Без уверенности в завтрашнем дне

На одном из августовских совещаний в Петрозаводске Екатерина Коккина, председатель районной организации профсоюза работников народного образования Кондопожского района Карелии, заявила:

- Учитель должен прийти сегодня в школу с уверенностью в завтрашнем дне и ощущением своей нужности. Чтобы получить озвученную заработную плату (речь идет об указанной на сайте регионального минобразования средней зарплате учителей Карелии в 30 тысяч рублей. — Ред.), надо взять полторы, 1,8 или две ставки. Если 18 часов нагрузки в неделю — учитель получит 15 тысяч. Если нагрузка более 20 часов — до 30 тысяч рублей, но работать придется день и ночь, - уверена Екатерина Коккина, учитель истории и обществознания, которая в школе работает 37-й год. - Так что вопрос о заработной плате актуален! Вопрос о стимулировании и зарплате должен решаться предметно.

В этом году Екатерина Александровна участвовала в профессиональном семинаре в Сочи и интересовалась, как обстоят дела у коллег по России в целом. Оказалось, что в зарплатах нет особой разницы, несмотря на то что в Карелии их начисляют с северными.

- Учителям всех регионов нужно очень много работать! - уверен профсоюзный лидер Карелии. - Исключение — Ямало-Ненецкий АО. Вопрос базового оклада сегодня назрел по всей стране, он важен! Не может быть так, что разные оклады, например, в Лоухском и Кондопожском районах (районы республики Карелия). Вопрос стимулирования тоже должен быть проработан государством. Стимулирование — это стимул к росту, к работе, его нельзя начислять за присутствие на совещании или проведенный урок. Молодым специалистам сложно заработать, сложно реализоваться и проявить себя. Базовый оклад мог бы заинтересовать и поддержать молодого специалиста.

От первого лица

Некоторые педагоги, к которым «Учительская Газета» обратилась с просьбой ответить на вопросы о сентябрьской зарплате, отреагировала или молчанием, или общими фразами о том, что «на зарплату жаловаться не приучены». Были и более распространенные сравнения с временами, когда учителя по девять месяцев не получали зарплату. Исходя из опыта тех лет, сегодняшнее финансирование школ кажется, конечно, вполне нормальным, ведь на чай и хлеб с маслом педагогам теперь хватает.

О своей зарплате «Учительской Газете» рассказали более 20 учителей со всей страны. Многие из педагогов отмечают, что нагрузка возросла, а зарплата или осталась прежней, или уменьшилась. Кто-то говорит, что для сентября такая ситуация симптоматична, другие склоняются к тому, что финансирование школ изменилось. Но абсолютно все учителя недовольны количеством бумажной работы и подтверждают — среднестатистическую зарплату по региону можно получить только если работать на полторы-две ставки и брать дополнительную нагрузку.

Елена, учитель иностранного языка, Кириши, Ленобласть:

- Я работаю в общеобразовательной школе. Моя зарплата стала ниже. В среднем лично у меня разница в сравнении с прошлым годом составила три-четыре тысячи рублей, хотя в этом году нагрузка больше. По школам в городе ничего не могу сказать - не общалась еще с коллегами. Понимаю, что в чем-то нам, "иностранцам", легче, ведь мы ведем занятия в группах, если в классе больше 25 человек. В этом году нагрузка у меня увеличилась на пять часов - в прошлом году было 20, а в этом, соответственно, стала 25. С чем связываю такое понижение заработной платы? Моя коллега высказала предположение, что вернули Крым, надо их экономику поднимать. Естественно, государство делает это за счет бюджетников.

Ольга, филолог, Медвежьегорский район, Карелия:

- Моя зарплата за сентябрь составила 22 тысячи: я учитель высшей категории, веду 19 часов в неделю плюс два часа факультатива, классный руководитель 28 учащихся, премия за лучший класс года по итогам прошлого года, проверка тетрадей, заведование кабинетом, руководство МО гуманитарного цикла, руководство творческой группой учителей района. Присесть некогда, дома полы месяц не могу намыть, дети брошены. К этому всему ведь надо участвовать в каких-то конкурсах, иначе аттестацию не пройти. И когда получаешь такие крохи - плакать хочется!

Юлия, математик, Челябинская область:

- Зарплаты, действительно, стали меньше. Это произошло за счет стимулирующей части, то есть как бы в рамках закона. В целом, у нас по школе заработная плата осталась хорошей, но за счет нагрузки. По сравнению с прошлым годом лично у меня она выросла на 400 рублей, при том что на семь часов больше — почти на треть ставки увеличилась моя нагрузка. Изменились подходы к тарификации: часть того, что было внесено в сетку (неизменяемая часть) была вынесена в стимулирующую. Получается, что при денежном дефиците ее можно «подрезать». По моей информации большинство школ в Челябинской области в такой же ситуации.

Наталья, учитель истории и обществознания, Мурманск:

- В нашем регионе проблем нет. Средняя заработная плата учителей в Мурманской области в 2013 году составила 43 569 рублей. У меня зарплата больше, чем средняя по области. Чем выше качество труда, тем выше категория, а, соответственно, и заработок.

Рахиля, учитель истории и обществознания, Тюменская область:

- Я учитель с высшей квалификацией и стажем 37 лет получила 14 146 рублей. При начислении 16 450. Педагогическая нагрузка - 20 часов. Веду историю,обществознание, географию, МХК и пред курс по обществознанию. Обращалась в инстанции, но безрезультатно. Все твердят, что детей мало! Но ведь другие учителя получают больше, а они же в этих же классах работают. После моих заявлений директор, угрожая увольнением в случае отказа подписывать, заставил 23 октября этого года подписать дополнительное соглашение. Абсурдная ситуация! Возможно ли такое?

