Воронежская область

«Каждый пошил свое платье...»

В начале лета в воронежские школы пришло письмо, регламентирующее минимум информации, которая должна размещаться на школьных сайтах. В основе распоряжения – постановление Правительства РФ от 18 апреля 2012 года №343 «Об утверждении правил размещения в сети Интернет и обновлении информации об образовательном учреждении». Раз есть правила, значит, их надо контролировать, и этим сегодня активно занимается Воронежская областная прокуратура. Администрации школ в общем-то не против, но хлопот прибавилось.

Теперь все школьные сайты необходимо привести в соответствие с требованиями правительственного постановления и внимательно следить, чтобы на них не было не то что ксенофобии и порнографии, но и рекламы. Ведь под нее все чаще маскируются самые не рекомендуемые для детей и подростков сайты, и то, что на первый взгляд похоже на обычное предложение модного товара, после очередного щелчка мыши может предстать во всем своем безобразии.

Кроме ограничений, предписанных правительственным постановлением, больше к сайтам школ Воронежской области никаких особых требований нет. Ни от кого. Поэтому каждый выстраивает свою работу, в том числе макет сайта, его наполнение и т. д., как хочется, но, конечно, по словам педагогов, в соответствии со здравым смыслом. Нужны ли унификация и общие требования - тут мнения расходятся.  

Рассказывает Наталия Лопушанская, заместитель директора лицея №5 города Воронежа, курирует вопросы информатизации:

- Было бы хорошо, если бы нам предложили какие-то изначальные шаблоны сайтов. Мы бы наполнили их информацией, которая касается каждой школы конкретно, тогда было бы хоть какое-то единообразие сайтов. Ведь чем хорош единый подход? Если бы нам предложили шаблон, было бы проще. Например, на сайте должно быть три страницы, на которых в одном и том же месте будет размещена одинаковая по типу информация. Так будет проще родителю, он будет точно знать, где искать информацию о директоре, где – телефоны учебного заведения, а где – программу развития. Это же школьный сайт, поэтому все должно быть понятно, как в дневнике… А пока каждый свое платье и пошил!

Еще одна проблема – сопровождение. Все знают, что сайт должен работать, информацию надо обновлять. Кто это будет делать? Обычно сопровождение поручают самым интересующимся, умным ребятишкам, и те, как показывает опыт, неплохо справляются. Но ничто не вечно, они по окончании одиннадцатого класса прощаются со школой, а пришедшие на их место ученики могут попросту не заинтересоваться сайтом, или он покажется им устаревшим, неинтересным. Технологии движутся вперед, значит, надо переделывать. Дело застопоривается, а любопытные посетители в таких случаях видят сообщение «страница недоступна». Таких неработающих сайтов сейчас сотни: вроде бы и рассказ о школе есть, и учителя кое-какие перечислены, даже фотографии висят, но последнее обновление в разделе «Новости» – от 2010 года, а то и раньше. 

- Сопровождение сайта – это работа, которая требует много сил, - продолжает Наталия Дмитриевна. – Поэтому когда я шесть лет назад пришла в лицей, мы выбрали такой путь. Взяли минимальный по объему сайт типа «визитка». Он не предполагает какого-то общения, не предполагает выкладку методических материалов, все это отпадает, потому что параллельно сайту мы работаем с информационной системой. Она доступна с любого компьютера, расположенного дома, и носит конкретный учебный характер. Поэтому весь учебный материал и все, связанное с учебой, ушло в информационную систему. А назначение сайта – представление школы, чтобы родитель, который решает, куда привести учиться своего ребенка, мог увидеть, какой уровень образования мы предоставляем, какие образовательные программы в лицее, каковы условия реализации этих программ и промежуточные результаты работы лицея. Мы выкладываем на сайт все публичные доклады. Вот это и есть «визитка». А второе, более глубокое направление - работа в информационной системе. Это профессиональное программное средство, которое установлено на нашем сервере. Мы с ним работаем четыре года, обслуживание там свое, и учителя информатики работают в системе, как любые другие учителя.

Мы пользуемся NetSchool, это позволяет нам более конкретно общаться с детьми именно по учебе. Всю нашу местную кухню мы реализуем через эту систему, посторонний в нее войти не может, могут только наши родители, ученики и учителя. Там у нас размещаются электронные дневники, журналы, методматериалы. У каждого ребенка для входа в систему есть свое имя, свой пароль. Сегодня подобным образом строится работа во многих школах, просто используются разные системы, у большинства, например, «Аверс». В такой системе своя электронная почта, форум, дети могут общаться между собой. А с общедоступного сайта все это ушло, и так лучше, удобнее. 

