На заочный тур было прислано 140 работ из 49 субъектов РФ. Лучшими из них признаны 32 из 25 регионов. Авторы их и стали финалистами. Эти ребята неравнодушны к тому, что происходит вокруг них. Что-то они пытаются исправить и им многое удается. Их волнуют социальные, молодежные, экологические проблемы, проблемы благоустройства улиц, дорог, скверов, водоемов.

Слушаешь их выступления и с удовлетворением отмечаешь, насколько серьезно, ответственно относятся подростки к выбору темы для исследования и как настойчиво, упорно добиваются решения поставленной перед собой цели.


А темы самые разные. Ученики школы №21 города Элисты разработали проект «Сохраним родной язык». Это важнейшая проблема для республики. В Калмыкии с каждым годом уменьшается количество людей, владеющих родным разговорным языком. Кроме того, забываются традиции и обычаи. Вот авторы проекта и захотели обратить на это внимание детей, учителей и других земляков. К Международному дню родного языка подростки выпустили специальные листовки и буклеты. Они раздавали их взрослым и детям. А малышам детского сада подарили книжки-раскраски, которые сделали сами. «Если не будет нашего родного языка, - писали дети в своих листовках, - не будет такого народа, как калмыки».


Жителей села Тимашево Кинель-Черкасского района Самарской области давно волновало отсутствие пешеходной дорожки вдоль оживленной трассы. Детям и взрослым приходилось ходить по обочине дороги. На свои жалобы они получали один и тот же ответ: «пока нет средств». Но ведь люди рискуют своим здоровьем и даже жизнью, возмутились ученики Тимашевской школы. Для того, чтобы все-таки добиться решения этого очень сложного вопроса, создали проект «Даешь пешеходную дорожку!». Они верили, что сумеют убедить власти и такая необходимая пешеходная дорожка будет построена. Провели опрос среди водителей и пешеходов. 95% респондентов высказали мнение, что этот участок дороги особо опасен, и поддержали ребят.


Авторы проекта сумели найти союзников среди представителей всех уровней власти. Это и глава поселения Николай Соловьев. Тот сразу оценил инициативу школьников и обещал свою поддержку. Как и районные депутаты, перед которым ребята выступили со своим предложением. А еще они добились встречи с депутатами губернской Думы, благодаря им на строительство пешеходной дорожки было выделено 2,5 миллиона рублей. Ребята победили. Первого сентября жители Тимашева впервые прошли по новому тротуару.


Каждый год школьники Томской области выбирают для своих проектов экологическую проблему. Порой приходилось удивляться, как они умеют привлекать на свою сторону взрослых, как ловко они укрощают чиновников-бюрократов, казавшихся неприступными как Бастилия. На этот раз подростки из села Кожевниково представили на суд жюри проект «Ежик, живи!». Дело в том, что большинство жителей их села не знают, как утилизировать опасные отходы. В частности, отработанные батарейки они выбрасывают вместе с другим мусором. Школьникам пришлось провести разъяснительную беседу с населением. Потом устроили акцию по сбору этого опасного мусора, сообщив всем: «Отработанные батарейки сдавайте нам». Для этого установили специальный контейнер. Уже на первом этапе акции удалось собрать более тысячи батареек. Подростки уверены, что тем самым они спасли сотни ежей, дождевых червей и другую живность, населяющую поверхность земли и почву, составляющую основу здоровой экологической среды.


