- Андрей Николаевич, знаю интересную цифру - по довузовским программам в ДВФУ ежегодно обучается более 7000 учащихся.

- Действительно так. Причем, начиная от детей, посещающих Центр развития ребенка, и заканчивая студентами колледжей. Тоже приведу цифру - от 75 до 90 процентов абитуриентов, ежегодно поступающих в ДВФУ, проходят подготовку по программам, курируемым нашим Департаментом.

- А какие учреждения входят в состав департамента сейчас?

- Центр развития ребенка - детский сад ДВФУ, Гуманитарно-экономический колледж, Политехнический лицей ДВФУ, Евро-Азиатский лицей ДВФУ, университетский комплекс «Гимназия-колледж», лицей информационных технологий, хореографическое училище, гимназия ДВФУ, профессиональный колледж, подготовительное отделение, Владивостокский центр мониторинга качества образования, отдел профориентации и организации набора студентов, который сотрудничает с более 50 общеобразовательными учреждениями Приморского края, а также осуществляет контакты со школами Сахалинской и Амурской областей, Республик Саха (Якутия) и Тыва, Камчатского, Забайкальского и Хабаровского краев.

- Какую цель имеют программы довузовской подготовки?

- При разработке образовательной программы обязательным требованием является ее преемственность и интегрированность с последующим образовательным уровнем. Например, программы полной средней школы интегрированы с программами начального профессионального образования, а программы среднего профессионального уровня - с программами первых двух курсов высшего профессионального образования.

Большое внимание уделяется многочисленным краткосрочным программам. Это подготовительные курсы, мастер-классы, малые академии, летние учебно-оздоровительные лагеря для школьников, городские и краевые предметные олимпиады, научно-образовательные программы. ДВФУ проводит конкурсы профессионального мастерства, выставки технического творчества, организует профильную и предпрофильную подготовку школьников, например, участвует в создании профильных классов.

Высококвалифицированные университетские преподаватели ведут обучение по курсам различных ступеней, привлекают учащихся и студентов к научной деятельности.

- Как, по вашему мнению, можно привлечь в вуз способных студентов?

- Использовать самый широкий спектр возможностей. Например, проведение научно-практических конференций, как школьников, так и учителей, посвященных актуальным проблемам современного образования. Многие подобные проекты стали у нас долгосрочными. В частности, опыт проведения краевых научно-практических конференций школьников «Путь к успеху», «Творческая молодежь – потенциал российской науки», «Я – гражданин России», «Моя страна – моя Россия» насчитывает от 5 до 10 лет.

Большая роль у нас отводится профориентационной работе. Разработаны программы по профессиональной ориентации учащихся, от дошкольников до выпускников школ. В Дальневосточном Федеральном округе в профориентационные мероприятия ежегодно вовлекаются около 10000 учащихся и более 4000 родителей. В традиционных «Днях открытых дверей» в округе участвуют более 7000 учащихся и 2500 их родителей.

При участии ДВФУ проводятся предметные городские, краевые, а также многочисленные заочные олимпиады для старшеклассников. ДВФУ проводит мониторинг качества образования и готовность учащихся к сдаче ЕГЭ в Приморском крае.

Для привлечения абитуриентов, имеющих высокий проходной балл при сдаче ЕГЭ, победителей олимпиад из всех регионов России и иностранных студентов разработано положение о конкурсе среди абитуриентов на оплату проезда к месту учебы и назначение на повышенную стипендию при условии зачисления в ДВФУ. Сотни первокурсников уже стали победителями данного конкурса.

Эффективна работа университетского Call-Center. За неполных 3 летних месяца 2011 года воспользовались бесплатным звонком на единый телефон приемной комиссии 8(800) 5550888 более 22,5 тысяч абитуриентов и их родителей.

- Как конкретно ваш департамент взаимодействует с образовательными учреждениями?

- Более 12 лет университет организует образовательные летние и зимние лагеря. Ведущие преподаватели вуза проводят мастер-классы для учителей по всем общеобразовательным предметам, нацеленные на подготовку школьников к поступлению в университет. Ежегодно более двухсот учителей участвуют в таких мастер-классах.

