Еще в октябре 2011 года Андрей Фурсенко, будучи министром образования и науки РФ, во время своего выступления на правительственном часе говорил, что в 2012 году в России планируется построить 500 школ (http://ria.ru/edu_schools/20111012/456702974.html). Рекорд был в 2008-м, когда в строй ввели 560 новых школ. Но потом их количество резко сократилось: менее 150 сдали в 2010 году, а в 2011 – 154 школы. Последняя цифра – из доклада Минобрнауки «О реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2012 году». Здесь же приводится и реальная цифра новостроек за 2012 год: их не 500, и даже не 300, а всего-навсего 122! Это несмотря на ежегодную планируемую «прибавку» учащихся в 150-200 тысяч человек, о которой тоже говорил Фурсенко. Как раз этот его прогноз себя оправдывает, а судя по тому ажиотажу, который мы сегодня наблюдаем в очередях за место в детский сад, то же самое, вероятно, ожидает в ближайшие годы школы. Но увы, прибавилось их в прошлом году всего 122, а уменьшилось только сельских аж на 855 школ! Правда, в министерском докладе не говорится впрямую, что эти школы закрыли, там речь идет об участии в электронном мониторинге, то есть, в 2011 году в этом мониторинге участвовало 27967 школ, а в 2012 уже 27112. Зато сразу за этими цифрами называются факторы снижения численности общеобразовательных учреждений: сокращение числа учеников, аварийное состояние зданий, реструктуризация сети школ на селе, естественно, с целью повышения качества образования.

Напомним данные Счетной палаты РФ: с 2005 по 2010 годы в стране закрылись 12 377 школ, из которых 10 089 (81,5%) – учреждения в сельской местности.

Что касается министерского доклада, вот еще интересный факт: с одной стороны нам говорят о продолжающемся снижении численности учащихся, а с другой приводят данные о том, что несмотря на сокращение школ-участников мониторинга, число учеников в них выросло больше, чем на 200 тысяч. С 13 241 607 детей в 2011 году до 13 442 901 в 2012-м, - говорят, это именно за счет пришедших первоклашек.

И хотя пока в большей степени рост числа учеников наблюдается в городских школах, на селе тоже думают, где и как учить лучше. В ситуации, когда далеко не каждый регион может к первому сентября похвалиться открытием новой школы, в Тамбовской области в этом году приняла учеников не просто новая, а уникальная, и, как говорят учредители, единственная в стране Школа агроэкотехнологий.

Сегодняшние требования к новой сельской школе не ограничиваются современной инфраструктурой, наличием интерактивного и мультимедиа-оборудования, и даже соответствием по всем параметрам ФГОСам последнего поколения – это далеко не все. Главное – выучить и воспитать такого выпускника, который захочет после вуза вернуться на свою малую родину, чтобы своими знаниями и своим трудом сделать ее более сильной и красивой, а землю – сбереженной и плодородной. Как такое возможно, теперь знают в селе Петровское Петровского района Тамбовской области, где в этом учебном году появилась уникальная Школа агроэкотехнологий.

Для Тамбовского региона она станет главным ресурсным центром по развитию технологий интенсивного экологического садоводства, овощеводства и земледелия. Агротехнологический и информационно-технологический профили будут реализовываться здесь на всех ступенях обучения, что поможет ученикам осознанно подойти к выбору профессий аграрного направления. К окончанию школы старшеклассники освоят современные основы ведения сельского хозяйства, экологической диагностики, бизнес-планирования и бизнес-проектирования и, в итоге, смогут получить не только аттестат о среднем образовании, но и знания в какой-нибудь из следующих профессий: «садовник», «лаборант-эколог», «тракторист–машинист сельскохозяйственного производства», «продавец, контролер-кассир», «пользователь ПК», «мастер по цифровой обработке информации», «оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин».

Скажете, такое где-то уже было, не так ли? Тогда в чем уникальность именно этой школы?

Рассказывает Елена Симбирских, проректор по непрерывному образованию Мичуринского государственного аграрного университета:

- Уже два года в Тамбовской области действует Программа непрерывного агробизнесобразования, которую курирует областное управление образования и науки. В рамках этой программы было запланировано строительство совершенно новой школы агроэкотехнологического направления. У нашего вуза с этой школой подписано соглашение о сотрудничестве по системе непрерывного агробизнесобразования. Мы осуществляем научно-методическое инновационное сопровождение, и наши преподаватели совместно с областным институтом повышения квалификации работников образования разработали концепцию создания школы, ее целевые задачи и научные направления. Также мы совместно определили школьную инфраструктуру, например, какими должны быть кабинеты, чтобы результативнее выполнить поставленные исследовательские задачи. Разработали необходимое материально-техническое оснащение и образовательные программы по элективным курсам, которые будут вводиться в школе.

Наш университет также взял на себя обязательство помочь в создании агроминикомплекса. При школе есть участок, на котором определены специальные отделы-зоны. Например, при входе с правой стороны находится новый отдел интенсивного садоводства, где будет представлен плодовый сад на шпалерах, закладываемый по интенсивным технологиям. Эти технологии – новое направление в сельском хозяйстве, которое позволяет получать высокие урожаи в короткие сроки благодаря специализированной механизированной обработке. Со сравнительно маленького участка земли мы без усиленной химической обработки сможем получить высокие урожаи.  

Дальше в зоне интенсивного садоводства будет отдел ягодных культур. Там планируется посадить очень большую плантацию облепихи, вдоль всего школьного забора. Эта культура хотя и южная, но у нас она районирована и жизнеспособна, кроме своей питательной ценности имеет хороший лечебный эффект и хорошо смотрится декоративно.

