Прецедентными называют тексты, значимые для той или иной личности в познавательном и эмоциональном отношениях, имеющие сверхличностный характер, т. е. хорошо известные и окружению данной личности, включая и предшественников и современников (по Ю.Караулову).

К прецедентным текстам относятся не только цитаты из художественных текстов, отвечающие требованиям, но и мифы, предания, устно-поэтические произведения, притчи, легенды, сказки, анекдоты и т. п. Прецедентным текстом может быть и имя собственное.

Прецедентные тексты активно используются всеми носителями данного языка и данной культуры, но далеко не все из них достаточно точно и адекватно понимают их. Иногда мы понимаем значение, даже если не читали исходный  текст, откуда взято выражение.

Владимир Елистратов, профессор МГУ, считает:  «У любого народа существуют свои сакральные тексты. «Махабхарата» и «Бхагавадгита» есть у индусов, дальше по списку. У нас есть русская классическая литература, это та скрепа, которая соединяет поколения. Любой человек в России знает «Мой дядя самых честных правил», даже если он не может продолжить. Так же, как

любой американец знает одну строчку из национального гимна и одну строчку из конституции. Нас соединяет именно то, что мы знаем эти отдельно взятые строчки».

            Судя по тому, как было выполнено это задание, нас (пока еще!) многое объединяет.

            Приводим текст задания:

Какие крылатые выражения (фразеологизмы, часто повторяемые цитаты из литературных произведений, кинофильмов, анекдотов и т.п.) послужили основой для преобразованных из них следующих предложений?

1) Рожденный ползать, куда ты лезешь?

2) Ей жить хотелось бы иначе, носить бы красивый наряд, а кони все скачут и скачут, а избы горят и горят.

3) Хороший английский до Кембриджа доведет.

4) И один в поле воин.

5) Ученье свет, а неученых тьма.

6) Кляча истории, куда везешь ты, дай ответ!

7) Князь Юрий Близорукий.

8) Партитуры не горят.

9) Не хочу учиться, учиться и учиться.

10) Служить бы рад, прислуживаться тоже.

(задание Милославского И.Г.)

Дадим 2 комментария: во-первых, не стоит относиться к этому заданию как к «не имеющему отношения к ЕГЭ». Да, именно такой формулировки нет (а жаль, мне кажется). Но задание А30, например,  требует определения лексического значения слова, проверяет знание деления лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами, а задание В8 – требует анализа средств выразительности.

Во-вторых, прецедентные тексты объединяют поколения, важно чувствовать свою причастность культуре.  

Разгадывать эти литературные   загадки было интересно, мы увидели, как известные выражения «переплавлялись» в новые уникальные произведения. Многие хорошо справились с заданием:

Гармс Екатерина (г.Омск), Попова Юлия (г.Томск),  Андриенко Артем (г.Крымск), Зуевская Анна (г.Мурманск), Чекменев Кирилл (Орудьево), Деревенских Антонида (Евгащево), Царев Евгений (Булгаково), Даничева Дарья (Конышевка), Екатерина М. (Санкт-Петербург).

 Екатерина М (Санкт-Петербург) дала очень подробные комментарии. Приводим ее работу с небольшими изменениями и дополнениями:

 

1)Рожденный ползать, куда ты лезешь?

Рождённый ползать — летать не может (Максим Горький «Песня о Соколе»)

Способности у всех разные, закладываются природой, «выше головы не прыгнешь». Гениальность, талант даны не всем, не все могут «летать».

2) Ей жить хотелось бы иначе, носить бы красивый наряд, а кони все скачут и скачут, а избы горят и горят. 

 

Может быть, автор хотел сказать, что женщине хотелось бы побыть слабой, подумать о себе, удовлетворении своих желаний, но у неё столько обязанностей, проблем, на ней ответственность за дом, семью, детей, близких, при этом необходимость работать и т.д. (а кони все скачут и скачут, а избы горят и горят).

В игре ее конный не словит,

В беде — не сробеет, — спасет:

Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдет!

(И. А. Некрасов «Мороз, Красный нос»)

«Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет» - о русской женщине, сильной духовно и физически, решительной, отважной.

Эти строчки переосмысливает и поэт 20 века Наум Коржавин:

...Столетье промчалось. И снова,

Как в тот незапамятный год -

Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдет.

