В школе №2 поселка Крестцы Крестецкого района Новгородской области всего один 11-й класс, но он полон ярких «звездочек». Катя ТУЛИНА и Саша АСТАХОВА, например, в прошлом году выступали со своими докладами на Всероссийском конкурсе исследовательских работ имени Д.И.Менделеева в Москве – Катя прошла в финал этого престижного конкурса, а Саша заняла на нем второе место. Предмет исследований старшеклассниц – уменьшение численности бобров, глухарей и лосей, некогда в изобилии обитавших на территории Крестецкого района. «Я занималась этим исследованием с 9-го класса, то есть три года, – вспоминает Саша Астахова. – Работа очень интересная, но трудная. Чтобы понаблюдать, например, в природе за глухарем, тем более сфотографировать его, нужно приложить немало усилий – это птица очень пугливая. Это во время пения она ничего не слышит, а вообще у глухаря очень чуткий слух».

Вы, конечно, думаете, что эти выпускницы планируют поступать на биологический факультет вуза или изучать экологию? Нет, Катины мечты связаны с медицинским факультетом Новгородского государственного университета, а Саша говорит, что хочет поступить в университет Санкт-Петербурга на специальность, никак не связанную с биологией: «Эта исследовательская работа по экологии была скорее для моего развития, для кругозора. Думаю, что в университете я тоже продолжу заниматься чем-нибудь в той же области».

Александра ЛАШИНА заканчивает 11-й класс Печорской лингвистической гимназии в городе Печоры Псковской области. Но поступать девушка планирует не в псковский вуз и даже не в петербургский – она поедет учиться в город Тарту соседней Эстонии.

«Я буду учиться в Тартуском университете, - рассказывает Саша. – Планирую учиться на факультете эстонской и финно-угорской филологии для иноязычных, то есть буду изучать эстонский язык и языки финно-угорской группы. Мне бы хотелось, конечно, после окончания этого вуза вернуться в Россию, но на данный момент я не могу точно сказать, потому что все может измениться. Я отличница и медалистка. В Тартуском университете будет учтена моя медаль, а вот победы в олимпиадах – нет, так как я не являюсь гражданкой Эстонии. Результаты российского ЕГЭ принимают в Тартуском университете. Я буду поступать при помощи специальной программы «Соплеменники», мне будет оплачено обучение и оказана финансовая помощь для проживания на территории страны. В нынешнем году в нашем выпускном классе девять человек. Большинство будут учиться в псковских вузах, изучать юриспруденцию, таможенное дело, социологию, филологию, психологию, финансы и кредит. Один человек пойдет на иняз, на английский факультет. Один мальчик поедет поступать в Великий Новгород в медицинский колледж. И кроме меня еще одна девочка будет поступать в Тартуский университет на факультет туризма. Хотя я усиленно готовлюсь к поступлению в вуз, у меня хватает времени и на хобби. Я с детства занимаюсь в воскресной школе, пою в хоре. Потом, мне нравится заниматься просто так, для себя, математикой. Мне для поступления в Тартуский университет нужно только два предмета сдать - английский язык и один предмет по выбору. Но я буду сдавать еще дополнительно обществознание и литературу на ЕГЭ. Тоже просто так, для себя. А еще я увлекаюсь педагогикой».

Маша КУДРЯКОВА из 11-го класса школы №14 Великого Новгорода будет поступать на экономический факультет, скорее всего, в Новгородский государственный университет. «Или в Санкт-Петербург, - сомневается Маша. – Я еще не решила. Готовлюсь сдавать нужные для поступления экзамены, но к ним по собственному желанию добавила ЕГЭ по английскому языку. Просто хочется для самой себя проверить свои знания. Хожу заниматься с репетитором по английскому языку в воскресенье, очень не хочется рано вставать и тратить на учебу единственный выходной, но что делать…»