Учеников школы №106 из Челябинской области тоже тревожит состояние окружающей нас природы, страдающей от замусоривания. Они выступили с проектом «Авоська –
Forever», цель которого - утилизация опасных отходов, только других – полиэтиленовых пакетов. Миллионы тонн упаковочного мусора выбрасывают во всем мире, если их сложить в одну кучу, то получится гора заоблачной высоты. «Мы не хотим утонуть в море полиэтиленовых пакетов», сказали ребята. Они поставили проект на научную основу, то есть исследовали тему, побеседовали с людьми. Нашли выход – нужна альтернатива полиэтиленовым сумкам. Связались с руководителями супермаркетов. Те с пониманием отнеслись к проблеме. Согласились постепенно заменить обычные пакеты на экологически безвредные, в том числе и на бумажные. А у себя в школе ребята наладили производство сумок из ткани, которые можно использовать долгое время. Односельчанам понравилась акция, которую ученики устроили для них. Здесь же раздавали сумки, которые изготовили сами.
«Село Кокино – жемчужина Брянщины», так и назвали свой проект ученики Кокинской школы. Они решили разработать туристический маршрут по окрестностям села. Начало экскурсии – их школа с ее музеем «Деревянная сказка», где есть удивительные изделия декоративного творчества. Экскурсанты увидят озеро, которое, между прочим, ребята сами очистили. Здесь можно получить снаряжение для рыбалки, покататься на лодках. Садоводы смогут приобрести саженцы уникальных сортов малины, смородины, выведенных учеными Брянской сельскохозяйственной академии, расположенной в Кокино. Она стала для ребят надежным партнером. Еще интересно побывать на конеферме и покататься на лошадях.

Экскурсию ведут сами ученики. Они закончили специальные курсы, прошли аттестацию и стали менеджерами по туризму. Сейчас они принимают заказы на туристические походы на новый учебный год.


Похожий проект у школьников из села Тума Рязанской области – «Удивительное рядом». Они разработали экскурсию по экологической тропе – национальному парку «Мещерский». Их девиз мрачноват, но выразителен: «Если мы не сохраним всю эту красоту, наши внуки и ручья не увидят».

Воспитанники Оренбургского Дома детского творчества по-своему развили эту тему. Они создали и реализовали свой проект «Если будут звенеть родники, будет биться и сердце России».


Все чаще наши дети общаются к истории страны, к прошлому своего края. Им хочется больше узнать о событиях давно прошедших лет, и конечно о людях, которые победили в Великой Отечественной войне. Узнать и сохранить память о них для следующих поколений. Ученики Кормиловской школы Омской области подготовили проект «Спасибо за великую Победу». На домах, где жили участники Великой Отечественной, они задумали установить мемориальные доски и тем самым увековечить их имена. Опрос жителей села показал, что они одобряют эту идею. Нашли единомышленников – от директора школы до главы поселения. Участвовали в разработке эскиза этих памятных знаков. Недавно состоялось торжественное открытие первой доски. Ребята привлекли учеников других школ. Работа продолжается. На сегодняшний день установлено 25 памятных досок.


Лицеисты из Хабаровска восстановили память о 202-й воздушно-десантной бригаде к ее 70-летию. Они добились, чтобы одна из улиц города носила ее имя. «Имена Ваши мы нанесем на гранитные плиты, на бетон и на мрамор и вплавим в металл, и никто не забыт, и ничто не забыто», - эти слова как клятву они записали в своем проекте «Да не забудут ее потомки».


Каждый год с наступлением летних каникул многие старшеклассники, желающие почувствовать себя более взрослыми и менее зависимыми от родителей, устремляются на поиски временной работы. Но работодатели часто отказывают им под разными предлогами. Они считают, что с несовершеннолетними много хлопот, да еще и платить им надо. Нередко случалось, что если и брали, то через недели две, а то и через месяц увольняли, при этом не заплатив ни копейки, говоря подросткам: вы нам не подошли.
Столкнувшись с таким беспределом, ученики из Ишлейской школы республики Чувашия подготовили проект «Как заработать деньги». Они изучили этот вопрос, собрали сведения, как обстоят дела в других регионах страны и за рубежом. В частности, узнали, что в Англии дети с 10 лет могут уже зарабатывать себе на карманные расходы. Но у нас нет таких разрешающих законов, и детям, желающим работать, неизменно отказывают. Ребята решили: если нельзя найти работу, надо придумать ее самим, то есть самим создать рабочие места. Связались с коммунальным хозяйством «Уют». Предложили свои услуги по благоустройству села: есть такие необходимые конкретные дела, до которых у взрослых не доходят руки. Ребятам предстояло очистить пруды, которые были настолько замусорены, что даже подойти к ним было неприятно. Получили согласие, финансирование, создали бригаду. Так у односельчан появилась красивая и удобная зона отдыха. Каждый из подростков заработал 14 тысяч рублей. Кроме того, они получили отличные отзывы работодателей.
Ученики 1095-й московской школы создали кодекс «Школьника». Они включили в него разделы «Ты и личность», «Ты и школа», «Ты и государство». Эта идея заинтересовала учителей и детей других школ Бабушкинского района столицы. Теперь по предложению члена жюри Владимира Пахомова, ребята распространяют свой кодекс в электронном виде по всей стране.


