"Уважаемый Дмитрий Викторович!

Прошу Вас обратить срочное внимание на следующую абсурдную ситуацию, возникшую на основании действующих норм законодательства. Действующее законодательство (в первую очередь Приказ Минобрнауки от 24 декабря 2010 года http://www.edu.ru/db-minobr/mo/Data/d_10/m2075.pdf) устанавливает рабочее время учителя (не учебную нагрузку!) 36 часов в неделю (в предыдущем законе "Об образовании" в примечаниях было "не более 36 часов в неделю"). В результате администрация вводит для учителей, работающих на ставку - 18 часов пед. нагрузки в неделю, еще 18 обязательных часов "неоплачиваемого" труда. К "неоплачиваемым" (т.е. включенным в оплату по пед. нагрузке) обязанностям учителя относится: участие в методических совещаниях и в родительских собраниях, подготовка к урокам, дежурства по школе и т.д. В некоторых школах с этого года ввели даже обязательные присутственные часы для учителя с пед. нагрузкой от 18 часов - 36 часов в неделю.

При этом одновременно с учителями, имеющими пед. нагрузку 18 часов (плюс 18 часов "неоплачиваемого" труда), в школе работают учителя, имеющие пед. нагрузку 36 часов. Им оплачиваются все 36 часов их работы (а "неоплачиваемую" работу они выполняют как бы «между делом»). Юрист школы, где я работаю, имеет 36 часов пед. нагрузки и полставки юриста (закон, по ее словам, позволяет). Получается, что настоящие нормы законодательства создали совершенно неравноценные условия труда (с разницей в разы) для сотрудников, занимающих одинаковую должность. Кроме того, на самом деле при пед. нагрузке 36 часов рабочая неделя учителя длится 72 часа. Это противоречит всем законодательным нормам.

Прошу Вас издать срочно подзаконный акт, регламентирующий "неоплачиваемую" часть работы учителя с учетом его пед. нагрузки от 1 часа в неделю до 36 часов в неделю, чтобы ликвидировать эту абсурдную ситуацию и не дать возможность работодателю произвольно толковать ненормированную часть рабочего времени учителя".

Многие московские учителя откликнулись на инициативу Ирины Канторович. На сайте, где размещено открытое письмо, уже собрано более 100 подписей в его поддержку. Вот мнения некоторых педагогов (место работы по понятным причинам преподаватели не указывают).

Лариса Менделевич, Москва:
«Я уволилась из школы два месяца назад. Одна из причин - требование нового начальства находиться те самые 36 часов в неделю в стенах школы при отсутствии возможности полноценно готовиться к занятиям в школьных стенах... Я должна была 18 часов работать с учениками, родителями, учителями (я - школьный психолог), ещё 18 – сидеть «ровно», а потом, уже дома, обрабатывать материалы, готовиться к различным видам работ, писать аналитические отчёты, заполнять дикое количество документации, заниматься самообразованием...»

Татьяна Тихонова, Москва:
«При нагрузке 24 часа реально работаю 50-60 часов, проверяю тетради дома, заполняю электронный журнал плюс еще классное руководство. Директор предупредила, что может заставить отсиживать 48 часов на работе. Лучше уволюсь, чем в больницу!»

Корреспондент «Учительской газеты» попросила прокомментировать ситуацию педагогов Новгородской области. Заставляют ли их находиться на работе пресловутые 36 часов?

Опрос проводился анонимно. Общий вывод таков: основная масса  новгородских учителей и так трудится на рабочем месте 36 часов. Это происходит потому, что многие работают на ставку-полторы. Но и те, у кого нагрузка составляет менее 36 часов, обычно проводят в школе время, укладывающееся в эту норму, поскольку остаются в школе проверять тетради, проводить классные часы и другие мероприятия.

Кроме педагогов,  «Учительской газете» анонимно высказали свое мнение два директора – один руководит крупной городской школой, второй работает в небольшой сельской школе Новгородской области.

