Объединила всех участников
III научно-практическая конференция «Актуальные вопросы кодификации норм правописания: теория и практика», которая проходит в Академпарке Новосибирска 29-31 января. Мероприятие было организовано Новосибирским государственным университетом при поддержке фонда «Русский мир» и многочисленных спонсоров. 

Ведущая конференции доцент гуманитарного факультета НГУ Татьяна БЕЛИЦА представила первого пленарного докладчика. Олег ПОДОЛЬСКИЙ, научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ (Москва), выступал по скайпу. Он объяснил, что такое PIAAC – исследование профессиональных навыков взрослых, и привел впечатляющие данные в своей презентации. Согласно методике  PIAAC, компетенции делятся на три части: грамотность, умение читать и писать; математические навыки, умение считать и понимать мир чисел; ИКТ, владение современными технологиями. Согласно опросам и исследованиям, 73 миллиона молодых людей, 3% трудотоспособной молодежи планеты, являются неграмотными. Уровень трех компетенций отличается по странам и континентам. Оказывается, школьный аттестат и даже вузовский диплом – еще не гарантия грамотности. Живую реакцию слушателей вызвало сообщение о гендерных различиях в уровне компетенций, в частности, в РФ более высокие результаты показывают женщины, в то время как в развитых странах мира лидирует мужской пол. Олег Подольский также продемонстрировал графики и таблицы, показывающие, что уровень грамотности человека зависит от его здоровья. Люди грамотные меньше болеют, лучше работают.

Мария РОВИНСКАЯ, РАНХиГС (Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ), преподаватель кафедры русского языка Института лингвистики Российского государственного гуманитарного университета, учитель русского языка школ № 171 и 136 Москвы, рассказала о современных проблемах преподавания русского языка в вузе и школе. По ее мнению, современный школьник вряд ли ощущает себя носителем языка и культуры. Часто даже подростки не могут связно рассказать о себе. Она привела примеры из современных учебников, в частности тему «Обращение». Правомерно ли учить шестиклассников на уроках современного русского языка, используя примеры из классической литературы XIX? Выучив давно отжившее обращение, школьник пишет в своем эссе: «Разлюбезный друг мой Яша!» Имеется в виду попугай. В упражнении даны слова «Москва, родина, березонька». Ученики должны употребить их опять-таки в качестве обращений. А какую реакцию у старшеклассников может вызвать следующий пример: «Ой ты гей еси добрый молодец!» Если ввести такое обращение в строчку поиска, выпадает масса ссылок на гей-парады... По мнению Марии Ровинской, надо учить детей реальной коммуникации, современному русскому литературному языку. Иначе мы будем получать типичный ответ подростков на вопрос, зачем нужно учить русский язык: «Чтобы сдать ЕГЭ». Почему после 11 лет учебы мы зачастую получаем нулевой результат? Есть прекрасные учебники по русскому языку для иностранцев, а для отечественных школ практически нет хороших современных пособий, где бы главенствовал коммуникативный подход. По школьной программе ученики должны прочесть большое количество классики. Дома они могут читать совсем другие книжки, но им бывает не с кем и негде их обсудить. Наблюдается оторванность от жизни.

Выступление Марии Ровинской вызвало живую дискуссию. Борис ПАНОВ, преподаватель русского языка и литературы, Лига школ (Школа для одаренных детей, Москва), привел реальные примеры из своей педагогической практики. Сегодняшние методы преподавания отечественной литературы неэффективны, потому что материал подается по принципу «сложения». Берутся две сотни лет, всех пытаются уместить в школьную программу, а весь материал попросту не помещается. Другие страны не ставят такой задачи, не пытаются втолкать несколько столетий в школьный курс, и результаты бывают лучше.

Собравшиеся в зале специалисты говорили о существующем разрыве между усвоением школьной программы и подлинной грамотностью. В вузы приходят абитуриенты, имеющие 98% по ЕГЭ – и пишут вступительное эссе или диктант на «двойку». Нужно менять мотивацию, добиваться функциональной грамотности, настоящей компетенции.

Светлана ДРУГОВЕЙКО-ДОЛЖАНСКАЯ, преподаватель СпбГУ, сооснователь сайта Грамма.ру, член Совета по русскому языку при Президенте РФ, назвала свой пленарный доклад необычно: «К чему (зиц) председателю дефис: узус contra норма или pro новая норма?” Сознаюсь, мне потребовалось несколько секунд на восприятие заголовка, выведенного на большой экран. «Зицпредседателя» и значение слова, зиц от немецкого глагола sitzen – сидеть, я помню из романа Ильфа и Петрова «Золотой теленок». Сама формулировка, использование иностранных слов и латинского написания четко показывает состояние современного русского языка, в котором зачастую происходит смешение французского с нижегородским, причем «французский» не всегда используется правильно. Надеюсь, «зиц», равно как и вопрос о том, нужно ли писать подобные слова с дефисом или без, не попадет в задания ЕГЭ. Докладчица призвала собравшихся при необходимости пользоваться словарями – и учить этому школьников и студентов. Она также указала на роль интернета как справочника, источника информации. «Зиц» обычно не найти в бумажных словарях, но стоит ввести  словечко в строку «Поиск», как выпадает масса ссылок и объяснений.

Владимир ПЛУНГЯН, член-корреспондент РАН, профессор МГУ имени М.В. Ломоносова, член Совета по русскому языку при Президенте РФ, прочел публичную лекцию «Русский язык в современном мире», открытую для всех желающих. Многочисленные мастер-классы, Вечера знакомств, неформальные встречи дали собравшимся возможность не только познакомиться, но и обсудить насущные вопросы преподавания и изучения русского языка в самых разных форматах.

 

В кулуарах я задала один и тот же вопрос доктору филологических наук, заведующей кафедрой общего и русского языкознания НГУ Наталье КОШКАРЕВОЙ, проводившей тренинг по проверке, и Борису ПАНОВУ: «В чем вы видите пользу Тотального диктанта?»

Наталья КОШКАРЕВА: Тотальный диктант проходит весело и неформально, по инициативе студентов НГУ. Посмотрите вокруг, молодежь с дредами, с «ирокезами», одеты в джинсы с дырками, но это внешний вид. На диктанте происходит объединение людей, он вызывает огромный интерес молодежи. Преподаватели, то есть взрослые, часто выступают в роли группы поддержки, подбадривают ребят.

Борис ПАНОВ: У нас диктант пишут все – директор школы, учителя, сторож, дети. Формируется сообщество людей, для которых важен русский язык, грамотность, независимо от возраста, рода занятий.

От себя добавлю существенный момент. Тотальный диктант – не ЕГЭ, не контрольная, не вступительный экзамен. Это проверка собственного уровня, полученных знаний. Всех участников объединяет стремление проверить свои знания, дух творчества, тяга к приключению, и все это – в сфере изучения родного языка. Отсутствует страх перед ошибкой, так как результат важен для самого себя. Узнав свой уровень, любой человек может сделать выводы и решить, стоит ли что-то делать дальше. Возникает элемент соревнования с самим собой: смогу ли я сделать лучше в следующий раз?

Тотальный диктант, конференции и обсуждения проблем и перспектив, безусловно, нужны для понимания того, какими должны быть дальнейшие шаги. «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь». Может быть, постепенно бессмертные слова классика русской литературы обретут новое значение.

Нина Коптюг, Новосибирск

Фото автора