Во-первых, это именно национальное исследование, основанное на проверке компетенций и знаний по ФГОС; во-вторых, оно не нацелено на сравнение с другими странами; в-третьих, никакого рейтингования оно не предполагает. «Мы затеяли НИКО не затем, чтобы делить школы на плохие и хорошие. И никаких санкций по результатам они не предполагают, - уточнил Кравцов. – Наша главная цель – получить объективную оценку качества образования, выявить проблемы в преподавании конкретных предметных областей, чтобы корректировать его». По словам главы Рособрнадзора, ведомство будет анализировать как негативные результаты – почему так получилось и как улучшить качество обучения предмету, так и лучший опыт, чтобы потом как-то использовать его, например, в повышении квалификации учителей.

Первым предметом для НИКО стала математика, продолжив последние государственные начинания по улучшению математического образования в стране, – взять хоть недавнюю апробацию базового ЕГЭ по математике. Выборочное тестирование коснулось учеников 5-7 классов.

«Неслучайно мы взяли для исследований именно эти классы, - пояснил научный руководитель проекта, директор Московского центра непрерывного математического образования Иван Ященко. – В этом возрасте закладываются основы математических знаний, если ребенок в эти годы базовые понятия не усвоит, потом ему будет очень трудно понимать более сложные вещи. И в этом возрасте еще не поздно скорректировать ошибки и устранить пробелы. Это и призвано сделать НИКО. Нужно, чтобы к ГИА и ЕГЭ дети подошли уже подготовленными».

Для анализа отобрали около 500 школ по всей стране, причем Рособрнадзор и Минобрнауки проследили, чтобы в выборку попали от каждого региона и городские, и сельские школы, и обычные, и школы с углубленным изучением предметов. По словам Сергея Кравцова, такая выборка репрезентативна и соответствует тем же TIMSS и PIRLS.

Сегодня математику сдают примерно 65 тысяч учеников в 70 регионах страны. К моменту проведения пресс-конференции некоторые из субъектов тестирование уже прошли. В СИЦ Рособрнадзора на видеосвязь вышел Центр оценки качества образования в Новосибирске. Его директор сообщил, что эта «контрольная работа» в выбранных трех школах прошла без каких-либо замечаний, ребята были «настроены очень оптимистически» и даже проявляли гордость по поводу того, что попали в национальное исследование. «Да, я уже заглянул в соцсети, где ребята делятся впечатлениями от тестирования, - признался Иван Ященко. – Они говорят, что никаких страшных заданий там нет, наоборот, они показались им прикольными и понравились».  

По словам того же Ященко, задания НИКО в целом сложнее, чем в международных исследованиях. Но при этом не повышенной сложности, их под силу решить ученику любой школы, независимо от учебной программы. «Мы проверяем компетенции ребенка, грубо говоря, то, что осталось после изучения курса математики у него в голове», - пояснил Иван Валерьевич. Наверное, эти слова недалеки от истины. Во всяком случае, журналистам раздали индивидуальные комплекты участников, и там сложных задач нет. Вот пример задачи: «Билет на электричку стоит 180 руб. для взрослого и 100 руб. для школьника. На группу из 10 школьников можно приобрести групповой билет за 800 руб. Какую минимальную сумму в рублях должна заплатить при организации загородной поездки группа, состоящая из учителя, двух родителей и 15 школьников?».

Что же до объективности оценки, то, по словам руководителя проекта Сергея Станченко, она достаточно высока. Оценивающих работы экспертов – тех же учителей 5-7 классов - будут тщательно отбирать, обучать (для этого у них должна совпасть оценка примерных тестов с идеалом на 90%). При этом обеспечивается анонимность исследования: все работы поступают в информационное «облако» и никто из экспертов не знает, чьи тесты и из каких регионов он проверяет. 

Результаты НИКО по математике должны подвести 15 ноября, их обсудят на Всероссийской конференции математического образования в МГУ, которая пройдет в декабре этого года.

Но мониторинг по математике – это только начало. Вслед за ним в апреле 2015 года планируется проведение НИКО по русскому языку, в октябре 2015 года – по информатике и ИКТ, а весной 2016 года вероятен мониторинг по истории. Такой мониторинг Рособрнадзор планирует проводить раз в 3-4 года. А поскольку каждый раз в выборку попадут разные школы, то административных выводов в отношении директоров и учителей математики школ, вероятно, точно не последует. Зато, как утверждает Кравцов, по результатам НИКО каждый регион и школа получат конкретные рекомендации по совершенствованию преподавания учебных дисциплин.

Интересно, что порядок решили навести не только в школьном образовании, но и в высшем тоже. Так, проверка оценки качества знаний ожидает в эти числа и студентов 1 курсов юридических, физико-математических и медицинских факультетов 57 вузов. Как заявляют в Рособрнадзоре, по итогам каждого проекта будет создан открытый банк примерных заданий.

 

Фото автора