Широко используются зарубежные связи. Например, при участии Корейского образовательного центра проводится Олимпиада по корейскому языку для учащихся школ Приморского края.

- Если вам известна такая информация - каковы методы отслеживания лучших выпускников школ за рубежом?
- Признанные мировые лидеры в области мониторинга - вашингтонский Джорджтаунский центр по вопросам образования и рабочей силы и Национальный Центр Статистики Образования США - c 1960-х годов отслеживают лучших выпускников школ. В большинстве случаевэто мониторинг устройства выпускников в престижные фирмы и компании, а также размеров их заработной платы.

В России в 2011 году был разработан проект документа «Комплексная методика мониторинга трудоустройства выпускников образовательных учреждений профессионального образования» в соответствии с Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 годы.

На мой взгляд, недостаток обеих систем в том, что ни одна из них не дает целостного представления о том, как проходит поэтапное становление специалиста в рамках программы «школа-вуз», насколько успешны выпускники довузовских программ в вузе.

В начале 2000-х годов в нашем университете была выстроена система «успешный выпускник - успешный студент», которая включает мониторинг по следующим параметрам: поступление выпускников довузовских программ на профильные специальности, участие в грантовых программах, социальных проектах, в конференциях различного уровня организации, от муниципального до международного, в конкурсах на присуждение премий (от губернаторской до президентской). Следующим шагом было создание Регионального центра мониторинга рынка труда и сопровождения карьеры выпускников. Еще на стадии обучения в университете выпускники довузовских программ получают возможность побывать на практике на престижных предприятиях Приморского края, пройдя конкурсный отбор по предъявляемым работодателем требованиям. По результатам прохождения практики (стажировки) предприятие может внести студента в кадровый резерв, предложить тему для дипломного исследования и, возможно, пригласить на работу.

К СВЕДЕНИЮ

Как в ДВФУ появился Департамент довузовского образования и организации набора студентов

В 1992 году в вузе (тогда он назывался Дальневосточный государственный университет) было организовано первое учебное подразделение, реализующее программы довузовского образования. До 1999 года в ДВГУ был накоплен богатый опыт сотрудничества с общеобразовательными учреждениями. В 1999 году по инициативе руководства вуза и Управления народного образования (ныне Департамент образования и науки) Приморского края был учрежден университетский образовательный округ. До 2010 года в образовательный округ ДВГУ входило 50 учебных заведения города и края среднего (полного) общего образования, образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования, учреждения дополнительного образования учащихся и другие образовательные учреждения, как государственные, так и негосударственные. В 2011 году после создания ДВФУ путем объединения четырех ведущих вузов Приморского края возникла необходимость создания единой структуры, которая отвечала бы за координацию и контроль образовательной деятельности подразделений университета, реализующих довузовские программы. Таким образом появился Департамент довузовского образования и организации набора студентов.

ЭТО ФАКТ!

Из учебных заведений ДВФУ, реализующих программы среднего полного образования, выпущено около 100 золотых и 160 серебряных медалистов. За 2009-2011 годы выпускники системы учреждений департамента довузовского образования показали лучшие результаты при сдаче ЕГЭ среди учебных учреждений Приморского края по обязательным предметам и по подавляющему большинству экзаменов по выбору.

Более 70% выпускников довузовских программ оканчивают ДВФУ с отличием. Более 50% выпускников довузовских программ получают возможность трудоустроиться в крупные компании, а до 25 % - возможность совершенствовать знания, навыки и умения за рубежом - в КНР, Республике Корея, Японии, США и других странах Азиатско-Тихоокеанского региона.

В 2012 году совместно ДВФУ совместно с Всероссийским детским центром «Океан» впервые осуществил проект под названием «Российский интеллект», участниками которого стали 250 старшеклассников из 22 субъектов Российской Федерации – победители и призеры региональных этапов Всероссийской олимпиады школьников. В университете постоянно ведется работа с представителями 25 субъектов РФ - участниками тематических смен в ВДЦ «Океан». Участники таких смен, поступившие в вуз, как правило, становятся лауреатами президентской и правительственной стипендий, стипендиатами Фонда Потанина, Оксфордского Российского Фонда, губернатора Приморского края или грантополучателями, вливаясь в студенческую элиту.

Фото автора