Мы провели опрос среди учителей школ Новгородской области относительно основных положений нового проекта.  Рассмотрим те его пункты, которые вызвали наибольший резонанс и даже споры. Нашими основными экспертами выступили учитель географии школы поселка Тесово-Нетыльский Новгородского района Татьяна Грабовская, завуч гимназии «Гармония» Великого Новгорода Галина Федорова и преподаватель русского языка и литературы новгородской школы №14, руководитель профильного методобъединения  Маргарита Лихачева.

«Для педагогов обязателен перерыв - не меньше 30 минут и не больше двух часов, который не включается в рабочее время».

Это положение нового проекта учителей-практиков несколько удивило.

- Для тех, кто приходит работать во вторую смену, сейчас существует более длительный перерыв на обед, - говорит Татьяна Грабовская. – Но учитель, ведущий уроки в одну смену, имеет возможность отдохнуть только во время перемены на завтрак или обед, которая длится 20 минут. Как можно продлить это время, например, лично для меня? Неужели дети будут ждать, пока я отдохну?


«Нагрузка будет состоять из нормированной части и ненормированной. Нормированная включает уроки или занятия и динамическую перемену. К ненормированной нагрузке будут относиться участие в педагогических и методических мероприятиях, в том числе советах, работа по подготовке и проведению родительских собраний, конкурсов, спортивных мероприятий, тренировочные сборы, дежурство в школе».


Такие предложения проекта понравились всем опрошенным. Педагоги отметили, что на данный момент участие в педсоветах и подготовка к различного рода мероприятиям не входит в учительскую нагрузку. Пока согласно НСОТ – новой системе оплаты труда - педагоги только могут получить баллы за дежурство с классом и за призовые места класса на соревнованиях и конкурсах. Однако, одобряя указанные выше нововведения, учителя опасаются: вдруг подготовку классного коллектива к мероприятию будут учитывать опять-таки только в том случае, если в результате такой подготовки класс принес школе призовое место? Это было бы несправедливо, считают педагоги,  учет должен быть для всех одинаков.

«Учителей не должны вызывать на дежурство ранее, чем за 20 минут до начала уроков. Заканчиваться вахта будет не позднее, чем 20 минут после уроков.»

Это положение проекта показалось лишним нашим экспертам. Они утверждают, что во всех школах, как сельских, так и городских, дежурные классы вместе с учителем и сейчас приходят на дежурство за 20 минут до уроков и сдают школу через 20 минут после конца учебного дня. Зачем прописывать в проекте возможность экстренного вызова учителя на дежурство? Это странно, считают преподаватели – в их практике такого не встречалось, график дежурств заранее известен всем.     

Опрошенные педагоги сначала обрадовались следующей фразе нового проекта: «В дни, когда у педагогов нет занятий, мероприятий по плану школы или других обязательств, присутствие учителя не требуется». Но затем наши эксперты все же сочли такую формулировку весьма скользкой.

Маргарита Лихачева поясняет:

- Часто бывает так: учитель дежурит со своим классом и, хотя формально у него методический день без проведения уроков, но он  вынужден находиться весь этот день в школе. Я считаю, что формулировка «другие обязательства» в данной фразе проекта дает администрациям школ практически неограниченные возможности обязать учителя находиться на рабочем месте.

Татьяна Грабовская добавляет к словам коллеги:

- Методический день организуется для того, чтобы учитель мог поработать дома над совершенствованием своих знаний. Но если в этот день назначено, например, общешкольное собрание, то вполне возможно, что администрация школы обяжет этого педагога на него прийти.

Самые яркие эмоции и, я бы даже сказала, веселье, вызвала у учителей такая фраза нового проекта: «Школам рекомендовано составлять расписание так, чтобы у учителей оставался один свободный день и не было «окон». Понятно, что это был смех сквозь слезы…

- Сейчас у меня неплохое расписание, но не так давно в свой методический день я вела уроки в таком порядке: первый и пятый, - - делится своим опытом Маргарита Лихачева. - В субботу я работаю уже года четыре подряд. Если даже у учителя в методический день поставлен один первый урок, то дальше вполне могут последовать какие-нибудь совещания, мероприятия, и целый день человек может находиться в школе. Так что я не считаю реальностью такую рекомендацию. Думаю, школы не смогут ее выполнить - да и зачем, подумают многие, если это всего лишь рекомендация?!

