Однако ни один эксперимент не вызывал столько споров, сколько эксперимент по введению единого государственного экзамена. Изначально ЕГЭ должен был стать неким единым стандартом оценки качества знаний выпускников, уравнять шансы молодежи, в том числе из регионов, на поступление в престижные вузы, снизить коррупцию в сфере среднего и высшего профессионального образования. Вместе с тем эксперты заявляют о том, что результаты тестирования не всегда дают объективную оценку знаний, а процедура его проведения до конца не отработана. Тем не менее сегодня уже очевидно, что ЕГЭ вошел в систему подготовки и выпуска школьников, и задача заключается в дальнейшем совершенствовании этого инструмента.
Мы предлагаем новую идею оптимизации системы комплексной оценки знаний выпускников с учетом стратегических интересов всех участников образовательного процесса в России и его сегодняшнего состояния.


Проблема
ЕГЭ представляет собой универсальную для всей страны систему оценки знаний выпускников школ, позволяющую отчетливо видеть и оперативно корректировать ос- новные «проблемные зоны» образования по всей стране, отдельным регионам и образовательным учреждениям, а также с появлением в 2010 году рейтинга вузов по сред- нему уровню баллов ЕГЭ абитуриентов - более объективно выявлять престижные высшие учебные заведения по данному показателю. Вузы заинтересованы в привлечении наиболее подготовленных выпускников, а выпускникам важно реализовать свой потенциал в действительно сильном вузе.
«Проблемные зоны» ЕГЭ постепенно изживаются, но остается болезненный вопрос: как помочь пробиться к высшим баллам творческой молодежи, которая оказывается недостаточно успешной в жестком формате ЕГЭ?
И как высшим учебным заведениям «вслепую» все же получить действительно мотивированных студентов?
Сформулируем суть проблемы: формат ЕГЭ недостаточен для выявления творческого потенциала выпускников.
Решением этой проблемы стало олимпиадное движение, позволившее победителям «обходить» жесткие требования участия в общем конкурсе по результатам ЕГЭ. В соответствии с п. 61 Положения о Всероссийской олимпиаде школьников (утверждена приказом №695 от 02.12.2009) «победители и призеры заключительного этапа олимпиады принимаются без вступительных испытаний в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования и в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования для обучения по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим профилю олимпиады». Однако условия проведения олимпиад достаточно жесткие: согласно тому же положению - призерами третьего из четырех этапов могут стать не более четверти участников, а последнего этапа - всего 8 процентов от этого количества. Тогда сам принцип «квоты» не позволяет оказаться в числе призеров ребятам, имеющим минимальное расхождение в баллах с победителями. Кроме того, «олимпиадный марафон» чересчур интенсивен: школьный этап проводится в октябре, муниципальный - в декабре, региональный - в феврале и заключительный - в апреле. Останутся ли у участника-выпускника силы на другие предметы? Окажется ли сильный школьник, все же не попавший в число призеров, в равных условиях с одноклассниками, планомерно готовившимися ко всем ЕГЭ и не отвлекавшимся на олимпиады? Не приведет ли это к уменьшению привлекательности олимпиады для выпускников, ставивших себе единственную цель - получение стобалльных сертификатов по ЕГЭ? Ко всему прочему серьезным препятствием региональных олимпиад для включения их в перечень является ценз численности участников, что также затрудняет доступ учащихся к участию в олимпиадах по отдельным предметам.
Нет сомнений, что Всероссийская олимпиада является яркой и успешной формой совершенствования системы профильной подготовки, стимулируя и школьников, и педагогов к постоянному научному и знаниевому росту. Вместе с тем в масштабе страны проблема объективного определения уровня знаний выпускников остается достаточно острой. Глава Рособрнадзора Л. Глебова уже высказала тревогу по поводу результатов первых сессий: олимпиадники чаще оказываются в числе должников, чем стобалльники, что заставляет задуматься о несовершенстве сегодняшнего регламента проведения олимпиад.
Инновация
При всей критике в адрес составителей ЕГЭ и контрольно-измерительных материалов к ним большинство экспертов согласны с эффективностью частей А и В (в не- которых случаях используется только часть В) для определения базового уровня знаний выпускника по тому или иному предмету. Обработку этих тестов ведет машина, исключающая «человеческий фактор» и строго следующая программе. Накоплен достаточный опыт составления этих базовых видов тестирования, исправлены ошибки, имевшие место в первые годы применения ЕГЭ. Однако часть С до сих пор оказывается своеобразным камнем преткновения при сдаче ЕГЭ. Обратимся к статистике.
В 2010 году доля выпускников, вообще не приступивших к выполнению части С, по отдельным предметам составила (в процентном соотношении к числу экзаменовавшихся по этому предмету):

