Минобрнауки России выпустило приказ, который имеет отношение к жизни каждой российской школы: «Об утверждении Порядка разработки примерных основных общеобразовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных общеобразовательных программ». Речь идет о тех самых примерных основных общеобразовательных программах (примерных ООП), которые прописаны в Законе «Об образовании в РФ» и которые должны стать для образовательных учреждений ориентирами при разработке собственных «индивидуальных» программ образования.

Рабочую группу Минбрнауки, создавшую проект вышеназванного «Порядка…», возглавила Любовь Духанина, которая также является заместителем председателя комиссии Общественной палаты РФ по развитию образования. Именно по инициативе этой комиссии проект был вынесен на суд общественности, вернее строгого и пристрастного, как показало обсуждение, экспертного сообщества.

Какие основные проблемы в связи с перспективой создания примерных ООП выявили общественные слушания? Их оказалось немало.

Первое и главное – пока непонятно, как должны выглядеть примерные ООП, какова должна быть их структура, даже сколько их должно быть. Представительница одного из издательств заявила, что ни одна программа немыслима без солидного учебно-методического комплекса. А создать УМК под силу именно издательствам, поэтому команду разработчиков примерных ООП надо собирать в издательствах. На это директор московского центра образования №548 «Царицыно» Ефим Рачевский возразил: «Примерные ООП – механизм реализации стандарта. Стандарт – дело государственное. Так что и программы – государево дело».

Чтобы государство определилось и представило четкие контуры примерных ООН, общественность, эксперты должны дать конкретные, четкие рекомендации, считает Любовь Духанина.

Кто станет автором примерных программ? Президент издательства «Просвещение», член-корреспондент РАО Александр Кондаков убежден, что так как «примерная ООП - сложный в научном, методическом, содержательном плане документ, который регулирует все стороны деятельности образовательной организации, организаций, которые способны создать такой документ, не так много, но в течение 5-10 лет эта компетенция будет сформирована».

Как экспертировать программы? Заместитель директора Института общего среднего образования РАО Михаил Рыжаков рекомендует сделать приложение к «Порядку…» - базовый документ, на который авторы будут опираться при проведении экспертизы, а она планируется трех видов - техническая, профессионально-общественная и общественное обсуждение.

Конечно, весьма важный вопрос – критерии экспертизы, над ними нужно поработать особенно тщательно.

Сколько может быть примерных основных общеобразовательных программ? В этом вопросе выступающие разошлись во мнениях. Заместитель руководителя аппарата Комитета Госдумы по образованию Алексей Майоров думает, что несколько тысяч и даже десятки тысяч.

Иной взгляд у академика РАО, профессора Высшей школы экономики Владимира Шадрикова: «Если мы хотим сохранить единое образовательное пространство, примерных программ не должно быть много. По одному виду образования должна быть одна программа. Академические свободы учителя должны проявиться при разработке образовательной программы учебного заведения».

О важном принципе построения примерной ООП размышлял и.о. ректора Московского института открытого образования Алексей Семенов: «После того как программа внесена в реестр, является ли она модульной? Могу я заменить в выбранной мною примерной ООП программу по математике, например? Или выйти со своей собственной программой, где отдельные части взяты у других авторов (при этом авторство указано)?  Нам нужно эту модульность заранее предусмотреть».

Генеральный директор открытого института «Развивающее образование» Алексей Воронцов идею поддержал: «Примерная ООП - такой монстр, который не может сделать один коллектив. Там есть внеурочная деятельность, учебные программы, финансово-экономическое обеспечение, учебные планы и так далее. Если будут модули, школа сможет из них собирать свою программу, включать в нее лучшее, что годится именно для этого учебного заведения».

Вторая основная проблема – содержание образования, вернее отсутствие представления об этом содержании в федеральных государственных образовательных стандартах. Любовь Духанина отметила: «Федеральный стандарт прописывает, что две трети от общей программы - содержание общенациональной значимости. Но что это, кем определяется, нигде дальше не прописано».

Вопрос отсутствия четкого представления о содержании современного образования оказался близок многим собравшимся. Эксперты, особенно ученые, говорили о нем с горечью. В частности, директор Московского института развития образовательных систем Александр Абрамов справедливо заметил: «Чтобы написать примерную образовательную программу по какому-либо предмету, нужно иметь некую логическую основу. Ее сейчас нет и попытки создать ее ни к чему не привели. Единственно возможное организационное решение: создается государственная национальная комиссия по разработке концепции содержания образования. Готовится документ, который проходит широкое обсуждение. Принимается аксиоматика, на основе которой мы выстраиваем и программы, и учебные планы. Но и этого недостаточно. Второй основополагающий документ - концепция школы».

Третья проблема - финансовая. Сейчас в «Порядке…» прописано, что примерные основные общеобразовательные программы разрабатываются в инициативном порядке за счет средств разработчиков. Тут все собравшиеся были единодушны – вряд ли можно будет найти профессиональных авторов, которые бесплатно создадут такой серьезный документ, как примерная программа, да еще даром отдадут авторские права на нее.

Директор Института социологии образования РАО Владимир Собкин уверен: «Должен быть механизм стимулирования разработки примерных программ. Нужна формула закупки программ у авторов».

«И что значит «разработка в инициативном порядке»? - удивлен Владимир Шадриков. – Это государственный документ. Возможна ситуация, что за него никто и не возьмется. В таком случае не будет примерной программы, а будет сплошное нарушение Закона «Об образовании в РФ»?»

Ефим Рачевский резюмировал: «Итак, государство должно определить количество примерных основных общеобразовательных программ, то есть степень вариативности, и решить, сколько денег из бюджета на это выделяется. И организуется конкурсная открытая красивая процедура».

Наконец, четвертая, но самая, пожалуй, горящая проблема – вопрос о сроках создания примерных ООП и рабочих ООП в школах.

Любовь Духанина встревожена: «В соответствии с Законом «Об образовании в РФ» образовательные учреждения должны приступить к работе по новым образовательным программам учреждений с 1 сентября этого года. Но возникает казус. Сам порядок разработки примерных программ вступит в силу при хорошем стечении обстоятельств только 1 сентября. И только с 1 сентября у разработчиков появится возможность выносить на рассмотрение эти программы. Дальше должен пройти процесс экспертизы. Суммарно это займет не менее 5-6 месяцев. Затем программы, прошедшие экспертизу, попадают в реестр. И только после этого образовательное учреждение может, ориентируясь на эти программы, делать свои. С моей точки зрения, было бы правильно ввести какой-то переходный период хотя бы на год, чтобы прокуратура не требовала с образовательных учреждений эти программы».

О том, что школы уже оказались в неприятной ситуации, когда с них требуют основную программу при отсутствии примерных документов, говорили очевидцы.

Заместитель директора Института стратегических исследований РАО Ирина Логвинова недавно побывала в Ульяновской области, где с 1 сентября 2013 года по распоряжению губернатора стандарт основного образования вводится массово во всех школах. «И есть опасность, что это происходит не только в Ульяновской области. Масштабы бедствия значительны. Ведь сегодня существует такой показатель эффективности деятельности региона и губернатора – охват детей, обучающихся по стандарту. Нужно вводить мораторий, иначе действительно с 1 сентября школы начнут проверять на предмет присутствия основных образовательных программ основного образования».

Мораторий позволит работать спокойно и, главное, качественно, и над «Порядком разработки примерных основных общеобразовательных программ…» и над самими примерными ООП. И в дальнейшем над программами школ.

P.S. В прикрепленном файле – проект «Порядка разработки примерных основных общеобразовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных общеобразовательных программ».

Фото автора