Обсуждать и просвещать

Организаторы съезда – Министерство образования и науки РФ и Российский книжный союз планировали собрать на это первое в своем роде мероприятие достаточно широкую аудиторию – более 700 работников системы дошкольного образования – и обсудить множество вопросов: от государственной политики в области дошкольного образования до почти философской темы, касающейся ключевых задач дошкольного образования. Одной из самых обширных по числу участников и затронутых тем стала секция «Организация апробации и внедрения ФГОС дошкольного образования».

Сегодня на реализацию программ дошкольного образования имеют право образовательные организации любого уровня: от привычного в таком качестве детского сада до вуза. И такие примеры уже есть. В частности, директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина назвала среди таких новаторов РАНХиГС и МГППУ. Тем не менее, это скорее исключения, которые, как известно, подтверждают правило: в остальном дошкольное образование живет по старинке. Понятно, что ожидать сиюминутных результатов от недавно принятых нормативных документов не стоит. Но не стоит и испытывать перед ними страх, который, по мнению ряда участников конференции, все же присутствует.

По словам генерального директора издательства «ДРОФА» Ирины Кузнецовой, в поездках по регионам выяснилось, что относительно ФГОСа дошкольного образования у педагогов очень настороженная позиция. Опасения связаны во многом с тем, что могут быть предъявлены новые требования к уровню образования самих педагогов. Также существует растерянность и в связи с отсутствием реестра программ, соответствующих ФГОС дошкольного образования. В то же время Александр Асмолов отметил, что есть и другое опасение. Бытует мнение, что, несмотря на все обсуждения, будет насаждаться монополия одной примерной программы. Правда, это опасение беспочвенно: в самом стандарте прямо прописана вариативность программ.

Кроме того, в ходе обсуждения проблем, затронутых на секции, стало понятно, что иногда участники допускают подмену понятий, оперируя по своему усмотрению терминами «ФГОС» и «примерная программа». Таким образом, как справедливо отметила заведующая Лабораторией управления образовательными системами Института управления образованием РАО Татьяна Пуденко, налицо необходимость большой просветительской работы.

Стандарты глобального назначения

Все опасения, свойственные отечественным педагогам дошкольного образования, скорее всего, разделяют и их зарубежные коллеги. Если взглянуть на западное образование, то можно отметить, что там также идет процесс упорядочения дошкольного образования, задаются его новые координаты и обозначаются критерии качества. Об этом говорил специалист по образованию Московского представительства Всемирного банка реконструкции и развития Тигран Шмис. В ходе секции он выступил с докладом о том, как идет в этом направлении работа в странах Организации экономического сотрудничества и развития. В своем докладе Тигран Шмис отметил, что все стандарты в целом похожи. Так, среди важных качеств, которыми, по мнению их разработчиков в разных странах, должны обладать дошкольники, присутствуют грамотность, начальные математические знания. Много внимания уделяется и физическому воспитанию и т.д.

Кстати, в США, разговор о стандартизации начался тоже не так давно, в 2012 году. Однако везде есть свои особенности. Так, в США, ответственность по этому вопросу легла на штаты, однако они строят свою работу с учетом федеральной инициативы. В Дании существует закон о дошкольных сервисах. Здесь контроль качества предоставляемых дошкольными организациями услуг идет по муниципалитетам. А в Великобритании существует законодательная рамка с набором стандартов для развития, обучения и ухода за детьми от рождения до 5 лет. В этой связи руководитель программ направления «Социальные проекты» Агентства стратегических инициатив Ирина Петрунина отметила, что нам также очень важно «не потерять» детей до 3 лет. Это порядка 2 млн маленьких жителей нашей страны. И здесь большую роль играет именно работа негосударственного сектора, который пытается компенсировать недостаток предложения воспитательно-образовательных услуг для этой возрастной группы.

Кто рискует?

Внедрение ФГОС имеет ряд потенциальных рисков. Так, Александр Асмолов отметил, что одним из основных рисков является столкновение стандарта с установками родителей, которые до сих пор считают, что от дошкольных организаций требуется «дрессура детей», которая позволит им быть готовыми к школе. Определенные ожидания подобного же рода есть и у педагогов начальных классов. Они считают, что, приходя в первый класс, дети должны уметь считать и писать, в том числе, благодаря занятиям и умениям, полученным в детском саду. Действительно, необходимость того, что ребенок должен быть подготовлен к следующему уровню образования, никто не отменял. Однако во ФГОСе прописано совсем другое – нужно развивать мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка чтению, письму и т.д. После дошкольной жизни должно появиться желание учиться.