По словам Наталии Лопушанской, одну из самых сложных задач – сопровождение сайта – решают сами ученики. Конечно, под руководством взрослых, но все-таки главную работу – собирают информацию, пишут тексты – выполняют дети. В лицее создана редакция сайта, которую возглавляет учитель русского языка и литературы. Для него эта работа считается дополнительной внеклассной, и за нее он получает дополнительные деньги, правда, не очень большие, но все-таки. Также в состав редакции входит учитель информатики, который реализует всю технологическую сторону процесса. 

- Мы не гонимся за объемами – буквально 2-3 строчки о том, что случилось за неделю, не более. Этого достаточно, чтобы держать сайт в актуальном состоянии. Редакция обновляется, одни дети уходят, другие приходят на их место. Школьная администрация тоже заинтересована в этой работе, поэтому мы сотрудничаем. На совещании при директоре раз в неделю обязательно обсуждаем вопрос, какую информацию выкладывать на сайт. А в целом текущая работа строится так: размещаем объявления, какие мероприятия произойдут в школе на текущей неделе, а потом члены редакции их посещают, фотографируют и дают информацию. 

Что касается размещения сайта, мы вошли в один из образовательных проектов и разместили сайт на специальном портале (http://www.licey5vrn.ru/). Платим около 500 рублей в год за размещение, чувствуем себя на этом домене достаточно комфортно, потому что ограждены от ненужной рекламы и различного компромата.

- Как считаете, нужен ли контроль за сайтами?

- Конечно, нужен. Мало ли кто и что там соберется вывешивать. Но обычно нас очень хорошо контролируют, хотя разумнее сначала оказать помощь, чтобы обеспечить предъявляемые требования. Было указание: каждая школа должна иметь свой сайт, поэтому срочно создать его! На этом руководство и закончилось. А как, какими возможностями реализовать это указание – вопросы остаются без ответов.

Своя точка зрения на унификацию у Людмилы Суриной, учителя информатики воронежской гимназии «Учебно-воспитательный комплекс №1». В этой школе несколько лет успешно работает ученическая компьютерная бригада КОМПА НОСТРА (сейчас в нее идет новый набор). УВК №1 – постоянный участник областного фестиваля «Интернет и Мы», а весной 2012 года школьный сайт (www.uvk1.vrn.ru) получил первое место за лучший дизайн в конкурсе, проводимом Воронежским государственным педагогическим университетом.

- Каждая школа индивидуальна, - говорит Людмила Ивановна, – и сайт соответственно должен быть индивидуален. Уже были варианты, когда нам предлагали определенные шаблоны, они хорошие, удобные… Но мне мой нравится!.. Если будет унификация, то все станут одинаковыми, как странички в «Одноклассниках». Разве это нам нужно?  Что-то должно остаться индивидуальным.

Однако индивидуальность обходится недешево. И даже не в смысле денег, а в смысле накопления неудачного опыта. Людмила Ивановна рассказала, что когда они только начинали создавать свой школьный сайт (примерно лет десять назад), выбрали бесплатный хостинг. Денег у школ тогда было гораздо меньше, чем сейчас, отсюда и проблемы. Сайт взломали. Вместо информации о школе повисла какая-то глупая картинка, от которой никакими способами нельзя было избавиться, и на сайт зайти тоже было нельзя. Достучаться до хостинг-провайдеров не получалось – все через Интернет, люди незнакомые, координат никаких…

После такого опыта было решено обратиться к услугам местной воронежской фирмы (выбрали «Велест»), а главным условием договора стало обязательное обеспечение безопасности сайта. За семь лет, по словам Людмилы Суриной, никаких нареканий нет.

- Бесплатное размещение обязательно предполагает рекламу. А она не всегда соответствует тому, что хотелось бы увидеть на школьном сайте. И вообще я считаю, что  сайт - лицо школы, и его должны делать профессионалы. Хорошо, когда они есть в школе, но если их нет, надо найти.

Работая над наполнением сайта, мы тесно сотрудничаем с администрацией нашего УВК. Сейчас от школы требуется много внутришкольной информации держать в открытом доступе. Это и публичные отчеты, и бухгалтерские документы – сколько денег и на что потрачено. Мы обязательно должны выставлять информацию о лицензировании и аккредитации. В целом сайт построен следующим образом: официальная часть (рассказ о том, что такое УВК, описание структур школы – общеобразовательная, детский сад, спортивная школа, музыкальная школа) и неофициальная, где каждый может найти творческое, живое, интересное. Например, сейчас мы начали выпуск школьной газеты, и те, кто не имеет ее в бумажном варианте, могут прочитать на сайте. У нас есть разделы, посвященные творчеству детей, – их стихи, их проза.