Мнение городского директора: «Нагрузка педагогов действительно разная! У меня в штате работают психологи с нагрузкой в три часа в день – и в то же время есть учителя, которые ведут полторы ставки, а потом проверяют тетради и чуть живые в десять часов вечера идут с родительского собрания. Я считаю, такой разницы быть не должно. Никто ведь не спорит с тем, что в других учреждениях, которые не относятся к системе образования, каждый работник обязан находиться на рабочем месте весь восьмичасовой рабочий день. А педагог – это человек, который должен постоянно самосовершенствоваться. Есть у тебя свободное время, не занятое уроками, внеклассной работой или другими формами труда – работай над собой! Сидя в кабинете, смотри научные статьи в интернете, черпай новое! Отдельно скажу о работе школьного психолога. Ненормально, если такой работник  провел пару запланированных опросов в классах и ушел домой. А если что-то случится с теми или иными учениками или учителями – нервный срыв, конфликт? Школьный психолог – это скорая помощь, он призван помочь в такой внештатной ситуации. И поэтому он должен находиться на рабочем месте до тех пор, пока дети есть в школе. Другой вопрос – оплата труда психолога в таком случае должна быть повышена».

Мнение директора сельской школы – почти противоположное. «Есть много нюансов», - говорит этот руководитель. – «Например, взять работу совместителя – как я могу заставить такого человека быть в школе 36 часов в неделю? Потом – учитель все-таки профессия творческая. И не все могут работать плодотворно, сидя в кабинете. Кому-то для творческого импульса нужно домашнее уютное кресло, мягкий плед, свет любимой лампы. Я думаю, лазейкой в законе, которая сейчас появилась, могут пользоваться директора, которым нужно выжить из школы неугодного учителя. Возможно, так и случилось с московскими педагогами, которые требуют изменения в законе.»

КОММЕНТАРИЙ

Марина Воробьева, первый заместитель 
председателя комитета по образованию Великого Новгорода:


«Для того, чтобы разобраться в ситуации, давайте прочтем внимательно законы. Статья 47 Федерального закона № 273 устанавливает следующее:

«В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися. Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями.

Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий.  

Нормы, которые установлены в новом законе об образовании, на самом деле не новы. Вот выдержки из приказа №69 Минобрнауки РФ от 27 марта 2006 года «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений»:

2.1. Выполнение педагогической работы… характеризуется наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической работы, связанной с преподавательской работой.

Выполнение другой части педагогической работы… осуществляется в течение рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов. Другая часть педагогической работы... вытекает из их должностных обязанностей, предусмотренных уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в т.ч. личными планами педагогического работника, и включает:

выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических, методических советов, с работой по проведению родительских собраний, консультаций, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой;

организацию и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), семьям, обучающим детей на дому в соответствии с медицинским заключением;

время, затрачиваемое непосредственно на подготовку к работе по обучению и воспитанию обучающихся, воспитанников, изучению их индивидуальных способностей, интересов и склонностей, а также их семейных обстоятельств и жилищно-бытовых условий;

периодические кратковременные дежурства;

выполнение дополнительно возложенных на педагогических работников обязанностей, непосредственно связанных с образовательным процессом, с соответствующей дополнительной оплатой труда (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами и др.).

2.4. Дни недели… свободные от проведения учебных занятий по расписанию, от выполнения иных обязанностей, регулируемых графиками и планами работы, педагогический работник может использовать для повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям и т.п.

К этим документам хотелось бы добавить мое личное мнение.  
При грамотной организации рабочего процесса, которая полностью находится в компетенции руководителя, подобные проблемы могли бы быть сняты путем создания в ОУ продуманных  локальных нормативных актов. 

 От автора

Учителя давно привыкли к тому факту, что в каникулярное время их обязывают присутствовать в школе, хотя у них нет уроков. Получается, что теперь такой же режим устанавливают для педработников директора школ и в течение учебного года. С необходимостью работы в школе в каникулы никто не спорит – ведь за это начисляется заработная плата. И критерии ее начисления четкие и всем понятные. Очевидно, что в  конфликтной ситуации, сложившейся из-за новой формулировки в законе, педагогов не устраивает именно неразбериха в оплате труда. Необходимо более четко прописать правила оплаты труда учителей. Или, как предлагает Ирина Канторович, менять закон!

Фото автора