Многие ребята бестолково и неинтересно проводят перемены. Питомцы Кемеровского центра развития творчества детей и юношества задумались об этом: нет у них увлекательных и полезных игр. Вот они и разработали проект «Игры детей России». В их школах, как и большинстве других, учатся ученики многих национальностей. Но как оказывается, они мало знают о культуре, обычаях друг друга. Авторы этого социального проекта устроили ярмарку игр и сказок народов России. Многие игры понравились, во многих школах их разучивают и разыгрывают на переменах. Был сценарий дальнейших занятий, который могут использовать и в других школах.


Наших детей волнует то же, что и нас. Только зачастую мы больше говорим о проблемах, о том, что нужно бы было предпринять, и на это останавливаемся. А подростки, если чего сильно захотели, мыслят реальными категориями, им кажется, что все возможно, если приложить руки.


Вот и юные жители села Сеща Брянской области, задумав благое, решили перейти от слов к делу. Они придумали способ, как отвлечь детей хотя бы в школе от социальных сетей. Взрослые тут бессильны, запреты не помогают. Разработали специальную программу-проект «Детки не в клетке». В своей школе они оборудовали игровую комнату, удивив даже родителей. Стены расписали, устроили четыре пространства: игровое, кинозал, спортивное, сухой бассейн. И теперь на переменах дети мчатся в свою комнату, там интереснее, чем сидеть со смартфоном наедине.


Ученики школы №9 города Хомска Сахалинской области рассказали, как они идут «Дорогой добрых дел». Это название их проекта. Они устроили места для зимнего отдыха и игр для детей и родителей. Зимой это снежные городки для малышей в детсаду и во дворе школы. Строили их вместе с родителями. А папы даже провели соревнование между собой. Этот проект тоже помог отвлечь детей от компьютеров. Они увлеклись коньками и лыжами, разными зимними играми.

«Делать добро для других очень приятно, - делились своими впечатлениями авторы проекта, – мы почувствовали себя полезными и нужными людьми».

Участники финала акции «Я – гражданин России» за эти два дня многому научились, слушая друг друга, а также замечания и пожелания членов жюри. Хочется сказать – благожелательного жюри, как отмечали они сами и их учителя, доброго и высоко профессионального. В одном и том же составе члены жюри вот уже четырнадцать лет всесторонне оценивают работы, и, по отзывам самих участников, вполне объективно. Это председатель жюри – кандидат педагогических наук Ирина Калиш, кандидаты педагогических наук Ирина Димова и Наталия Воскресенская и Владимир Пахомов, доктор педагогических наук Андрей Иоффе.


Школьники увезут с собой из Москвы и впечатления об экскурсиях. Они побывали на Останкинской телебашне, прошлись по территории Московского Кремля, путешествовали на теплоходе по Москве-реке и возложили цветы к могиле Неизвестного солдата в Александровском саду.

А вечером 19 августа в музее на Поклонной горе состоялась торжественная церемония закрытия финала акции. Награждение победителей, «парад проектов», защита проектов-победителей.      

Фото Михаила Кузминского