Думаю, что нужно разумное сочетание сухой официальной информации и живой, творческой. Когда каждый может найти себе что-то по своим интересам.

Подготовила Татьяна Масликова. Фото автора

Новгородская область

«Первая помощь» в информатизации не дошла до детских садов России

В Великом Новгороде и Новгородской области образовательным учреждениям при создании сайтов предоставлена свобода самовыражения. Но есть и ограничения. О них, а также о проблемах создания сайтов рассказывает Евгения Викторовна Куликова, заведующая отделом информационно-технического обеспечения Комитета по образованию Великого Новгорода:

 «Я думаю, что ситуация в Москве с унифицированием сайтов школ является необоснованной мерой. Согласно пункту пятому статьи 32 закона «Об образовании» ведение сайта образовательного учреждения находится в компетенции образовательного учреждения. Но никакими документами не регулируется конкретное наполнение сайта.

Централизованная поставка единого программного обеспечения всем школам Москвы имеет, с другой стороны,  положительные результаты. Во-первых, у школ отпадает необходимость тратить средства на создание сайтов. Кроме того, в таком контенте заложена ссылка на электронные копии учебников. Тем не менее мы у себя в Новгородской области школьные сайты решили не унифицировать.

 Каждое образовательное учреждение нашего региона делает свой сайт в свободной форме. Строго соблюдаются только три момента. Их отслеживают городской и областной комитеты по образованию.

Во-первых, по Закону «Об образовании» существует 15 информационных пунктов, которые в обязательном порядке должны присутствовать на подобных сайтах. Во-вторых, опять же согласно Закону «Об образовании» информацию на сайтах необходимо обновлять не реже двух раз в месяц. И в-третьих, на сайтах новгородских учреждений образования должна размещаться  дополнительная информация местного характера – согласно приказу губернатора Новгородской области Сергея Митина школы обязаны предоставлять в открытом доступе отчеты о расходовании бюджетных и внебюджетных средств.

Во всем остальном школам дается полная свобода творчества. Комитеты образования могут только что-то им рекомендовать. Например, мы рекомендуем на школьных сайтах давать ссылку на городской и областной комитеты образования, для того чтобы разгрузить школьные сайты от излишней официальной информации. Все основные приказы есть у нас на сайтах комитетов.

Хорошо это или плохо – свобода школьных сайтов? На этот  вопрос я как специалист в данной сфере пока не могу ответить однозначно. С одной стороны, на унифицированном сайте удобнее находить нужную информацию. Это можно сравнить с применением «Microsoft word». Все знают порядок действий «в ворде», и за какой бы компьютер ни сел пользователь, порядок открытия, закрытия, сохранения файлов будет одинаковым. То же с сайтами: действовать по шаблону, несомненно, удобно. Еще один плюс унификации - если сейчас посмотреть многие школьные сайты, они очень похожи на, извините, помойку. Там собрано все, что возможно, и при этом ничего нельзя быстро найти. На сайте, как в домашнем шкафу у хорошей хозяйки, все «вещи» должны быть аккуратно разложены по «полочкам». Но к такому порядку вещей оформителям школьных сайтов надо привыкнуть, и эта привычка придет со временем.

Я думаю, что самый приемлемый на данный момент вариант таков. Сайту любого образовательного учреждения надлежит состоять из двух сегментов. Первый сегмент, унифицированный, единый для всех, должен представлять собой «визитную карточку» учреждения образования и содержать информацию, предназначенную для контролирующих органов. А второй сегмент пусть содержит информацию, которую школа вольна определять самостоятельно. Эта часть контента – для родителей и всех интересующихся данным учебным заведением посетителей сайта.

Полная свобода в организации сайтов, по моему мнению, хороша только для тех школ, которые свободно ориентируются в составлении сайтов и делают их качественно, на профессиональном уровне. В идеале каждая школа, на мой взгляд, должна быть полностью свободна в наполнении сайта. Но на данном этапе, когда далеко не все школы достигли должного уровня информатизации, сайты нужно разделить на два сегмента: унифицированный - обязательный и свободный, творческий».

От автора. В нашем разговоре с Евгенией Куликовой обнаружилась еще одна «болевая точка» сайтов – не школьных, а принадлежащих учреждениям дошкольного образования. Детские сады всех регионов страны «выпали» из федеральной программы «Первая помощь», в которую школы России были включены пять лет назад. Согласно программе с 2005 по 2008 год каждая школа России получила бесплатное лицензионное программное обеспечение. А детские садики, для которых нынче ведение своего сайта столь же обязательно, как и для школ, вынуждены покупать программное обеспечение сами.

