В начале сентября на заседании Совета по русскому языку при Правительстве РФ во Владивостоке вице-премьер Ольга Голодец предложила две инициативы. Первая - проведение в российских школах тестирования на знание русского языка всех педагогов-предметников. Вторая же, если так можно сформулировать, - антиинициатива, поскольку Голодец высказалась против увеличения часовой нагрузки для дополнительного преподавания русского языка в школах. Обе идеи широко обсуждаются в педагогическом сообществе.

Корреспондент «УГ» провела мини-опрос и обнаружила, что обе эти идеи в сознании учителей тесно связаны между собой. А еще педагоги остро отреагировали на обидное, по их мнению, высказывание Ольги Голодец:

«Сейчас 44% всего школьного времени приходится на преподавание трех предметов — русского языка, литературы и математики. 1500 часов отводится на изучение русского языка в школе. А язык все равно не знают. Грош нам цена, если за 1500 часов не смогли научить русскому языку».

Мнение первое. «Мы и так грамотные!»

Марина Егорова, директор школы №2 города Пестово Новгородской области:

«В нашей школе все педагоги люди грамотные, хорошо владеющие родным языком. Поэтому никакой дополнительной проверки их квалификация не требует! У нас даже кандидат филологических наук в школе работает. Так что уровень учителей достаточно серьезный. Я против тестирования. Кроме того, такое тестирование стало бы дополнительной нагрузкой для педагогов, они и без того люди занятые.

А вот число часов в школе на русский язык увеличить как раз необходимо. Их катастрофически не хватает, особенно в старших классах. Мы сейчас выходим из положения за счет компонента образовательного учреждения, но этого все равно мало. Ведь русский язык - основной экзамен, влияющий на получение аттестата. Не учителей надо тестировать, а вот в этом направлении поработать бы правительству!»

Мнение второе. «Со всем согласны. Но есть одно «но»...»

Светлана Муромцева, учитель русского языка и литературы школы №4 Старая Русса Новгородской области, руководитель методического объединения учителей русского языка и литературы Старой Руссы и Старорусского района:

«Согласна, тестирование обоснованно, поскольку каждый учитель должен быть человеком образованным и знать русский язык как следует, ведь он несет знания детям. Но, с другой стороны, есть опасение. Сейчас наблюдается некоторый кризис учительской профессии, не так много желающих работать в школе. Не станет ли такое тестирование дополнительным фактором оттока учителей?

С тем, что 1500 часов на русский язык достаточно, я вполне согласна. Уточню: эта цифра общая для всех классов. На преподавание русского языка в школе отводится от 204 часов (в пятом классе, например) до 68 часов (в 9-11-х классах). Для того, чтобы успешно сдать экзамен, этих часов вполне достаточно. Ведь те учебники и программные материалы, которыми пользуется учитель, как раз и рассчитаны на указанное количество часов. Если будет установлено другое число часов, то и учебники, и материалы придется корректировать».

Мнение третье. «Тестировать, но не всех!»

Вера Никифорова, преподаватель русского языка и литературы Бежаницкой школы Псковской области, «Учитель года-2013»:

«Вероятно имеет смысл тестировать начинающих учителей, которые только приходят на работу. А вот когда педагог с вузовской подготовкой отработал 40 лет в школе, и его предлагают тестировать на знание русского языка – это, на мой взгляд, лишнее.

Я не согласна с вице-премьером Голодец в отношении часов на русский язык. Получается парадокс: в старших классах английский язык изучают три часа в неделю, а русский язык – один. А ведь дети массово сдают ЕГЭ по русскому языку, а не по английскому. Для того, чтобы подготовить ребят к сдаче экзаменов, приходится вести элективные курсы или дополнительные групповые занятия. Поэтому желательно чтобы часы на русский язык хотя бы не уменьшались… А, по возможности, неплохо их и добавить - в старших классах хотя бы».

Мнение четвертое. «Иностранцы знают русский лучше, чем мы!»

Вера Алексеева, директор школы №8 города Старая Русса Новгородской области:

«На обязательном ЕГЭ по русскому мы не разделяем детей: вот этот ребенок будет сдавать тест по русскому языку, а этот - нет. От экзаменационного тестирования никто не освобождается. Так почему бы не сделать так, чтобы и учителя в обязательном порядке сдавали тесты по русскому языку? Я считаю, что это было бы хорошо. Недавно я ознакомилась с тестами по русскому языку, которые сдают иностранцы при оформлении российского гражданства. И у некоторых знания выше, чем у рядового россиянина.

Неприятно видеть документ, написанный учителем, в котором есть орфографические или стилистические ошибки. Любой преподаватель пишет объяснительные записки, составляет программы, делает записи на доске, в тетрадях учеников. Его письменная, а также разговорная речь – все это влияет на ребенка.

Поэтому, на мой взгляд, идея тестирования неплоха. Правда, требования к тестам для учителей должны быть не такими, как в ЕГЭ. Все зависит тот того, какую задачу будут ставить, выявляя грамотность учителя. Пока эти задачи нам, кстати, никто не разъяснил. Кроме того, должны быть нюансы при тестировании учителя физической культуры или технологии и учителя филологии - уровень подготовки у всех разный.

У меня есть еще вопрос к тем, кому принадлежит идея тестирования. Если учитель его не сдаст, что будет дальше? Сейчас не хватает педагогов во всех регионах страны. У нас, например, дефицит учителей физики, математики, физкультуры. Почти 25 процентов учителей находятся в пенсионном возрасте, придет время, когда их нужно будет заменять.

Некоторые учителя уже имеют личные сертификаты на выполнение своей деятельности. Может быть, предложить, чтобы при сертификации своего труда учитель проходил подобное тестирование?

Я думаю, что категорично заявлять на всю страну, что наши дети русского языка не знают, не верно. Знают! У нас в школе, например, установлен единый орфографический режим. Что это значит?

Мы стараемся все письменные работы, независимо от предмета - физика это, химия, биология - проверять, в том числе обращая внимание и на орфографические ошибки и стилистику.

Если в каждой школе будет единый орфографический режим, то, может быть, и не нужно будет увеличивать число часов на преподавание русского языка?

Давайте исходить из цели изучения языка: каждый ребенок, получая знания на уроке русского, должен применить их на практике. Осуществить перенос этих знаний. Где это можно увидеть в школе? Как раз на уроках истории, физики, химии… Там, где он рассуждает, записывает свои ответы. Если ученик перенесет правильно свои знания по русскому языку в иную плоскость - значит, он научен.

Раньше много времени на уроке, например, математики учителя отводили устному проговариванию. А сейчас в связи с тем, что мы поголовно готовим к тестированию, уходит монологическая речь учеников. Исчезает и практика диалогической речи в школе.

Работать в этом отношении надо не только учителям русского языка, всем педагогам вместе! Единый орфографический режим, единые требования к написанию в тетрадях и устным ответам должны быть на всех уроках по всем предметам. Нам поможет только такая интеграция».

От автора

Таким образом, наш мини-опрос показал, что педагоги поддерживают идею тестирования: но с оглядкой. Главное, что беспокоит всех: какую цель будет ставить подобный эксперимент? Стимулировать учителей говорить и писать на русском языке правильно? Это задача благая. А вот демонстрировать научные лингвистические знания, которые редко применяются на практике, - это, наверное, лишнее. Хотя вот парадокс: именно такие знания по большей части хотят получить от детей составители заданий ЕГЭ по русскому языку. Может, стоит и над этим задуматься? Грамотность – она ведь для всех общая. И для взрослых, и для детей.

Фото автора