Тем не менее, несмотря на новые задачи дошкольного образования, по словам Татьяны Пуденко, императивный и репродуктивный характер работы педагогов в детских садах – достаточно частое явление. Парадигма «взрослый сказал, ребенок выучил и выполнил» до сих пор в основе педагогической деятельности. Обусловлено это, как отметила Татьяна Пуденко, во многом тем, что возраст педагогов на этом уровне образования в среднем составляет 50 лет, а это уже достаточно сложный период для изменений и для поиска новых методов деятельности.

Не секрет, что кадровый вопрос - однин из самых сложных в системе образования, но в дошкольном он стоит еще острее. В недавнем исследовании качества работы детских садов квалификация педагогов стала наиболее значимым критерием оценки. Тем не менее, по словам Татьяны Пуденко на сегодняшний день лишь 38% педагогов дошкольного образования имеют первую квалификационную категорию, высшая есть у 14% работников сферы. Повышение квалификации за последние годы прошли 51% педагогов. Стоит ли говорить, что это происходило еще по программам, которые не учитывали новейших требований ФГОС? Но даже сейчас трудно предположить, насколько наша система образования готова к массовому переобучению педагогов. Хватит ли для этого сил и возможностей у институтов повышения квалификации? А кто расскажет им, как учить педагогов по-новому?

Количество без качества

В то же время последние исследования Института управления образованием РАО говорят о том, что в целом система дошкольного образования не испытывает недостатка в кадрах. В целом по стране педагогическими кадрами укомплектовано 92% дошкольных организаций. Рост текучести кадров отмечен лишь в 15% регионов. Что касается самого показателя текучести кадров, то в среднем по стране он составляет 8,5% при норме в 5%. Отклонение небольшое, но в зависимости от региона значение показателя сильно разнится.

Естественно, что в тесной связи с вопросами количества всегда стоят вопросы качества. Отдельно стоит обсуждать и качество педагогических кадров в дошкольных организациях с особым детским контингентом. Так, директор Института коррекционной педагогики РАО Николай Малофеев отметил, что сегодня порядка 47% педагогов психологически не готовы работать с детьми с ограниченными возможностями, а более 70% из них не имеют для этого специального образования. Естественно, что в таком случае трудно будет скорректировать ситуацию, даже если в детских садах будут созданы самые лучшие условия для таких детей, устроены пандусы или специально оборудованные туалетные комнаты и т.д. Хотя во ФГОСе уделяется внимание и этим аспектам.

Продолжил разговор на эту тему и директор московского Центра образования №109 Евгений Ямбург. Он отметил, что в числе рисков сегодня – необходимость принять в школу всех детей, в то время как работать с некоторыми из них педагогов никто не учил. Не со всеми проблемами развития можно работать в общеобразовательной организации, поэтому стремление избавиться от коррекционных школ ошибочно. Надо их сохранить, но в то же время надо дать обычным школам право выбора программ, которые предполагают работу и с такими детьми.

Евгений Ямбург также подчеркнул необоснованность сокращения в детских садах ставок логопедов, дефектологов. Не секрет, что оптимизация кадров направлена, в том числе и на решение зарплатного вопроса, но, по словам Евгения Ямбурга, это то же самое, что повышение безопасности полетов за счет увеличения зарплаты летчикам при сокращении наземных диспетчерских служб. Надо прекратить эту политику, иначе стандарты останутся хорошими лишь на бумаге.

Тем не менее, как считают некоторые участники обсуждений, даже повышение зарплаты не решит ряд проблем в системе дошкольного образования. В частности, Татьяна Пуденко отметила, что оно воспринимается скорее как извинительный жест, как выплата долгов за тяжкий труд, и соответственно не сказывается на мотивации и поиске качественно иных подходов к работе.

Опять же не до конца ясно, что будет влиять на стимулирующую часть зарплат педагогов в дошкольном образовании. Как отметила ученый секретарь Федерального института педагогических измерений» Елена Зинина, в стандарте аттестация ребенка в дошкольной организации ни в каком виде не разрешена. Результат ребенка предназначен только для того, чтобы педагог мог простроить для него индивидуальный образовательный маршрут. А значит, этот понятный и активно используемый в средней школе критерий здесь не работает.

Послесловие

Первый Всероссийский съезд работников дошкольного образования стал для его участников большой площадкой активного обсуждения их будущей работы в условиях изменений. Было поднято много важных вопросов, исследователи встречались с практиками, делились мнениями. Стоит надеяться, что вся эта работа окажет влияние на качество внедрения всех запланированных новшеств в дошкольном образовании. И если от момента их формулировки на бумаге до их воплощения в жизнь они изменятся, то пусть это произойдет лишь в лучшую сторону.

Фото Ольги Максимович