Петр Аркадьевич Столыпин был назначен на пост министра внутренних дел 26 апреля 1906 года, накануне открытия Государственной Думы, а 8 июля 1906 года он стал премьер-министром, сохранив за собой пост министра внутренних дел. Всего за пять лет выдающийся государственный и политический лидер проявил себя крупным реформатором и организатором. За этот исторически короткий для страны срок он успел сделать очень многое. Его опыт актуален и для современной России.

Сегодня историки, политологи прилагают усилия, чтобы восстановить историческую правду, справедливость по отношению к такой крупной политической фигуре, как Столыпин. Наиболее успешно этой проблемой занимается Фонд изучения наследия П.А. Столыпина. О деятельности гениального преобразователя России рассказывает доктор исторических наук, профессор, председатель ученого совета фонда Валентин ШЕЛОХАЕВ.

- Валентин Валентинович, расскажите, пожалуйста, о вашем фонде.

- Фонд изучения наследия Петра Аркадьевича Столыпина был создан для изучения и популяризации идей великого российского реформатора. Он содействует объединению научных коллективов, координации усилий ведущих отечественных и зарубежных специалистов, занимающихся изучением жизни и деятельности Столыпина. Мы проводим научно-практические конференции, симпозиумы, «круглые столы», творческие выставки, конкурсы среди студентов и школьников.

Фонд подготовил и издал серию фундаментальных трудов: «Программа реформ П.А.Столыпина. Документы и материалы» в 2 томах; «Тайна убийства П.А.Столыпина. Документы и материалы». В настоящее время фонд осуществляет подготовку документальных публикаций «Законодательная деятельность думских партийных фракций (1906-1917 гг.)», посвященных 100-летию Госдумы России, и «П.А.Столыпин. Эпистолярное наследие».

- Судя по большой научно-исследовательской работе вашего фонда, вы знаете о Петре Столыпине все. Он действительно был великим государственным деятелем, а не просто одним из ярких российских реформаторов?

- Петр Аркадьевич Столыпин - крупнейший государственный и политический деятель России. Это политический лидер нового типа. В нем органически сочетались мощный интеллект, сильная воля, масштабный государственный ум и истинный патриотизм.

Ему пришлось решать чрезвычайно сложную политическую и тактическую задачи: с одной стороны, вывести Россию из состояния революционной анархии, перераставшей в хаос, с другой - предложить обществу программу системных реформ, которая, по его мнению, могла разрушить стоявшие перед страной проблемы. Столыпин наметил психологию решения этих реформ и сумел создать команду профессионалов, которая была способна их претворять в жизнь. Эти общие принципы пригодны для всех времен. Иными словами, у Петра Столыпина были программа, технология ее претворения и люди, которые разделяли содержавшиеся в ней идеи и способы ее решения.

- До сих пор роль Петра Столыпина в преобразовании страны не осмыслена до конца и не оценена по достоинству, хотя в последние годы чаще других политиков царской России вспоминают именно его.

- Для нас очень важно понять и оценить эту личность сто лет спустя после его трагической смерти. И извлечь из его опыта важные уроки для наших дней. Многие процессы того времени очень похожи на нынешние. Начало XX века и начало XXI века. И прежде всего это та же проблема выхода из системного кризиса, в которых оказывалась Россия.

- Столыпин возглавил правительство Российской империи в наиболее драматический период ее истории. Видимо, деятель именно такого масштаба был необходим, чтобы спасти страну от революционных потрясений?

- Перед Столыпиным стояла колоссальной важности и масштабности задача: вывести страну из системного кризиса. А системный кризис, назревавший, как известно, с начала XX века, привел к революции 1905-1907 годов. Заслуга Столыпина состоит в том, что он был одним из немногих политических деятелей, который адекватно осмыслил содержание и характер эпохи начала XX века. Он считал, что в России еще далеко не завершился модернизационный процесс, начатый в пореформенный период, что еще продолжается переходный этап, поэтому время, в которое ему приходилось жить и работать, он охарактеризовал как переходный период. Столыпин прекрасно понимал, что основной смысл модернизации состоит в переходе от традиционного общества к гражданскому, от абсолютизма к правовому государству. И это был основной вектор развития страны. И это модернизационное русло Столыпин хотел укреплять и развивать.