Раньше бывали случаи, когда садику спонсоры дарили компьютер вместе с программами. Теперь нужно в обязательном порядке доказывать, что такое программное обеспечение лицензионное, иначе «компьютерное воровство» подпадает под статью закона.

Чтобы помочь детсадам, Комитет по образованию Великого Новгорода в прошлом учебном году провел большую работу. Представители всех городских дошкольных учреждений образования прошли специальные курсы, где их научили создавать простейшие версии сайта на бесплатных порталах. Однако пользование бесплатным сервером имеет существенный минус: ограниченное пространство не позволяет разместить большое количество фотографий, видеороликов, другой информации большого объема. Стали возникать ситуации, когда «забитое» пространство не позволяло размещать на сайтах новую информацию.

Комитету по образованию Великого Новгорода удалось заключить с компанией Microsoft соглашение о распространении программы «Первая помощь» на дошкольные образовательные учреждения города. За символическую сумму – 8 долларов в год – детские сады, которым это необходимо, пользуются программным обеспечением, расширяющим возможности сайтов. А вот антивирусные программы детские сады вынуждены покупать за свой счет  или скачивать их из Интернета. Специализированных программ, которые позволили бы сделать сайты дошкольных образовательных учреждений профессиональными, в садиках до сих пор нет.

Еще одна проблема сайтов детсадов – отсутствие соответствующих кадров. В школах этим вопросом обычно занимаются учителя информатики. В детсадах это делают воспитатели. Комитет образования Великого Новгорода старается повышать квалификацию этих педагогов на специальных курсах. Но, говоря прямо,  разве это обязанность людей, чья профессия призвана заботиться о детях?

Подготовила Светлана Потапова. Фото автора

Свердловская область

Сайт как способ самоидентификации

«У каждого человека должен быть свой юрист и психолог». Переиначим известную поговорку, изменив объект. У каждой школы должен быть свой сайт. Сегодня это аксиома (к тому же утвержденная законодательно). Но понятие «свой» имеет разный смысл.

Ознакомимся с двумя школьными сайтами. Один – индивидуальный, разработанный по специальному заказу, обновляющийся в русле конкретных потребностей конкретного учебного заведения. Второй из серии типовых. В Екатеринбурге управляющие органы с учебных заведений требуют только наличие самих сайтов, но не определяют, какими им быть. Вопросы единообразия или многообразия не стоят. Возможно, пока.

Гимназия № 116. Гимназический сайт организован около семи лет назад. Был достаточно простым в оформлении, но сложным в пользовании. Со временем сайт устарел, возникла необходимость обновления, и 4 года назад он был трансформирован. В качестве нового формата решили взять типовой вариант на домене uralschool.ru. Недостаток – в усредненности сайта, хотя для каждого заказчика он разрабатывается отдельно, но в рамках жесткого формата. Но плюсы перевесили: сайт продуман специально для школ, учитывает потребности пользователей, удобен, лаконичен и бесконечен одновременно. К тому же разработка и обслуживание обходятся недорого, что немаловажно для не слишком щедрых школьных бюджетов.

По словам заместителя директора гимназии № 116 преподавателя информатики Аиды Белоусовой (именно она занимается наполнением сайта), в основном сайт работает безотказно. Но, как в любом техническом процессе, перебои все-таки случаются. «Катастрофы» пока не происходили, но задержки с внесением изменений в расписание не по вине гимназии, а из-за сбоев в системе бывали. Это влияло на учебный процесс, ведь сегодня и ученики, и учителя приучены сверять свой рабочий и учебный графики с сайтом. Для большинства детей день начинается с включения компьютера и проверки, нет ли отмены какого-нибудь урока, а то и замены одного предмета на другой. Так что «наполнителю сайта» приходится постоянно пребывать в рабочем режиме: необходимость внести изменения в расписания иногда застает ее поздно ночью, иногда рано утром.

Свердловский мужской хоровой колледж – особое учебное заведение, и его сайт кардинально отличается от обычных школьных. Среди главных новостей превалируют не учебные, а сообщения о различных концертах, фестивалях, гастролях. Он предназначен одновременно и для внутреннего пользования, и для посторонних людей. Сайт - визитка и самого учебного заведения, и тех хоровых коллективов, которые в нем существуют. Не случайно несколько рубрик имеют перевод на английский язык («Репертуар хора», «Гастроли»). Сайт был разработан творческим коллективом дизайнеров по специальному заказу восемь лет назад. За это время он несколько раз видоизменялся. Сейчас старый сайт находится в законсервированном состоянии (выставляются только самые важные, необходимые новости), так как создается новый, опять же по спецзаказу. На обновленном сайте больше внимания будет уделено учебной стороне процесса, так того требуют представители Министерства образования Свердловской области.