Будет разбит виноградник, тоже на шпалерах, - два ряда винограда.

Большая площадь отведена под клубнику, причем не обычную, а интенсивных сортов и ампельную – это висячая клубника, которая смотрится красиво и необычно. Высажена смородина разных сортов, жимолость, крыжовник, ежевика. Мы постарались сделать так, чтобы все культуры носили декоративный эффект. Ведь эти отделы-зоны окружают школу с разных сторон по периметру, поэтому имеют дополнительное эстетическое значение. То есть, это красиво посаженные сельскохозяйственные культуры с декоративными функциями. В отделе овощеводства, или, как мы его еще называем, на овощной клумбе, будут посажены не традиционные овощи, а декоративные, которые можно использовать даже для украшения – маленькие тыковки, маленькие помидорчики, перчик разных видов… На клумбе здоровья планируются ягоды лечебного значения, например, малина, а еще пряные культуры для ароматерапии и яркие зоны из ягодных культур для светотерапии, чтобы благотворно влияли на самочувствие и радовали глаз.

Все это делается для того, чтобы ребенок чувствовал красоту современного сельского хозяйства. Если он с детства видит, какими разнообразными и необычными могут быть давно знакомые овощи, ягоды и фрукты, это помогает пробудить его интерес к земле. Он понимает, что и сам может сделать подобное чудо на своем участке земли.

А чтобы, как говорит Елена Сергеевна, школьники не только любовались красотой, но и учились ее выращивать, на участке есть опытно-экспериментальная зона с собственной теплицей. Здесь ребята будут изучать воздействие на растения света, влажности, температуры, удобрений и так далее.

Еще один интересный сектор – это зона энергосберегающих технологий в растениеводстве: отдел экологического биодинамического земледелия и отдел полеводства. Здесь планируется изучать экологически чистые технологии, используемые в современном сельском хозяйстве.

Есть еще одно кардинальное отличие школы агроэкотехнологий от других школ, работающих по сельскохозяйственному профилю, в частности, от еще одной известной в Тамбовской области Татановской школы, которую называют школой агробизнесобразования. В ней основной упор сделан на подготовку фермеров сельского хозяйства, и основа – предпринимательская деятельность. А в школе агроэкотехнологий в основе – экологический аспект, как говорят создатели школы, главная цель – воспитать в детях психологию рачительного хозяина земли. Да, землю можно использовать для построения собственной карьеры и создания материального благополучия, но при этом обязательно надо нести ответственность за ее состояние, сначала в своем селе, а потом и в стране в целом. Отсюда внимание к ресурсосберегающим формам хозяйствования и к экологически чистым технологиям ведения сельского хозяйства. Так в инфраструктуре появился центр экотехнологий и естествознания. В нем несколько лабораторий: экологической диагностики, где учатся контролировать качество продукции, лаборатория агрохимических исследований, где химическим методом можно провести анализ и дать оценку качествам веществ, лаборатория биологических исследований, в которой изучаются основы биотехнологий и получение безвирусного материала. Есть еще лаборатория геоэкологического мониторинга, а также лаборатория физики и инженерной механики.

Для полноценного духовно-нравственного развития будущих бережливых хозяев земли в школе создан центр историко-культурного наследия, где изучают литературное и историческое краеведение, произведения о природе и об отношении к ней человека. Есть здесь и свой зооуголок «Лабиринты живой природы», в котором ребята могут на деле проявить свою любовь и заботу о братьях меньших.

В новой школе уже положено начало музею села «Истоки», например, сами школьники не захотели переименования своей школы в Петровскую по названию села, а настояли на том, чтобы оставить ее старое название – Избердеевская школа, произошедшее от названия местной железнодорожной станции Избердей и старинного села, известного еще с начала ХVIII века. Истоки должны быть настоящими.   

Еще одно новшество, которое уже имеет множество сторонников, это лаборатория «Умный дом», оснащенная самым современным оборудованием. Основы энергетики и энергосбережение, системы отопления и канализации в большом частном доме, вентиляция и освещение – все, что необходимо в собственной усадьбе.  

Говорит Елена Симбирских:

- Да, действительно, сельскохозяйственное направление в школах нашей страны не ново. Оно активно развивается и на Кубани, и в Пермском крае. Но таких супероснащенных школ с такими специализированными центрами сегодня нет нигде. Даже если сравнить с Германией и Францией, чей опыт мы тоже изучали, когда создавали нашу школу. Еще одна наша изюминка – это закольцованность образовательного цикла на производстве. Так, по соседству с Татановской школой расположено крупное тепличное хозяйство, которое берет детей на практику, что дает возможность осуществлять их практическую подготовку. А в Избердеевской школе агроэкотехнологий мы закольцевали процесс, подключив хозяйство Дубовое – известное в области инновационное предприятие, которое занимается плодоводством и ягодоводством. Например, даже свой урожай облепихи школа сможет поставлять на предприятие, заключив с ними договор. Кстати, при центрах, которые созданы в школе, будет лаборатория по переработке сельскохозяйственной продукции. Дети сами смогут разрабатывать свои новые рецепты, проводить их через наш университет, мы их здесь сертифицируем, апробируем, а потом сможем пускать их в производство. Такие планы тоже есть.

Как рассказали мне в управлении образования и науки Тамбовской области, у каждой школы, которая сегодня открывается в регионе, должно быть свое особенное лицо – изюминка, бренд, отличие – называться это может по-разному, но идея одна. Так они смогут стать более привлекательными для учеников и родителей, отвечать современным запросам, формировать более целостное представление об образовании в области, а заодно участвовать в создании положительного имиджа региона в целом.

Фото автора