(Полную версию опроса читайте здесь)


Независимая экспертиза: ресурсов нет?

Андрей Демидов, сопредседатель Межрегионального профсоюза работников образования «Учитель», анализируя ситуацию с учительскими зарплатами, признает, что профсоюзу необходимо запустить собственный сайт по мониторингу зарплат, но пока на задумку не хватает собственных ресурсов.

Данные, которые раньше были доступны абсолютно всем на сайте www.kpmo.ru, закрыты. О просьбе регистрации на ресурсе и на вопрос, возможно ли получить более подробную информацию, ответа так и не последовало.

- Мне они ответили, что теперь это коммерческий проект, и данные доступны только заказчикам - регионам, которые финансируют такие исследования, - комментирует ситуацию Андрей Демидов. - Еще есть сайт Россстата, но там данные не по школам, а по регионам и приведены они только за первые шесть месяцев 2014 года!

По данным Максима Живаева, директора правового департамента Минобрнауки России, за 2013 год прирост заработной платы учителей составил в среднем по России около 40% (в сравнении с данными 2012 года). По итогам первого полугодия 2014 года отмечался рост на уровне 20% (сравнительно со сходным периодом прошлого года).

Но и такие достижения даются регионам непросто. Первый заместитель председателя Комитета СФ по науке, образованию, культуре и информационной политике Лилия Гумерова отметила, что сегодня многие субъекты страдают, потому что не могут самостоятельно решить эти вопросы, но и постоянно зависеть от федеральных ресурсов тоже не выход, так что каждый регион компенсирует разрыв по-разному.

Правда, отчитаться в том, что идет работа по повышению заработной платы, должны все. Наверное, поэтому и получается, что кто-то решает по-своему считать зарплату в регионе…

Что же делать в этой ситуации рядовому российскому учителю? Первое и основное — начать уже говорить о проблемах современной школы и не замалчивать ситуации, когда зарплата снижается, а местные власти отчитываются о прибавках с высоких трибун.

Ниже мы приводим план действий, предлагаемый общественниками. Он поможет грамотно заявить о проблеме.


«Почему мне снизили зарплату?»: пошаговый план действий от Андрея Демидова, сопредседателя Межрегионального профсоюза работников образования «Учитель»

Андрей Демидов рекомендует учителям в случае понижения зарплаты за ту же нагрузку в прошлом году или даже в последнем месяце – задать вопрос «почему»?

1. Если устный ответ не удовлетворяет или его совсем нет, то необходимо подать директору письменный запрос, к которому приложить копию расчетки за последний месяц и для сравнения за предыдущий. Отказаться отвечать на письменный запрос работника, касающийся его трудового договора (а ваша зарплата - именно такой случай) работодатель не вправе.

2. Далее важно понимать следующие принципиальные моменты.
В настоящее время федеральное законодательство оставляет для директора школы (как и регионального чиновника) всего два обязательных ориентира в сфере оплаты труда. Это Минимальный размер оплаты труда, равный на 2014 год 5 554 рублей.
При этом в эту сумму могут быть включены региональные коэффициенты и доплаты. В регионах может быть свой МРОТ. Иногда он выше федерального, но не существенно. Вторая планка, установленная на федеральном уровне – соответствие средней учительской зарплаты средней зарплате по экономике региона. Этот показатель введен указом Президента 7 мая 2012 года. К сожалению, очень трудно понять, как соотносится средняя педагогическая зарплата по региону с зарплатой конкретного педагога. Да и зарплата по экономике тоже может колебаться. В итоге, работодатель и на региональном, и на муниципальном, и на уровне конкретной школы имеет много возможности манипулировать фондом заработной платы. Как этому можно противостоять?

3. Прежде всего, постарайтесь получить официальную информацию о причинах понижения зарплаты. Устные заявления, типа «нам опять урезали финансирование, ну вы же понимаете какая обстановка в мире…» не должны приниматься во внимание.

4. Получив информацию о причинах понижения и сверив ее с данными коллег, вы можете обнаружить, что понижение коснулось многих. Тогда есть смысл сравнить вашу фактическую зарплату с показателем «средней», которую дают в отчетах местные власти и обратиться в прокуратуру. Поскольку указ Президента, так же как и принятая в его исполнение дорожная карта – нормативные документы, прокуратура следит за их соблюдением, а также к главе региона (возможно, в форме открытого письма).
Бывали случаи, когда после массового возмущения педагогов понижением своих зарплат, недостающие миллионы вдруг находились. Так в Свердловской области после массовых жалоб учителей, областными властями было заявлено, что виноваты власти местные. Якобы управления образования на местах вовремя не оформили нужные документы и не предоставили их в областное правительство. Разобраться в ситуации губернатор поручил специальной комиссии.

5. Главное публичность и массовость. На жалобу одиночки не обратят внимание ни власти, ни журналисты, а обращение десятков или даже сотен работников точно станет предметом разбирательства и вызовет интерес СМИ.

6. Более продуктивный способ, который позволяет предотвратить «пожарные ситуации» - создание профсоюза, объединяющего больше половины работников, с которым по закону работодатель обязан согласовывать все локальные нормативные акты. Вовремя получив информацию о грядущем сокращении финансирования, проще подготовить план действий по противодействию этому явлению. Кроме того, работающий массовый профсоюз в состоянии провести приемлемое для работников положение по оплате труда, в частности, по распределению стимулирующих (в идеале никаких других премий кроме стимулирующих быть не должно) и внимательно следить за справедливым распределением денег.

7. …Если конечно вы не пали жертвой банального использования служебного положения в целях наживы. Такое тоже иногда случается, но и в этой ситуации первое, что нужно сделать – подать письменный запрос директору «почему мне снизили зарплату»?

Фото автора и Марии Дмитриевой