По данным прокуратуры, очередность в детские сады в регионе уже превышает 36 тысяч детей, а по городу Воронежу составляет более 25 тысяч. (В отчетах мэрии эта цифра выше 12, в крайнем случае 16 тысяч, никогда не поднималась). Во всех районах области (их 33 и 6 районов в областном центре), за исключением Нижнедевицкого, Подгоренского и города Нововоронежа, «имеется потребность в обеспечении детей местами в дошкольных образовательных учреждениях». В Борисоглебском районе она превышает 1800 детей, в Павловском – 1000, Семилукском – 1200,  Россошанском – 1250, но «наиболее остро стоит вопрос нехватки мест в детских садах Воронежа».

Вместе с тем, как заявляет прокуратура, «органы местного самоуправления не принимают необходимых и достаточных мер по устранению нарушений прав детей на доступность дошкольного образования, не расширяют сеть дошкольных учреждений. Как следствие, практически все детские сады в области осуществляют свою деятельность с нарушением предельной численности детей. Такие факты выявлены в Коминтерновском, Железнодорожном (названы районы областного центра – Т.М.) и других районах области».

Не все хорошо и с уставами дошкольных учреждений, некоторые положения явно противоречат Закону «Об образовании». Например, уставы некоторых детсадов Железнодорожного района Воронежа и города Нововоронежа разрешали отчислять ребенка из садика, если родители задерживают оплату за сад более двух месяцев. В Репьевском, Новоусманском и Павловском районах родителей обязали, и это значилось в уставах, оказывать помощь в ремонте и оснащении детского сада и в благоустройстве детских площадок.

Одними из самых многочисленных оказались нарушения в организации питания. Детские сады Коминтерновского, Советского, Левобережного, Ленинского, Железнодорожного (то есть, пять из шести районов областного центра), а также Петропавловского, Ольховатского и Семилукского районов «использовали для приготовления пищи продукты питания без документов, подтверждающих их качество и безопасность». В садах Коминтерновского и Советского районов «хранились и использовались медицинские препараты с истекшими сроками годности».

По результатам проверок к административной ответственности привлечено 73 человека, а в суды направлено 63 исковых заявления, в том числе 10, обязывающих муниципалитеты «принять меры к расширению сети детских дошкольных образовательных учреждений».

 

Дать свои комментарии к ситуации мы попросили начальника отдела дошкольного образования департамента образования администрации города Воронежа Ольгу Золотухину. Как оказалось, различие в статистике объясняется разной «точкой отсчета»: прокуратура учитывает в детсадовской очереди всех малышей, начиная с двухмесячного возраста, а публичные отчеты мэрии – начиная с двухлетнего возраста. В итоге, как рассказала Ольга Николаевна, на первое апреля 2011 года в Воронеже зарегистрировано 23530 детей, нуждающихся в устройстве в детские сады, из них самых маленьких, в возрасте до двух лет – 14659, двухлетних – 5548, трехлетних – 1859, а в возрасте от четырех до шести лет – 1464 ребенка.

- При этом, - говорит Ольга Николаевна, - чаще всего родители  желают, чтобы их дети начали посещать дошкольное учреждение в возрасте 2,5 – 3 года. У нас в Положении о дошкольном образовательном учреждении говорится, что оно может обеспечивать уход, присмотр и развитие детям в возрасте от двух месяцев до семи лет. Но в два месяца или в год еще никто не захотел отдать ребенка в детский сад. В итоге получается, что цифры фактической потребности намного меньше – около 10 тысяч мест.

Что касается расширения сети детских садов, то в последние три года для Воронежа это одна из главных социальных проблем. По словам Ольги Золотухиной, в областном центре принята долгосрочная муниципальная целевая программа развития дошкольного образования, в соответствии с которой в нынешнем году планируется открытие в детских садах дополнительно 11-ти групп, а также построить один новый и ввести в эксплуатацию пять закрытых ранее детских садов. Всего за последние три года город вернул дошкольникам 7 детских садов и открыл дополнительно 37 групп (их помещения раньше сдавались в аренду, или использовались не по назначению). До 2014 года в Воронеже планируется увеличить сеть детских садов на 24 учреждения, что позволит создать дополнительно 5130 мест и поможет решить проблему очередности.     

Возмутившее прокуратуру отчисление воспитанников из-за родительской неуплаты нашло объяснение в Положении о порядке комплектования дошкольных образовательных учреждений, где одним из оснований названо «систематическое (более 2-х месяцев) уклонение родителей (законных представителей) от внесения родительской платы за содержание ребенка в МДОУ». Однако, по словам Ольги Николаевны, на сегодняшний день в городе нет примера отчисления ребенка по данному основанию. В уставах детских садов Железнодорожного района это основание также отсутствует, правда, в одном садике оно действительно было прописано в договоре между родителями и учреждением. Видимо теперь департаменту придется скорректировать Положение, а детскому саду – договор.

Кстати, официальная родительская плата в воронежских садах составляет 750 рублей в месяц, а среди родителей есть довольно многочисленная группа льготников, утвержденная городской Думой еще в 2007 году. Определенные категории родителей имеют стопроцентную льготу по оплате, например, если оба родители являются инвалидами 1, 2 группы, инвалидами детства, воспитанниками детских домов, или один из родителей – инвалид боевых действий. Если оба родителя – студенты дневного отделения, или ребенка воспитывает одинокая мама, или если ребенок находится под опекой, - в этих и еще ряде случаев родители вносят лишь 50 % ежемесячной оплаты. В детских садах или группах компенсирующего вида, где воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья, родители также освобождены от родительской платы.

Что касается добровольных пожертвований, то и Закон «Об образовании», и Положение о дошкольном образовательном учреждении дают право детским садам привлекать дополнительные денежные средства на развитие учреждения, но исключительно на добровольной основе. И в уставе как обязательное положение о материальной помощи родителей не может и не должно быть прописано, так же, как и в договоре между учреждением и родителями.

Самыми многочисленными оказались нарушения в организации питания. Хотя прокуратура среди нарушителей назвала почти все районы областного центра, в адрес департамента образования поступило представление только по Железнодорожному району. После проверки было установлено, что в трех детских садах поставка и прием крупы осуществлялись в открытой таре – мешках, на которых отсутствовала маркировка. Заведующих детскими садами предупредили о недопустимости подобных фактов. Ведь по новым санитарным требованиям документы, подтверждающие качество и безопасность продуктов, а также маркировочные ярлыки должны храниться в учреждении в течение всего срока реализации продукции. При приеме продуктов данные о них в этот же день обязательно вносятся в журнал бракеража сырой продукции. Новым СанПиНом предусмотрена определенная форма журнала бракеража (с обязательной отметкой  результатов органолептической оценки поступившего продовольственного сырья, конечно, где это возможно). Вопрос организации питания в департаменте называют одним из самых важных, поэтому в ближайшее время в садах пройдут проверки, а итоги обобщат на заседании коллегии и совещании заведующих. Просроченным лекарствам, упомянутым в результатах прокурорской проверки, также уделят внимание. Правда, здесь вина лежит не только на дошкольных учреждениях, но и на медработниках – сотрудниках муниципальных учреждений здравоохранения, которые в такой же степени отвечают за здоровье детей.  

Воронежская область

Фото автора