Ни в гимназии № 116, ни в Свердловском мужском хоровом колледже на сайте нет электронного дневника, хотя в планах его введение предусматривается. На данный момент среди учителей распространен вариант общения и с детьми, и с родителями через СМС-сообщения (например, первоклассники хорового колледжа получают фотографию расписания, если в нем произошли какие-то изменения).

Сайты контролируются, что естественно, администрацией учебных заведений. Вышестоящие органы редко дают оценки или указания о внешнем виде и содержании школьных страничек. В учебных заведениях сайты расцениваются как удобный многофункциональный инструмент учебного процесса, а также как способ самоидентификации в школьном мире.

Подготовила Марина Романова. Фото автора

Санкт-Петербург

 Вариативность – под самоконтроль!

 Вопрос о том, нужен ли школе сайт, сегодня не стоит. И не потому, что его наличие – обязательное требование федерального законодательства. Как считает большинство руководителей образовательных учреждений, сайт нужен для того, чтобы школа была реально открытой системой.

Как рассказали специалисты Санкт-Петербургского регионального центра оценки качества образования и информационных технологий (РЦОКОиИТ), содержание школьного сайта сегодня состоит из двух компонентов – нормативного и вариативного. Можно создавать сайт, ориентируясь только на нормативные требования, а можно определить в этой деятельности собственную конкретную цель. Для одной школы эта цель связана с информационным взаимодействием вне системы и внутри ее. Другая школа хочет стать более открытой, понятной и собирается выстраивать полноценные партнерские отношения с социумом. Третья школа через сайт находит адекватные способы решения стоящих перед ней проблем, например связанных с привлечением контингента.

Нормативный компонент включает в себя необходимый содержательный минимум, который должен быть известен родителям: год создания, документы, подтверждающие легитимность образовательной деятельности, образовательные программы, возможности дополнительного образования, образовательный и квалификационный уровень педагогов, техническая оснащенность образовательного процесса, доступ к информационным ресурсам, финансово-хозяйственная составляющая.

Вариативный компонент школа формирует в зависимости от собственных целей, проявляя в нем индивидуальность. К примеру, на некоторых школьных сайтах представлены сетевые музеи истории школ, рассказы о ярких личностях – выпускниках и педагогах, о микрорайоне школы (характерно в основном для образовательных учреждений, размещенных в локальных пригородных районах). Сетевые версии музеев истории школы есть на сайтах образовательных учреждений, где такие музеи существуют в реальности, где школа, имея богатую многолетнюю историю, осознанно помещает себя в культурно-исторический контекст – контекст истории страны, города, района. Сетевые версии школьных музеев - одна из форм деятельности по поддержке традиций и сохранению памяти о людях, работавших или учившихся в школе. Обычно сетевые версии музеев имеют образовательные учреждения с богатой и многолетней историей.

В то же время история есть и у школ более «молодых», и эта история напрямую связана с сегодняшними событиями и формирующимися традициями, отраженными в текстах, фотографиях, документах, электронных версиях школьной прессы. На сайтах этого типа самое интересное – это ленты новостей, фотогалереи, новостные архивы, по которым можно наблюдать, как складываются эти традиции, формируются и накапливаются материалы, определяющие уклад школьной жизни, систему взаимоотношений между людьми.

Также есть сайты, где вариативный компонент содержания ориентирован на яркое и неформальное представление учеников и педагогов школы – через демонстрацию деятельности и популяризацию их достижений. Школьная среда на сайтах такого типа представлена как «человекоориентированная», т.е. за идеями, достижениями, событиями стоят люди. Здесь посетителя часто встречает обращение директора школы на главной странице сайта. Можно встретить странички классов, которые используются как летопись (фотографии, описание событий жизни и пр.), дают возможности для творческой самопрезентации детского коллектива, а также становятся своеобразным «органайзером» для учеников и родителей (содержат расписание, перечень учебников, список литературы для чтения и пр.). Такие сайты, как правило, имеют выходы на блоги или сайты учителей.

Петербургской школой представлены и интерактивные сайты с набором интересных идей, благодаря которым возникает пространство диалога. Это тематические форумы, в которых участвуют ученики, выпускники, педагоги и родители. Это и размещение дискуссионных материалов с возможностью комментирования и обсуждения. Сайт становится действенным воспитательным инструментом, расширяющим кругозор учеников, формирующим навыки цивилизованной дискуссии, дающим позитивный опыт содержательного сетевого общения.