Выбор выпускников «Гимназии №3» Великого Новгорода объясняет заместитель директора Татьяна Михайловна КОТИХИНА: «Из 20 выпускников у нас 10 человек собрались поступать в медицинский институт, входящий в состав Новгородского государственного университета. Дело в том, что в нынешнем году у нас только один 11-й класс, по профилю естественно-математический, а это значит, что в нем учились дети, углубленно изучавшие биологию, химию, математику и естествознание. Из оставшейся половины этого класса одна девочка мечтает быть фармацевтом, поедет учиться в Санкт-Петербург, другие выбрали НовГУ и будут изучать прикладную химию, химтехнологии неорганических веществ, психологию, вычислительную технику, юриспруденцию, экономику и изобразительное искусство. Приоритетный выбор наших выпускников – это, наверное, уже традиция. Фактически во всех новгородских поликлиниках работают наши бывшие ученики, которые получили после школы высшее образование в Санкт-Петербурге, Великом Новгороде, Москве. В прошлом году у нас был выпускной класс с другим, гуманитарным профилем, ребята углубленно изучали английский и русский языки, литературу. У тех ребят был выбор после школы другой: они шли преимущественно на юридический, филологический, исторический факультеты и архивное дело. А вот «чистый» английский сейчас меньше пользуется спросом. Видимо, после окончания обычного иняза меньше возможностей найти себе работу, поэтому ребята вместе с английским языком в вузе изучают, например, психологию».

Олеся ЛОПУХОВА, «Гимназия №3», Великий Новгород – именно об этой выпускнице, золотой медалистке, завуч Татьяна Котихина сообщила, что она хочет быть фармацевтом. «Я буду поступать в Питер, в Химико-фармацевтическую академию, - уточняет Олеся. – Правда, в нашей семье нет фармацевтов. Родители у меня частные предприниматели. Я вообще только недавно начала задумываться, кем я хочу быть. Профиль класса, наверное, мой выбор во многом определил. Среди моих сверстников профессия фармацевта не самая популярная, у нас только один мальчик из класса тоже собирается быть фармацевтом. Но многие хотят на медицинский. Мне кажется, это не то что модно, а подростки стремятся лечить кого-то, помогать людям».

Даша ФИНОГЕНОВА - одноклассница Олеси и тоже золотая медалистка. «Я в медицинский хочу, но пока не определилась, в каком городе, - размышляет Даша. – Я давно думала, что буду врачом, да и профиль класса у нас естественно-математический. Думаю, что буду хирургом, но не знаю еще. Больше хочется поехать в Санкт-Петербург поступать. Почему? Город интересный».

Вот такой он, выпускник 2012 года – по собственному желанию в воскресенье готовится к ЕГЭ, не нужному для поступления, считает просто так, для удовольствия примеры по математике, успевает заботиться об экологии родного края и даже петь в церковном хоре - - и все это в драгоценные деньки, которые более рациональные люди потратили бы на подготовку к поступлению в вуз. И мне лично это очень нравится, ведь именно нерасчетливые люди делают открытия и рождают шедевры… Обидно только одно – когда я проводила для этого обзора массовый опрос, самой непопулярной профессией часть выпускников назвала профессию учителя. «Нет, у нас никто не хочет быть учителем… Причина? Наверное, маленькие зарплаты, да и потом мы видим, как наши учителя надрываются, поэтому никто себе такого не захочет, я думаю» - вот бесхитростное и искреннее мнение одной из выпускниц. Изменится ли оно когда-нибудь?

ЭТО ЛЮБОПЫТНО

По прошлогодним данным приемной комиссии Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, у старших товарищей сегодняшних выпускников наиболее популярными являлись следующие специальности:

Гуманитарный институт НовГУ:

«История» - 7,2; 178 (здесь и далее приводятся два параметра: конкурс и проходной балл из 300 максимально возможных баллов);

«Юриспруденция» - 8,8; 196;

«Журналистика» - 2,3; 200;

«Перевод и переводоведение – английский язык» - 6,75; 222;

Институт экономики и управления НовГУ:

«Финансы и кредит» - 25,3; 207;

«Государственное и муниципальное управление» - 29,2; 194;

«Управление персоналом» - 28,5; 189;

Институт медицинского образования НовГУ:

«Стоматология» - 8,3; 208;

Институт непрерывного педагогического образования НовГУ:

«Психология» - 7,1; 164;

Институт сельского хозяйства и природных ресурсов НовГУ:

«Биология» - 5,7; 111;

«Экология» - 5,2; 120;

Политехнический институт НовГУ:

«Промышленное и гражданское строительство» - 5,9; 164;

«Графический дизайн» - 3,3; 267;

«Архитектура» - 3,7; 268;

«Дизайн архитектурной среды» - 4,2; 273;

Институт электронных и информационных систем НовГУ:

«Прикладная математика и информатика» - 4,6; 119.

Фото автора