать двоих детей:

- У моих детей счастливое детство, которое они проводят в играх и веселье, имеет место совместный семейный досуг и спорт, плюс - естественно, всё необходимое в плане одежды-игрушек-медицинского обслуживания. Что могло бы нас всех сделать счастливее? Возможно, побольше семейных поездок в разные интересные места, мы и сейчас часто куда-нибудь выбираемся, но хотелось бы почаще и подальше, а это, естественно, упирается в финансы. В первую очередь, конечно же, для счастья нужно, чтоб болели дети пореже, а лучше вообще никогда, а то за эту зиму подустала я кашли и сопли у всех по кругу лечить.

Мама троих детей, больничный клоун:
— Всем детям для счастья не хватает игры. А защищать их нужно от занудства и закостенелости, от нежелания дать детям всё, что в наших силах. Уверена, детям, проходящим длительное лечение и переносящим болезненные процедуры, игра жизненно необходима. К сожалению, не все взрослые и даже врачи это понимают.

Инга, учитель северного района Карелии:
- Сын говорит, что ему всего хватает для счастья, а мне не хватает времени, чтобы побыть с ним.

Татьяна, мама двоих детей 6,5 и 1,6 лет:
- Мне кажется, наши дети счастливы. Не хватает, наверно, только чуточку свободного времени родителей. Старшему сыну еще не хватает пары десятков новых игрушек, но это не от того, что ему не во что играть (комната от игрушек ломится), а от того, что у кого-то вдруг оказалось то, чего у него нет. Меня сделало бы счастливее доступное дополнительное образование и досуг. Есть много мест, куда я бы хотела водить своих детей на кружки или просто для развлечения, но, увы, на все средств не хватает.

Ольга, бывшая петрозаводчанка:
- Мы живем в новом районе Петербурга. Проблемы у нас банальные: дефицит мест в государственном детском садике и отсутствие отдельной комнаты.

Марина Бедорфас, карельский журналист:

- У современных детей много возможностей. Хочется, чтобы дети были добрыми и внимательными друг к другу, родителям и окружающим. Нам не хватает для счастья безопасности!

Ольга, преподаватель:
- Спросила у своего ребенка, чего ему не хватает для счастья. Он сказал сначала, что мультиков. А потом обнял меня и сказал, что "обнимашек и целовашек". Если честно, мне тоже не хватает его "обнимашек и целовашек" в течение дня. К сожалению, быт и работа отнимают время, которое хотелось бы проводить вместе с ребенком.

Говорят дети

Гоша , 9 лет:
- Чувствую себя счастливым, когда занимаюсь любимым делом, ощущаю, что защищен и мне дают сладкое.

Фима, 9 лет:
- Чувствую себя счастливым, когда учитывают мое мнение при решении вопросов, когда могу увидеть бабушку, когда близкие здоровы.

Алексей, 6 лет:
- Счастливый я всегда, даже когда грустный. Чувствую это в сердце и мыслях. В Пасху, в зиму, во все праздники. Люблю, когда дают тортики и пирожки.

Светлана, 8 лет:
- Я не знаю, когда чувствую себя счастливой. Но мне нравятся каникулы, отдых и не ходить в школу тоже очень нравится.

Фото автора