Есть школы, которые активно используют возможности сайта как электронной библиотеки результатов учебно-исследовательской, творческой и проектной деятельности учеников. При этом решаются актуальные задачи, связанные с наглядной презентацией качества образования в школе: демонстрируется, чему научились дети на уроках и во внеурочной деятельности. Это обогащает образовательную среду: исследовательские, проектные и творческие работы учеников могут служить учебным, справочным материалом. Кроме того, устанавливается качественный уровень учебно-исследовательской, проектной деятельности, популяризируются достижения учащихся.

Каждый школьный сайт по-своему уникален. Общее для всех - типовые требования к содержанию, и они выполняются неукоснительно. Что касается контроля школьных сайтов, то, как поясняют специалисты РЦОКОиИТ, тут все определяется спецификой содержания. Законодательно требуемый содержательный компонент контролируется в ходе мониторингов, аккредитационной экспертизы, контрольно-надзорных процедур. В связи с Законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», вступившим в силу с 1 сентября 2012 года, теперь в контролируемый компонент включено наличие рекламы на сайте и ее соответствие возрасту.

А вот контролировать вариативный компонент школьного сайта, по мнению методистов, вряд ли стоит. Потому что при отсутствии четких критериев такой контроль превращается во вкусовщину. Продуктивнее самоконтроль, который должна осуществлять школа: не должно быть дурновкусия, «запрещенных приемов», мешающих нормальному восприятию материала, рекламы, не соответствующей статусу школы как культурно-образовательного учреждения, информация подлежит регулярному обновлению, тексты должны быть грамотными, диалоги тактичными и остроумными и т. д.

Чтобы задать тон, РЦОКОиИТ уже три года проводит фестиваль сайтов образовательных учреждений «Открытая школа». Это сетевое мероприятие, на которое районы представляют лучшие свои сайты. Разработаны критерии оценки сайтов, созданы методические рекомендации для участников и жюри. Фестиваль не конкурсное мероприятием. Его задача – выявление интересных и ярких прецедентов, популяризация продуктивных идей в области создания и наполнения школьных сайтов. По материалам работы жюри фестиваля ежегодно готовятся аналитические материалы, на основании которых школы города получают конкретные ориентиры, по которым могут сверять свою работу.

Обслуживать сайт тоже стало значительно легче. Если раньше в школе не было специалиста, готового по уровню своей квалификации выполнять работу по поддержке сайта, то сегодня существующие конструкторы сайтов позволяют создавать и наполнять сетевые ресурсы пользователям среднего уровня компетентности. Тем более в РЦОКОиИТ проводятся семинары и консультации по этой тематике. Но нужно помнить, что хороший сайт – это результат командной работы, взаимодействия взрослых и детей. Если относиться к созданию и поддержке школьного сайта как к долговременному творческому проекту, развивающемуся вместе со школой, то сайт сможет стать одним из образовательных инструментов, пространством деятельности, где дети смогут попробовать себя в разных ролях: репортеров, дизайнеров, наборщиков, корректоров, координаторов, т. е. получить полезный предпрофессиональный опыт.

Правда, как отмечают специалисты РЦОКОиИТ, пока во многих школах работа с сайтом ведется стихийно, ее выполняет один человек, который за все в ответе – и за проектирование, и за структуру, и за решение технических задач, и за содержательное наполнение, и за грамотность и корректность материалов. В идеале деятельность должна регламентироваться: создается положение о сайте учреждения, формируется команда, планируется ее деятельность, приказом определяются полномочия и ответственность участников. В школах, где осознают педагогический, развивающий потенциал работы над сайтом, активно привлекаются дети, создаются условия для того, чтобы сайт стал одним из социально-образовательных проектов. И такие примеры уже есть.

Подготовила Наталья Алексютина

Республика Татарстан

«Даже в рамках унифицированных сайтов можно творить…»

Учителя – люди творческие, креативные, привыкли критически оценивать даже успешные, казалось бы, разработки и проекты. Вот что рассказал о проекте «Электронное образование» и школьных сайтах педагог из сельской глубинки Наиль Расихович Мустафин, учитель информатики Меллятамакской основной общеобразовательной школы Муслюмовского района Республики Татарстан:

«У нас есть портал «Электронное образование в Республике Татарстан». Там заложена возможность ведения электронных журналов и дневников. Уже третий учебный год обкатывается работа на этом портале. Имеющаяся в нем электронная почта не очень-то удобна – нет адресной книги, нет уведомлений о приходе почты и т. д. В этом учебном году почти отказались от бумажных классных журналов. За месяц никак не войдем в нужную колею. Теперь о школьном сайте. Несколько лет назад чуть ли не под дулом пистолета заставили создать и наполнять сайт школы. У энтузиастов получалось получше (это, наверное, процентов 10-15), у остальных – для галочки. Но с вводом «Электронного образования» эти сайты рекомендовано забыть. И школьные сайты (а также сайты дошкольных образовательных учреждений) стали строго официальными, типовыми. Тьютор из Информационно-методического центра обучает тому, как его заполнять, что там писать и с какой периодичностью. Но разработчики не предусмотрели хранение файлов, их приходится размещать на сторонних сайтах. Поэтому ведется еще один, собственный сайт. Он не контролируется, и можно проявить разумное творчество. Администратором официального сайта в школе чаще всего назначается учитель информатики. Он несет ответственность за его наполнение новостями, нужными страницами, фотоматериалами. Выполняя всю эту работу бесплатно, в свободное личное время, часто с домашнего компьютера, учителю приходится выслушивать еще и нарекания. Самое большое раздражение вызывает зависание сайта («…ждите ответа…»), наверное, это труднее всего преодолеть. «Электронное образование в Республике Татарстан» в принципе неплохая задумка. Думаю и надеюсь, разработчики смогут учесть просьбы учителей, и сайт станет удобнее в пользовании».

Впрочем, не зря говорят: сколько людей, столько и мнений. Что думают о школьных сайтах в городских школах? Вот точка зрения на эту тему руководителей и педагогов общеобразовательных учреждений Казани и Набережных Челнов.

Наталья Петровна Маслова, директор школы № 70, Казань, руководитель школы-центра компетенции в электронном образовании:

«У нашего сайта, как и у всех, стандартный интерфейс. Помимо необходимых разделов есть дополнительные. Новости регулярно обновляются. Главная функция сайта – обеспечение информационной открытости учреждения. Посредством сайта школа информирует общественность о своей образовательной и финансовой деятельности и предоставляет необходимые сервисы для взаимодействия участников образовательного процесса. В первую очередь для родителей нынешних и будущих учеников и самих школьников. Хочется ли, чтобы наш сайт был ярким и индивидуальным? Да! Но для проектирования качественного дизайна недостаточно знания основ html-программирования, а тем более возможностей, предлагаемых бесплатными хостингами. Грамотный дизайн требует образа (художественной модели), наличия множества функций и главное – смысл, чтоб не ради галочки.

Главная проблема – отсутствие в штате школы администратора сайта. Который бы занимался только этой работой и был кровно заинтересован в результатах своего труда. Другая проблема – отсутствие интерактивности. Интерактивность (наличие сервисов для общения с посетителями) – это единственный показатель взаимодействия школы с общественностью через сайт: с помощью форумов, чатов, сервиса «Вопрос – ответ». Наверное, есть школы, где данный способ доказал свою эффективность, но я их не знаю. У наших учителей должна выработаться привычка такого общения. Только когда?

Должен ли школьный сайт быть самостоятельным от внешнего контроля? Нет. 1 января 2012 года вступил в силу приказ Минфина РФ «Об утверждении порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта». Если учреждение хочет самостоятельности, то государством предусмотрены такие варианты. Никто не запрещает создавать альтернативные сайты».

Рамзия Наримановна Зайнуллина, директор школы № 56, Набережные Челны:

«С запуском портала «Электронное образование в Республике Татарстан» школьные сайты стали унифицированными, но назвать наш сайт безликим нельзя, без творчества тут не обойтись. У нашего сайта, как и у школы - авторское лицо. Мы ведь являемся Центром компетенции «Электронного образования в Республике Татарстан» и пилотной школой Intel в республике. Кроме того, никто не запрещает создавать нам дополнительные разделы на официальном сайте.

В нашей школе нет проблемы наполнения сайта, и никогда не возникали вопросы к его администраторам. Педагоги, ответственные за сайт в нашей школе, – люди компетентные. За наполнение и обновление сайта у нас отвечает заместитель директора по учебной работе, курирующий вопросы информатизации. Технической стороной вопроса занимается учитель информатики. Материал для публикации на сайте готовится таким образом: руководители методических объединений – ответственные, после проведенных школьных, классных мероприятий отбирают материал, редактируют и передают для публикации. За официальной информацией, размещенной на сайте, осуществляется постоянный контроль.