Русский язык    5,4
Математика    38,81
Физика    32,32
Химия    11,27
Информатика и ИКТ    22,33
Биология    8,51
История    12,08
География    14,06

(Данные взяты с сайта «Официальный информационный портал единого государственного экзамена»: http://www.ege.edu.ru/statege.php)

Как видим, особенно высокие отрицательные показатели дают точные науки, причем процент неприступивших к части С по ним примерно одинаковый во всех федеральных округах. Иная ситуация с русским языком: здесь существует разбег данных и по округам, и по отдельным регионам.
Между тем было бы возможно объединить функции задания части С с функциями предметной олимпиады, а также изменить требования к сертификации знаний выпускников.
Нами предлагаются изменения, которые касаются преимущественно процедуры проведения ЕГЭ и порядка зачисления в вузы и учреждения среднего профессионального образования (СПО). Общий подход к решению данного вопроса может быть представлен схемой 1.
Сдачу ЕГЭ предлагается проводить в два этапа, учитывая при этом интерес выпускника: на первом этапе (март- апрель) учащиеся, заинтересованные продолжить обучение в высших учебных заведениях, решают задания части С, которая представляет собой блок заданий олимпиадного уровня, требующих от выпускника демонстрации знаний в решении нестандартных задач и навыков по учебной дисциплине (прил. 1). Таким образом, выполнение части С становится своеобразной единой государственной олимпиадой.
Разработку заданий части С организует Российский совет олимпиад школьников в соответствии со стандартами и методикой, утвержденной Рособрнадзором, а их проверку - Рособрнадзор и региональные комиссии субъектов Российской Федерации.
Второй этап - решение заданий частей А и В, структура которых и сроки проведения не изменяются. Разработка заданий и проверка их выполнения осуществляются в установленном порядке. Если выпускник желает продолжить обучение в учреждениях СПО (профессиональные лицеи, колледжи, техникумы), то для этого ему не потребуется выполнять задания части С. Если выпускник собирается продолжить обучение в высшем учебном заведении (институт, академия, университет), то решение заданий части С по всем трем предметам, установленным Рособрнадзором для поступления на соответствующие направления высшего профессионального образования, для него является обязательным условием участия в конкурсе вуза.
Критерием усвоения содержания образования является успешное выполнение заданий частей А и В. На основании результатов выполнения данных частей выпускник получает документ о среднем (полном) общем образовании и свидетельство о сдаче обязательных экзаменов, однако претендовать на обучение в вузе ученик, не выполнив часть С, уже не может.
Для формирования рейтинга при поступлении в вуз учитывается общая сумма баллов заданий А, В и С. Абитуриент, имеющий сертификаты A, B и С, получает возможность участвовать в конкурсах как в вузы, так и в учреждения среднего профессионального образования.
Таким образом, предлагаемая схема проведения ЕГЭ в два этапа отделит «олимпиадную» часть экзамена для поступающих в вузы от общей части для тех, кто не претендует на поступление в высшие учебные заведения. Это позволит оптимально распределить силы на подготовку к ЕГЭ учащимися, «сбить волну» всеобщего репетиторства, выявить талантливых детей, способных продолжать образование в вузе, а также сэкономить ресурсы на проведение как олимпиад, так и ЕГЭ, объединив их в последовательную двухэтапную процедуру. Такая схема ЕГЭ предполагает также профессиональную ориентированность выпускников школ на продолжение обучения.

Внедрение
Школьные олимпиады начиная с 6-го класса должны стать обязательным элементом программы среднего образования для всех обучающихся.
На этапе формирования системы единой государственной олимпиады в рамках ЕГЭ должны быть сохранены все системы действующих ныне олимпиад. Для отработки указанных механизмов и процедур представляется целесообразным провести эксперимент в ряде регионов, как это было сделано при апробации ЕГЭ.

 

Внимание! Полный текст статьи с приложениями и таблицами читайте, пожалуйста, в «Учительской газете» № 20 от 17 мая 2011 года.

Подписные индексы «УГ» 50137, 32168; 12270, 12272

Фото Марии Голубевой