Концепция развития математического образования в России была утверждена почти два года назад. Для достижения своей главной цели – «мирового лидерства» - разработчики концепции поставили три блока задач: кадровые, мотивационные и содержательные. Их решение предполагает модернизацию учебных программ, повышение квалификации учителей, обеспечение доступности информационных ресурсов, а также поддержку лидеров математического образования и популяризацию математических знаний. Реализация концепции охватит все регионы страны и затронет все уровни образования. Обширный план методических и практических мероприятий предстоит осуществить уже до 2020 года. Между тем, в этой области образования острых проблем по-прежнему немало.

К примеру, как рассказал Ильдар Мухаметов, замминистра образования и науки Татарстана, в Казани специалисты тщательно анализируют результаты всех оценочных процедур. В результате они выявили основные  проблемы в области школьного математического образования: это неэффективное использование учебных часов, низкая мотивация обучающихся в приобретении математических знаний, системные недостатки в преподавании, выявлении и ликвидации пробелов, несформированность базовой логической культуры учащихся, их недостаточные геометрические знания, неумение проводить анализ условий, применять известные алгоритмы в измененной ситуации, неумение находить и исправлять собственные ошибки. 

Эти и другие проблемы призван исправить ряд мер, принимаемых на государственном уровне.

Разделить математику «для жизни» и «для профессии»

Замдиректора Департамента госполитики в сфере общего образования Минобрнауки РФ Алексей Благинин рассказал о тех задачах, которые ведомство ставит перед собой в этом году.  Так, особое внимание уделяется методической поддержке повышения уровня массового математического образования, переходу на новые примерные образовательные программы начального и основного общего образования, поддержке и развитию математического таланта школьников. Важным направлением называют повышение качества подготовки учителей. В соответствии с планом уже в этом году каждый десятый российский учитель математики должен пройти курсы повышения квалификации по вопросам обновления структуры содержания.

Что касается документов, определяющих содержание образования, то уже второй месяц школа использует примерную образовательную программу основного общего образования. В ней увеличена доля практико-ориентированных заданий на применение математических знаний в повседневных ситуациях, логических заданий на выполнение арифметических операций. Кроме того, подчеркнул чиновник, в программе заложена главная идея  концепции - изменение математики в соответствии с различными направлениями и требованиями к результатам: «математика для жизни», «математика для практического использования в профессии» и «творческая работа в области математики и смежных областях».

К слову, эти же подходы будут использоваться и при формировании примерной программы среднего общего образования. Недавно стартовали общественные консультации, где все желающие специалисты могут внести свои замечания и предложения к проекту программы. 

Алексей Благинин напомнил также о работе над оценкой качества образования: двухуровневом ЕГЭ, НИКО по математике и информатике, а также о том, что в стране выстраивается система всероссийских проверочных работ.

Иван Ященко, директор Московского центра непрерывного математического образования, рассказал о некоторых плачевных результатах НИКО по математике:

- К сожалению, можно сделать вывод, что очень большой процент школьных уроков сводится просто к имитации. Особенно в старшей школе до половины уроков было просто формальным прохождением программы, - представил текущую ситуацию эксперт. - Мы пытаемся учить всех всему – авось кто-нибудь что-нибудь да выучит. Это, к большому сожалению, выбрасывает из образовательного процесса огромное количество ребят, воспитывая в них ненависть, отвращение к математике, они воспринимают предмет как наказание.

По мнению специалиста, введение двухуровневого ЕГЭ сняло барьер возникающий, когда ребятам, к примеру, гуманитариям давались задачи «заведомо не для них».

Выявлять математические навыки в детсаду

Ректор МГПУ Алексей Семенов также обратился к теме единого государственного экзамена, заметив, что «для массы университетов ЕГЭ был разумным, а сейчас стал хорошим инструментом деятельности», однако совершенствовать экзамен необходимо.  

Во-первых, по мнению Алексея Семенова, единый задачник ЕГЭ должен охватывать всю школьную математику и информатику. В нем должны быть представлены все типы заданий, которые используются в тех или иных образовательных организациях.

Во-вторых, содержание ЕГЭ необходимо планировать не на один год, а на длительную перспективу.

В-третьих, нужно решать проблему натаскивания на ЕГЭ. «В сентябре появляется примерный демонстрационный вариант ЕГЭ и дальше учителя начинают штудировать со школьниками задания... Эта проблема решается: мы все более и более расширяем спектр заданий, которые могут появляться в ЕГЭ».

В-четвертых, необходимо отрабатывать коммуникативные навыки, важнейшие в современном мире. «Не запоминание формул, а умение рассказать другому, как ты сделал задачу, убедить его, подтвердить, доказать и так далее. Это принципиальная вещь», - подчеркнул Алексей Семенов.

Кроме того, ректор МПГУ затронул тему развития математических навыков ребенка с раннего возраста.

- Система непрерывного учета результатов объективной диагностики начинается с детского сада, где мы не учим таблицу умножения, но диагностируем исходные навыки, необходимые для дальнейшего математического развития.

Таким образом, уже по окончании детсада должно быть видно, силен ребенок в математике или ему нужно помочь. Однако, в любом случае главным принципом, по мнению экспертов, должно стать утверждение «Нет детей, неспособных к математике».