А вот что думает по этому поводу завуч Галина Федорова:

- Для того, чтобы такая рекомендация стала реальностью, у учителя должна быть маленькая нагрузка - менее 24 часов. Если она превышает эту цифру, то в рамках большой школы очень сложно сделать расписание без «окон». Тем не менее мы в своей гимназии стараемся сделать так, чтобы у нас «окон» практически не было. Думаю, что это зависит от умения завуча составлять расписание. Мы пробовали привлекать на помощь в составлении расписания компьютерные программы. Но в связи с тем, что у нас учится почти 1200 детей и при этом гимназия имеет три отделения, где обучение ведется по разным программам с разным количеством часов, имеющиеся компьютерные программы нам не подходят. Тем не менее мы справляемся. Отмечу, что, пожалуй, только 20-30 процентов учителей потенциально согласились бы с тем, чтобы у них были «окна». Большинство предпочли бы расписание  со сплошными занятиями. 

Татьяна Грабовская имеет возможность сравнения, так как работает в течение недели в двух школах: сельской и городской.

- Все зависит от нагрузки учителя, - считает Татьяна Викторовна. - И как раз чем больше нагрузка, тем проще. Если у педагога 36 часов, то шестью шесть -  вот они и 36 уроков, четко разбитые на учебную неделю. А бывает, так что у учителя 12 часов нагрузки растянуты на 4 дня. Как вы, например, оцените такое расписание: первый урок, четвертый и шестой?!! Получается, человек получит деньги за три урока, а отработал как будто шесть. Ведь нужно в школе находиться, почти никогда нет возможности уйти. В сельской школе, я думаю, учителям легче, так как у них нагрузка как раз большая. И все-таки, по моему мнению, многие не возражали бы против одного «окошечка» - в случае, если педагог ведет шесть-семь уроков подряд. Можно отдохнуть,  тетрадки проверить…

Но самую душераздирающую картину нарисовала нам еще одна из опрошенных учителей. Это начинающая преподавательница русского языка и литературы одной из новгородских школ Наталья С.:

- Опытные учителя выдерживают «бои местного значения», борясь с завучами за хорошее расписание. А мы, молодые, стесняемся. Кто-то, может быть, и боится спорить, чтобы не испортить отношения с руководством.  В результате у нас не «окна», а целые «двери»! Например, первый урок назначен в первой смене, потом последний урок в первой смене и плюс, например, третий или четвертый урок в этот же день - во второй смене. Иногда 18 часов так «разбросаны» по всей неделе, что кажется,  завучу просто лень составить нормальное расписание. Да, я думаю, все упирается в конкретного завуча. Но с другой стороны, я сама недавно была школьницей. И я думаю: если школы обяжут составлять расписания без «окон» - вдруг для нас, учителей, это будет хорошо, а для детей окажется плохо. Мне ребятишек жалко. Так что, может быть, и правильно, что эти пожелания носят все же рекомендательный, а не обязательный характер.

Ну, и последнее важное предложение нового проекта, которое вызвало эмоциональный отклик у опрошенных педагогов. «Каникулы разрешается использовать для дополнительной профессиональной подготовки». Реально ли это?

Под словами «профессиональная подготовка» учителя понимают курсы повышения квалификации. И отмечают, что на эти курсы сейчас, увы, любого педагога могут отправить в течение учебного года. Заменяющий учитель не всегда добросовестно ведет уроки в «чужом» классе, зачастую, не объясняя тему, дает детям какое-нибудь задание и отсиживает с книжечкой в руке положенные часы. В результате – отставание от программы целого класса.

- Никого не интересует, что идет учебный процесс, могут вызвать и в середине, и в начале учебного года, если подошла тема твоих курсов, - рассказывает Татьяна Грабовская. – Ты вырван из школьной жизни на неделю-полторы. Причем за первой сессией следует вторая – а она не всегда попадает на лето. Бывает, но очень редко, что учитель едет на вторую сессию в июне, когда дети уже не учатся.        

«Разрешается», «рекомендуется»… многовато все-таки нечетких формулировок в новом проекте, полагают учителя. Но основные наболевшие вопросы, считают они, здесь отражены.      

Фото автора