Сегодня особенно важно повысить качество образования в соответствии с современными вызовами. Но как это сделать, какими средствами можно этого добиться? Этим проблемам была посвящена первая Международная конференция «Инженерная культура: от школы к производству», которая прошла в Национальном исследовательском технологическом университете «МИСиС». На ней шла речь об эффективном использовании робототехники при изучении технологий естественных наук в школе. Глобальная конкуренция заставляет всех искать инновационные технологии, чтобы выпускать не только конкурентоспособную продукцию, но при этом не нанести вреда ни человеку, ни природе. Но прежде всего для этого необходимо готовить кадры. Причем со школьной скамьи. Об этом говорили выступавшие на пленарном заседании форума.

Инженер начинается в школе. Ольга Ломбас, директор компании «Образовательные решения Lego в России, Украине и СНГ», подчеркнула, что современный инженер должен обладать огромным количеством знаний. Однако во всем мире квалифицированный, креативный инженер все более востребован, и тем не менее эта профессия в своем современном варианте становится редкой. Инженерные кадры стареют. В России также имеется большое количество вакантных мест, в том числе в таких отраслях, как машиностроение, станкостроение, химическая, космическая промышленность. Однако желающих занять эти места все меньше и меньше. В технические вузы поступают 1-2% выпускников школ. А те, кто оканчивают технический вуз, часто идут работать не по специальности.

Продукция фабрики Lego развивает мышление ребенка в техническом направлении, позволяет ему освоить навыки, которые необходимы в этой профессии. При этом охватывает все ступени образования: от детского сада до вуза. Дошкольники, собирая детали и домики, машины, развивают мелкую моторику, память, внимание. Наборы для детей 5-6 лет позволяют им получить элементарное представление о науке и технике. Уже в этом возрасте они прикасаются к исследовательской работе. И это остается с ними на всю жизнь.

А школьники занимаются робототехникой. В младших классах это увлечение помогает ребятам устанавливать причинно-следственные связи, представлять алгоритмы работы машин, анализировать результаты. В старших классах ученики уже строят трехмерные модели по чертежам. При этом у детей развивается логическое мышление.

10-11-е классы - это уже продвинутый уровень. Здесь подростки могут создавать роботов не только в соответствии с предложенной схемой, но и сконструировать, изобрести своего собственного робота. Они знакомятся с действиями датчиков и моторов, постигают основы программирования, сами программируют робота и готовят его к соревнованиям. Технологические наборы «Lego» помогают в изучении основных принципов физики. Таким образом, уже в школе подростки тренируют ум, пополняют технические знания и вырабатывают техническую смекалку, приобретают способность генерировать идеи. Ведь инженер должен быть одновременно и физиком, и математиком, и иметь представление о том, как техника влияет на окружающую среду, то есть быть ответственным за экологию. Именно такой инженер должен возглавить технический прогресс, направленный на решение насущных задач и не наносящий ущерба природе.

Ольга Ломбас подчеркнула: «Мы видим, что в школах, где активно используются образовательные решения Lego, выше результаты ЕГЭ и процент поступления выпускников в вузы, больше побед на областных и федеральных олимпиадах. Многие педагоги в целом отмечают позитивное влияние наших методик на формирование обстановки сотрудничества и взаимопонимания, нацеленности на успех».

Григорий Уваров, председатель совета директоров производственно-консультационной группы «Развитие образовательных систем», Москва, сообщил, что уже несколько лет Lego является приоритетной технологией в техническом образовании. Была создана лаборатория, где учитель знакомится с методами и программами. В итоге и ученик, и педагог получили другой уровень развития. Кстати, нынешние дети быстрее взрослых схватывают современные технологии.

Во второй части конференции состоялись семинары на тему «Организация подготовки специалистов инженерных специальностей на основе LEGO-технологий - особенности, возможности, результаты» под руководством доктора философии (PhD) Итона Донахи, Техасский университет, США, а также мастер-классы. Например, Лидия Белиовская, кандидат физико-математических наук, учитель лицея №1557, эксперт ЕГЭ по информатике, лауреат премии города Москвы по организации исследовательской работы со школьниками, победитель конкурса лучших учителей РФ, тренер школьной сборной России по робототехнике, провела семинар «Система LEGO MINDSTORMS Education в современном физическом эксперименте». На нем учителя ознакомились с основными возможностями системы LEGO MINDSTORMS Education при организации и проведении экспериментов в предметной области, постановкой демонстрационного эксперимента, практикой проведения лабораторного эксперимента с компьютерной обработкой результатов.

Необходимость подобных проектов в современном мире легко осознать, если посмотреть на человека как на главный ресурс развития общества и экономики в эпоху развитых технологий. Обучение детей естественным наукам в процессе игры и техническое творчество способствуют воспитанию активных, увлеченных своим делом, самодостаточных людей нового типа, что соответствует задачам модернизации образования и требованиям новых федеральных государственных образовательных стандартов.

Фото предоставлено организаторами конференции