С одной стороны, электронные дневники и журналы - это вроде бы очень удобно: приходит родитель домой, садится за компьютер и проверяет дневник, который уже не спрячешь и не потеряешь, листики из него не вырвешь и оценки не исправишь. И для учителей благо: можно в любой момент внести необходимую информацию, назначить домашнее задание, оставить сообщение для родителей ученика, посмотреть статистику успеваемости по каждому ребенку и по классу в целом. Конечно же, электронные дневники и журналы значительно упрощают учет информации. Как уверяют разработчики, «электронный журнал – прекрасный шанс для школы шагнуть в процесс информатизации, к соответствию требованиям по ИКТ для образовательных учреждений».

Звучит просто замечательно, не так ли? Ведь это приоритетное направление – модернизация образования, в том числе его технической стороны, это та тема, которая всплывает едва ли не на каждом педсовете. А тут – вот оно, возьмите и пользуйтесь, актуально и удобно, а еще это позволяет поставить себя в ряд передовых школ.

Но, прекрасно понимая все положительные стороны данного проекта, я все же настроена решительно против.

Нет, я не буду много говорить про пресловутую занятость учителей, про их собственные забытые из-за почти круглосуточной работы семьи, про то, что далеко не все с компьютером на «ты», и для кого-то простая операция превращается в затяжной кошмар. К примеру, в нашей школе данный проект пока забуксовал на стадии сбора информации, а именно: предоставления списков детей по классам в формате программы Excel. Много уже сказано о необходимости ввести в штат учителей администратора, который и занимался бы всеми этими операциями. Но зачем брать кого-то еще, если все можно взвалить на плечи педагогов, благо, что они все стерпят?

Еще один аспект: Интернет распространен далеко не повсеместно, особенно это касается сельских школ, поэтому фраза «Родители будут иметь возможность ежедневно проверять электронный дневник и видеть все текущие изменения» в лучшем случае вызывает лишь ироническую улыбку.

Я хочу сказать о других причинах, которые, может быть, не столь очевидны, но именно из-за них лично мне никак не удается примириться с введением электронных дневников и журналов.

Начну с того, что помимо своей прямой функции электронный дневник является еще и средством прямого (практически онлайн) общения педагога и родителей учеников. Разработчики намекают, что это позволит в будущем сократить время на проведение длительных и порой совершенно неплодотворных родительских собраний. Согласна, гораздо лучше поговорить с родителями провинившихся школьников с глазу на глаз, нежели заставлять всех остальных присутствующих в течение полутора часов выслушивать учительские жалобы на чьих-то нерадивых потомков. Это, в конце концов, гораздо корректнее. Когда я училась в школе, моя мама посетила два собрания, после чего наотрез отказалась на них ходить. Объяснила она это очень просто: классная руководительница говорила только о том, у кого сколько двоек и кто разбил стекло в библиотеке. О тех же, кто учился хорошо, - ни слова. А ведь родителям так важно, чтобы педагог похвалил их ребенка при всех!

Однако сейчас, с введением электронных дневников, родители и педагоги вообще не видят друг друга. Они видят лишь записи в дневнике. То есть весьма остро возникает проблема обезличивания. И так плохая явка родителей на собрания, слабое участие их в общешкольных делах и нежелание посетить какие-либо коллективные мероприятия стали серьезной проблемой, а с переходом на «общение онлайн» у них и вовсе отпадет охота идти в школу. При нынешнем безумном темпе жизни даже ответственные родители с трудом выкраивают время для того, чтобы прийти к учителям своего ребенка.

Хочу напомнить, что электронные дневники становятся все более универсальными и уже не являются просто электронной версией обычного бумажного дневника. В настоящее время электронные дневники позволяют ученикам общаться между собой. И тут разработчики в очередной раз поразили меня фразой: «С учетом того, что большая часть школьников проводит значительное время в Интернете, наличие чата в электронном дневнике позволит проводить время и с пользой, и с удовольствием».

О да, без сомнения, едва ли не единственное, что делают многие современные дети с удовольствием, это проводят время за компьютером. Уважаемые коллеги, вспомните, что так раздражает вас во время урока, когда вы вдохновенно вещаете о подвиге Данко или Семилетней войне, о законе Ома или экологии беспозвоночных? Да, это они, телефоны, спрятанные где-то под учебниками и пеналами, и глаза, устремленные на экраны гаджетов. Одни играют во всевозможные игрушки, другие сидят ВКонтакте, в «Одноклассниках», в «Агенте» и прочих сетях, третьи пытаются слушать музыку, четвертые набирают СМС подруге, сидящей через парту.

Это стало уже просто каким-то бедствием нашего времени. Прежние поколения передавали друг другу записки под партой, а после уроков встречались для того, чтобы отправиться вместе гулять. Нынешние подростки все больше предпочитают общаться, не выходя из сети. А теперь давайте дадим им электронные дневники с чатами. Чтобы их родителям еще сложнее было выпроводить своих чад на прогулку. Кстати, это ведь не какой-нибудь «Агент», это все-таки дневник! – скажет ребенок маме. И что тут возразишь? Или создатели дневников всерьез думают, что учащиеся будут обсуждать в чатах варианты решения домашнего задания? Другими словами, мы хотим вытащить наших детей из социальных сетей, но в то же время предлагаем им еще одну.

Нельзя не отметить, что ведение дневника, как и наличие школьной формы, дисциплинирует ученика, заставляет быть чуть более ответственным. Это ведь своего рода ученический документ, который ребенок должен вести по определенным правилам, не забывая заполнять графы, предназначенные для расписания уроков, внимательно слушать, что задано на дом, чтобы не ошибиться в номере параграфа и упражнения. Это один из множества элементов подготовки школьника к взрослой жизни, полной разнообразных документов и обязанностей, о которых забывать себе дороже. При наличии же электронного дневника задачи учащегося значительно упрощаются. Только благо ли несет с собой это упрощение?

Напоследок не могу обойти и проблему здоровья. В школе мы об этом только и говорим, добавили третий час для занятий физкультурой, проводим диспансеризации. Но все идет к тому, что процент людей, носящих очки (как детей, так и взрослых!), не только не уменьшится со временем, но станет буквально катастрофически высоким. Множество учеников и учителей теряют зрение вовсе не из-за наследственности или перенесенных заболеваний, а по причине банального перенапряжения глаз, возникающего в основном по вине всевозможной техники, от телевизора до компьютера. И это пугает больше всего.

…Я не отношусь к тому типу людей, которые воспринимают все нововведения в штыки. И не отрицаю полезности большинства этих самых нововведений. Но когда я начинаю задумываться о некоторых не видных с первого взгляда моментах, мне становится страшно за будущее наших детей. И именно потому, что моменты эти никто не хочет обсуждать, считая их несущественными и нелепыми. А зря, ведь большие проблемы складываются из маленьких, незаметных и, казалось бы, совершенно незначительных.

Фото Ольги Максимович