«Учительская газета» не раз уже публиковала материалы, посвященные проблемам внедрения СПО. Главная проблема внедрения, как это ни парадоксально, в том, что у юниксовых систем достоинств, действительно, масса.

            Самое важно преимущество Линукс - это то, что система условно бесплатная. Любой желающий, обложившись книгами и имея в базе достаточное количество интернет-ресурсов по этой операционной системе, способен самостоятельно сконструировать, собрать и пересобрать ядро, «навесив» на него необходимое ему количество программ. Другой вопрос, что в том случае, если у вас что-то перестанет работать, помочь вам никто, кроме тех же форумов, не сможет. Конечно, существуют большие софтверные компании, профессионально, насколько это возможно, занимающиеся сборкой разных версий этой операционной системы и предоставляющие, соответственно, пользователям поддержку. Но и продукт у них, само собой, платный.

            Во-вторых, вся структура Linux, в отличие от Windows, открыта для изменений. Это значит, что каждый знакомый с программированием преподаватель, учитель или ученик может самостоятельно написать или изменить уже существующие программы под собственные нужды. Эти возможности способны положительно сказаться как на разработке учебных материалов в вузах (в том числе и педагогических), так и на уроках информатики в школах. Понятно, что задача эта - для очень нетривиальных программистов, о школьниках говорить здесь трудно, но юные гении на Руси все же встречаются. Справедливости ради надо сказать, что и программное обеспечение для Windows также позволяет писать для него программы. Есть бесплатные пакеты от MS, например, Visual Bacic для студентов и школьников для написания программ.

            Во-третьих, не секрет, что в Windows есть и всегда было предостаточно ошибок («багов»). По сути, баги есть во всех программах, но операционную систему они делают потенциально опасной для проникновения извне с недобрыми намерениями недобрых людей. Конечно, практически сразу после выхода новой версии ОС, к ней начинают выходить патчи. Патчи («заплатки» на дыры в безопасности системы) постепенно «латают» Windows, закрывая самые опасные для проникновения вирусов и червей ошибки. Дыры латаются MS раз в месяц, опасные - еще чаще. И все-таки вплоть до выхода следующей версии операционной системы, дыр в текущей версии остается предостаточно, чтобы в случае информационной войны вывести компьютеры противника, использующего Windows, из строя. Понятно, что к школам это не имеет особого отношения, но в некотором роде объясняет вероятную причину сильного желания правительства России перевести федеральные органы власти на СПО. Логично предположить, что негласно именно этот довод приводился при переходе на СПО властных органов стран Европы.

Зато и о недостатках того же Linux можно говорить долго и со вкусом. По крайней мере это одна из любимейших тем для споров в Интернете. Наравне с вопросами «как правильнее «на» Украине или «в» Украине?», а также «что делать с беспризорными собаками на улицах городов?». При этом понятно, что в общемировом смысле важнее все-таки битвы линуксоидов и виндоузятников. Кто сказал, например, что нет дыр в Linux? Linux делается множеством программистов, каждый из которых может допустить ошибку, которая со временем может стать тем же багом… Кто сказал, что те же программисты не сделают backdoors - черный вход, чтобы не влезть впоследствии в чей-то компьютер или заблокировать его? Открытость - еще не означает качество…

            Еще проблема - хроническая нехватка драйверов под Линукс для многих компьютерных гаджэтов: принтер, маршрутизатор, сетевая карта, вэб-камеры — для всего нужны драйвера. Но не для всего они есть под Линукс. Проблема решается способом подбора нужного драйвера из сотни возможных, установкой левых драйверов с непонятных форумов и танцев с бубном.

            Другая задачка, идущая рука об руку с первой, — запустить на Линуксе ряд проприетарных программ. Например, в техникумах, ведущих обучение по профессии дизайнера, Adobe Photoshop. Споры о том, что существует вполне себе свободный Gimp, оставим в стороне. В случае, если поставить программу на компьютер из под Linux не удалось, остается вариант использовать эмулятор Windows – Wine. Внимание, вопрос: в чем смысл ставить принципиально иную операционную систему, если работаете в итоге все равно «как бы» на Windows?