Ей жить бы хотелось иначе,

Носить драгоценный наряд...

Но кони - всё скачут и скачут.

А избы - горят и горят.

 

3)Хороший английский до Кембриджа доведет.

 

Язык до Киева доведёт. (Пословица.)

 

Историк Ключевский О.В.  в своем «Курсе русской истории» указывает, что «эта народная поговорка значит не то, что неведома дорога к Киеву, а то, что везде всякий укажет вам туда дорогу, потому что по всем дорогам идут люди в Киев; она говорит то же, что средневековая западная поговорка: все дороги ведут в Рим». (http://dslov.narod.ru/pos/p83)

 

4) И один в поле воин.

Важно мнение каждого, нужно бороться, отстаивая его; роль личности в истории.

 

Один в поле не воин – пословица. В одиночку сложно что-то сделать, сила – в коллективе.

 

Гончаров в статье «Мильон терзаний»: «один в поле не воин, даже если он Чацкий».

 

5) Ученье свет, а неученых тьма.

 

Учение – свет, а неучение – тьма. (Пословица.)

 

О пользе знаний, образования, которое открывает новые возможности, противопоставляется  «неучению» как тупиковому пути.

 

— Вот, Егор Иваныч, что значит ученье: ученье свет, а неученье тьма. (Салтыков-Щедрин, «Орел-меценат».)

 

6) Кляча истории, куда везешь ты, дай ответ!

 

Разворачивайтесь в марше!
Словесной не место кляузе.
Тише, ораторы!
Ваше 
слово,
товарищ маузер.
Довольно жить законом,
данным Адамом и Евой.
Клячу историю загоним,
Левой!
Левой!
Левой!

 

Вл. Маяковский,  «Левый марш».

Здесь угадываем и строки Н.В.Гоголя: 

Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная Богом!.. Русь, куда ж несешься ты? дай ответ.

 

7) Князь Юрий Близорукий.

Не видит то, что происходит перед носом, искажённое Юрий Долгорукий.

 

8) Партитуры не горят.

 

«Партитуры не горят» - так называется цикл передач, в которых рассказывается  о жизни и творчестве композиторов. Автор и ведущий Артем Варгафтик

Конечно, явная перекличка с известным выражением «рукописи не горят».

Из романа (гл. 24 «Извлечение мастера») «Мастер и Маргарита» (1928- 1940) Михаила Афанасьевича Булгакова (1891 - 1940). Воланд заинтересовался романом о Понтии Пилате:

- Дайте-ка посмотреть, - Воланд протянул руку ладонью кверху.

- Я, к сожалению, не могу этого сделать, - ответил мастер, - потому что я сжег его в печке.

- Простите, не поверю, - ответил Воланд, - этого быть не может. Рукописи не горят. - Он повернулся к Бегемоту и сказал:

- Ну-ка, Бегемот, дай сюда роман.

Кот моментально вскочил со стула, и все увидели, что он сидел на толстой пачке рукописей.

Хорошие литературные произведения, написанные талантливыми авторами, не погибнут и станут известны. Настоящее искусство завоюет себе признание.

 

9) Не хочу учиться, учиться и учиться.

 

«Не хочу учиться, хочу жениться» - слова Митрофанушки из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

 

Глупость, примитивность желаний, непонимание ценности образования, апатия к событиям жизни.

 

«Заветы Ильича»:

«…находят в себе столько характера и силы воли, чтобы учиться, учиться и учиться и вырабатывать из себя сознательных социал-демократов, «рабочую интеллигенцию»…

«…во-первых — учиться, во-вторых — учиться и в-третьих — учиться…»

Необходимость получения образования, первостепенная задача каждого человека – учиться.

 

 10)Служить бы рад, прислуживаться тоже.

«Служить бы рад, прислуживаться тошно» - слова Чацкого из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Честная работа, служба на благо Отечества - исполнение своих обязанностей, честность, неподкупность,  «прислуживаться тошно» - нежелание прогибаться под начальство, выслуживаться, исполнять чужие прихоти,  быть подхалимом ради повышения, продвижения по службе.

            Согласитесь, интересно? Нас многое объединяет: культура, праздники, место, где все мы живем, но главное – язык. Давайте объединяться, изучая русский язык.