Как говорят коллеги из других городов и регионов, некоторые опубликованные материалы могут бесследно исчезнуть. Такие же проблемы бывали и у нас три года назад на стадии апробации «Электронного образования в Республике Татарстан». Сейчас же техническими специалистами всегда оказывается быстрая и квалифицированная помощь. Зависание сайтов часто происходит в «горячее» время – в начале учебного года, когда все вводят в «Электронное образование в Республике Татарстан» учебные планы, расписания, другие документы… Но ведь вся эта документация утверждается до первого сентября, и если бы мы все делали вовремя, то проблем, возможно, не было бы. Что касается контроля, то он необходим, так как это стимулирует к заполнению сайта и постоянному обновлению информации, размещенной на нем».

Валентина Александровна Матвеева, учитель информатики лицея № 5, Казань:

«Я работаю администратором лицейского сайта с момента организации системы «Электронное образование в Республике Татарстан». Конечно, вначале были нарекания и проблемы. Однако сейчас многое изменилось. Я считаю, что официальный сайт и должен быть достаточно типовым, но при этом его посетители должны получать максимум информации не только об уникальности данной школы, но и иметь возможность ознакомиться с документами, регламентирующими деятельность школы. Мы самостоятельно добавили страницы, на которых разместили информацию о лучших учителях, о конкурсах, электронную газету на татарском языке. Эти страницы администрация школы посчитала необходимой и интересной. И в дальнейшем, если возникнет необходимость, можно будет добавлять необходимые школе новые страницы.

По редактированию материалов сайта у меня практически проблем не возникает. Страница новостей редактируется легко, можно даже вставлять новость задним числом, если по каким-либо причинам не удалось разместить ее своевременно. Информация по учебным планам, расписание, материалы по ЕГЭ, объявления и другое редактируется без проблем по инструкции. Легко создаются новые галереи, куда можно быстро загрузить много фотографий. Сайт, как правило, редактирую после уроков, информацию для размещения получаю от администрации и учителей в электронном виде, так что времени редактирование много не занимает. «Зависает» сайт достаточно редко. Возможно, благодаря тому, что лицей расположен в центре города, доступ к Интернету у нас практически без сбоев.

Есть у нас и нетиповой сайт. В нашем лицее изучается польский язык, и мы разработали сайт со страницами на польском языке. С появлением типового сайта на портале «Электронного образования…» нетиповой сайт не исчез, и его также можно использовать».

Александр Семенович Бромберг, директор школы № 49, Казань:

«При наличии некоторых недоработок школьные типовые сайты имеют целый ряд неоспоримых преимуществ. В первую очередь это простой и удобный доступ для всех желающих к достоверной информации о школе. Для выполнения этой задачи унификация программной оболочки - положительный момент. Кроме того, все пользователи портала «Электронное образование в Республике Татарстан» имеют возможность обмениваться полезной информацией, создавать профессиональные сообщества и факультативы, запрашивать и использовать в преподавании своего предмета ценную базу цифровых образовательных ресурсов, организовывать дистанционное обучение и общение со своими учениками.

С 1 сентября 2012 года в Республике Татарстан и в Казани произошел переход на электронные журналы. Подписка на смс-рассылки позволяет родителям оперативно узнавать об учебных результатах своих детей. Учителя уже не выполняют двойную работу по заполнению электронного и бумажного журналов. В этой ситуации важно не повернуть назад, а продолжить совершенствование избранных механизмов и наращивание их возможностей: исключить вероятность технических сбоев в доступе к сети, укрепить кадровые ресурсы школ введением штатной должности системного администратора, наращивать программные ресурсы (электронная запись и перемещение учащихся, кадровый менеджмент и т. д.). Хочется надеяться, что предложения учителей и директоров школ по проекту «Электронного образования» будут учтены».

От автора. В целом опрос педагогов показал: в регионе неразрешимых проблем со школьными сайтами нет. Есть лишь некоторые вопросы, которые нужно обсудить и снять. Типовой сайт не значит плохой, и даже в рамках унифицированных сайтов можно проявлять творчество, изобретательность, индивидуальность. В республике никто не запрещает создавать школам дополнительные страницы на типовых сайтах. Параллельно с унифицированными могут существовать и альтернативные сайты, созданные не за счет бюджета Министерства образования и науки, а за счет финансирования из других источников. Главное – сайты должны быть полезными для родителей нынешних и будущих учеников, самих школьников и их учителей.

Подготовил Ильдар Закиров. Фото автора и из архивов педагогов

Внимание! Материал о ситуации со школьными сайтами в Москве ( "Сайты московских школ причесали под общую гребенку ради галочки и отчетности, но никак не ради помощи школам в ее информационной составляющей") читайте, пожалуйста, в рубрике "Взгляд"  http://www.ug.ru/insight/279