Проблема достаточно интересна еще и потому, что у российского общества появился редкий шанс наблюдать за теорией Дарвина в действии применительно к отечественным издательствам учебной литературы и медиаоборудования. Суть в том, что большинство программ, поставляемых сегодня на дисках вместе с учебниками и медиа-оборудованием, «заточены» под Windows. Какое издательство быстрее соориентируется и перестроится под программу перехода учебных заведений на СПО, то и станет в грядущей пятилетке ведущим поставщиком учебной литературы для школ. То же самое касается и производителей медиаоборудования.

            И еще задачка - перестраивание всей школьной внутренней компьютерной среды на новый лад. Переход на другую ОС сложен и весьма затратен. Понятно, что школьная виртуальная среда - это не виртуальная среда корпорации уровня Газпрома. Но ее перестраивание - это все-таки процесс, занимающий определенное время и требующий вложения денег.

            Тут стоит отвлечься от споров Windows vs. Linux и обратиться - нет, не к такому же юниксовому MacOS, хотя представители и лоббисты Apple, которые, как выясняется, есть и в России, уже предложили бесплатно поставить в школы свои ноутбуки со своими ОС – а к Open Source программам. Про Gimp уже было сказано - это опен-сорс заменитель Adobe Photoshop. Насколько он ее заменяет, могут рассказать только дизайнеры.

            На самом деле, в свободном доступе лежат сотни полезных и бесполезных программ, скачав и установив которые человек даже не окажется пиратом. STDU Viewer вместо Adobe Reader (кстати, довольно-таки «тяжелой» в плане виртуальной памяти и размера программы), бесплатный XnView вместо платного ACDSee, огромное количество бесплатных проигрывателей и записывающих программ для музыки и фильмов, свободные утилиты для чистки реестра, антивирусы, фаерволы и многое другое. Про OpenOffice рассказывать не приходится: с ним на сегодня уже большинство познакомилось. Скажем тогда о Google, в конце концов, который предоставляет множество онлайн и не очень сервисов для работы с документами и фотографиями любого вида.

            Впрочем, бояться знакомства с Линукс, думается, все-таки не стоит. Если на эту ОС переходят школы США, Австралии и Европы, то педагогам России опасаться нет необходимости. Эта операционная система уже достаточно дружелюбна к неподготовленному пользователю по сравнению с тем, какой она была еще несколько лет назад. По крайней мере, функция «уничтожение человечества» в нее не встроена - проверено. Рассуждения о том, что, дескать, только познакомились с Windows и вот опять учиться, тоже обладают значительной долей лукавства. Догадайтесь сами, почему.

            Главная проблема перехода, это, наверное, все-таки время, которое неминуемо будет затрачено всеми участниками образовательно-принудительного процесса: методистами, педагогами, школьными системными администраторами и так далее. Однако, раз «партия сказала «надо», ничего не остается. Есть и вторая проблема, которая, впрочем, педагогов не касается: разработка национального дистрибутива Линукс. Как бы красивая и нужная идея о национальной операционной системе не оказалась (как и некоторые другие красивые и нужные идеи) погребена под лавиной бюрократии, распилов и откатов. Впрочем, борьба с коррупцией идет. Так что кто знает…

 

Есть мнение!

 

Наталья Михайловна АЛЯБЬЕВА, ГОУ «Центр образования № 1430»:

           - Проблема в переходе на СПО - это, наверное, все-таки больше человеческий фактор. Потому что в принципе, все проблемы - решаемые. Если у вас нормально работающая машина, то переход осуществляется легко. И даже, приведу пример, операционная система Mandriva у меня установилась на компьютер за восемь минут. Windows, как вы знаете, по времени ставится минимум около часа.

            Сама операционная система устойчивая. Если говорить о Mandrivа, то в пакете стоит и антивирус, и офис, и обучающие образовательные программы, и даже самые примитивные игры для учащихся младших классов.

            Проблема с драйверами стоит, тем не менее, очень серьезно. Для меня это актуально и я с этим уже столкнулась. Есть проблема с многофункциональными устройствами: потому что под Alt Linux это устройство работает, а под Mandriva - нет. Единственный выход тут - искать причину. Вопросы по драйверам я решаю обычно так: хожу по сайтам, пишу нашему сообществу, и мне что-то подсказывают. Превращаюсь в своего рода программиста. А что делать? Другого пути нет…

            Ну, и конечно, проблема со временем. Вчера, например, у меня возникла одна проблема, я зашла в интернет. Думала, на двадцать минут посидеть, а в результате два часа там провела.