Изменить содержание образования

Директор петербургского Президентского физико-математического лицея № 239 Максим Пратусевич прокомментировал примерную программу по математике - составную часть примерной программы основного общего образования, принятую весной. По его словам, она — хоть и новая, но «без революций». Тем не менее, изменения были.

Прежде всего, эксперт также отметил появление трех уровней изучения математики. Кроме того, появится больше элементов теории вероятности, математической статистики и вообще элементов дискретной математики. Это связано с тем, что значительная часть выпускников идет работать в сферу ИКТ и эти знания являются базовыми и необходимыми.

Особое внимание уделяется использованию компьютерной техники в области математики. Однако, есть проблема. По словам Максима Пратусевича, дидактика использования компьютерной техники на уроках математики как система до сих пор не построена.

Изменения программы влекут за собой изменение итоговой аттестации за курс основного образования: «ЕГЭ нужно расширять дальше, так, чтобы он мог затронуть все те области математики, которые должны изучаться в школе».

В свете концепции математического образования встает ряд задач, объединенных общей целью – постепенным изменением содержания образования.

- Это то конкретное, с чем учитель выходит на урок - набор задач, конкретных дидактических материалов. Это  влечет за собой необходимость подготовки новых учебников и новых информационных ресурсов, а также массового повышения квалификации учителей, - подытожил Максим Пратусевич.

Воспитать студента матфака со школьной скамьи

Однако проблемы в математическом образовании есть не только на школьном, но и вузовском уровне. Участие в круглом столе принял Дауд Мамий, директор Республиканской естественно-математической школы при Адыгейском госуниверситете и декан факультета математики и компьютерных наук АГУ. По его словам, в стране сложилось чрезвычайная ситуация с направлением «Математика» в классических университетах.

- На протяжении ряда лет набор во многих вузах отличается низким качеством, в последние годы некоторые вузы, включая федеральные, имеют недобор студентов на первый курс, - обратил внимание Дауд Мамий. - Все это проходит на фоне всеобщей глобальной непрестижности направления. Есть, к примеру, вузы в которых вообще ликвидирован набор на него. Есть вузы, в которых набор идет раз в два года.

Как пояснил декан, прежде всего это приведет к ликвидации научно-педагогических коллективов, которые формировались в вузах десятки лет, а в дальнейшем и вообще к плачевным последствиям с математическим образованием в регионах.

По мнению главы факультета, необходимо обеспечить поддержку педагогических коллективов проблемных вузов. Кроме того, вузам стоит задуматься о том, чтобы воспитать своего собственного студента.

- Мне кажется, здесь нужно идти в муниципальные учреждения, дойти до каждого ребенка в отдельности, чтобы показать ему, насколько интересна специальность математика. Ребенок, который хоть раз прослушал лекцию Станисава Смирнова, поймет, как заманчиво быть математиком.

Как отметил  Дауд Мамий, одного сочинского «Сириуса» на всех не хватит. «У нас есть десятки регионов, из которых дети никогда не попадают на финал всероссийской олимпиады, а попадая в финал, не добиваются никаких результатов. Причина этого простая – в этих регионах нет системы...»

Специалист заявил о необходимости  координации усилий, к примеру, в форме межрегиональных центров, которые консультировали бы регионы, развивающие работу с математически одаренными детьми.

Создать  центры превосходства

Директор Департамента науки и технологий Минобрнауки РФ Сергей Салихов рассказал о том, как изменятся подходы к математике на уровне высшей школы и науки. Речь идет о создании международных центров в области математики, которые предполагается открывать на базе вузов и научных институтов. Их основными задачами будут фундаментальные поисковые исследования в области математики и создание в вузах особой среды, которая позволила бы вовлечь максимальное количество молодых ученых и преподавателей в эти исследования.  На первом этапе планируется создание четырех таких центров.

Еще одна мера - поддержка федеральных профессоров в области математики. Она предполагает открытие индивидуальных профессорских позиций в вузах. На эти ставки будут по конкурсу брать ученых, которые достигли высоких научных результатов и имеют конкретные планы по развитию математики в той организации, в которую они будут определены.

При этом победители конкурса смогут самостоятельно выбрать место, где они хотели бы работать. Сроки заключения контрактов будут достаточно длительными - до 5 лет с последующим продлением. Размер оплаты труда составит четыре средние зарплаты по экономике страны. Ожидается, что уже в начале декабря будут объявлены первые итоги конкурса и станут известны имена первых федеральных профессоров.

Дмитрий Ливанов уже подписал приказ о создании координационного совета по деятельности международных научных центров и по программам федеральных профессоров. В совет вошли выдающиеся математики, которые  будут определять направления и механизмы деятельности этих программ. В их числе три лауреата Филдсовской премии - Максим Концевич, Андрей Окуньков и Станислав Смирнов, зарубежные ученые из Imperial College London, Stony Brook University, и немецкого Института Макса Планка, а также ряд крупных ученых из вузов РФ.

- Такой состав гарантирует нам прозрачность во всех процедурах и механизмах деятельности центров и профессорских программ. Это также методический надзор, методическое руководство, по крайней мере, на начальном этапе становления этих проектов, - пояснил чиновник. - Одна из основных функций совета – рассмотрение кандидатур на должности директоров математических центров, подготовка предложений по вопросам стратегии их развития и экспертная оценка ежегодных результатов их деятельности.