- Реформа Столыпина сводилась в основном к решению аграрного вопроса. Как вы ее оцениваете - как необходимую или как искусственно надуманную? Нуждалась ли в ней Россия?

- Аграрную реформу нельзя рассматривать только в плоскости одного аграрного вопроса. Здесь решался целый комплекс проблем. Петр Аркадьевич в числе немногих государственных деятелей осознавал необходимость создания в России гражданского общества, расширения гражданских прав и свобод личности. По указу 5 октября 1906 года, принятому при его поддержке, отменялись ограничения в правовом положении крестьян: ликвидировались прежние барьеры при поступлении их на государственную службу, в учебные заведения. Им предоставлялось право свободного получения паспортов и выбора места жительства. Они могли участвовать в земских выборах и т. д. Крестьяне получали равные права со всеми, в том числе и с дворянством. Этот указ нельзя отделить от аграрной реформы.

Конкретная задача состояла в том, чтобы разработать и предложить обществу системную и структурированную программу преобразований, которая позволила бы ускорить модернизационный процесс. Петр Аркадьевич считал необходимым создать команду из ответственных политических деятелей, которая должна была бы разделять его концепцию преобразований: подготовить системные реформы.

И если мы попытаемся выделить в этой программе какие-то узловые блоки, то их можно свести к следующему. Первая, главная, задача состояла в том, чтобы продвинуть Россию в сторону создания гражданского общества. Целый пакет столыпинских проектов был посвящен этой проблеме.

Вторая проблема, которую ставил перед собой Столыпин, - это непосредственная задача по созданию из крестьян среднего класса. Осознавая роль и значение среднего класса, Столыпин предлагал систему мер, обеспечивающую его рост и укрепление позиций в экономической, социальной и культурных сферах. Он выступал за создание благоприятного налогового, инвестиционного, кредитного климата в стране, позволяющего широким слоям собственников не только в городе, но и в деревне укрепить свое положение в условиях рынка.

Этот средний класс должен стать основой, базой для гражданского общества. Третий момент реформы тоже очень важный. Аграрная реформа решала целый ряд социальных проблем. Столыпин хотел превратить крестьянина в гражданина, в персону, дать ему возможность реализовать все творческие индивидуальные потенциалы, что способствовало бы развитию всего аграрного сектора.

При этом он преследовал задачу чисто политическую: «Этот свободный крестьянин-собственник будет основой местного самоуправления, начиная с самого низа: поселкового, волостного». Поэтому аграрная реформа вписывалась в общую концепцию других преобразований. Именно здесь, в нижнем звене, и создавались те структуры, где крестьяне будут играть основную роль.

На эту сторону процесса землеустройства вообще мало обращают внимания. Но оно является составной частью аграрной реформы. Это требовало гигантской работы, поэтому рос штат землемеров. Он вырос примерно в десять раз. Увеличился штат агрономов, которые непосредственно принимали участие в земельной реформе. Эффект от нее был весьма значительный. Всего за 5 лет Столыпину удалось вывести Россию из системного кризиса, создать условия для включения ее экономики в общемировое хозяйство. К началу Первой мировой войны по темпам экономического роста Россия вышла на пятое место в мире.

- Что было первостепенным в его концепции реформ?

- Речь шла прежде всего об освобождении личности от разного рода сословных перегородок, от пережитков пореформенного периода. Столыпин считал, что только свободная личность, наделенная гражданскими и политическими правами, может стать активным субъектом модернизационного процесса. Это было одним из основных положений его концепции и соответственно программы. Именно под нее разрабатывался пакет законопроектов. Я бы выделил здесь один момент, на который не обращают внимания историки. Речь идет об указе 5 октября 1906 года. Он уравнивал крестьянство (а известно, что оно в России составляло 80 процентов населения) со всеми другими сословиями. Крестьяне получили всю совокупность гражданских и политических прав, которые до этого имели другие сословия в стране. Этот, на мой взгляд, прорывной документ, принятый по указу Николая II, является базовым для формирования свободной творческой личности.

Второй краеугольный камень концепции программы состоит в следующем. Столыпин считал, что государство, которое постепенно должно трансформироваться от абсолютистского в правовое, должно выполнять активные функции не только в сфере политики, но и в сфере экономики. Суть проблемы состояла в том, чтобы соединить творческие усилия государства с освобожденной энергией личности. Это придавало модернизационному процессу как бы удвоенное ускорение.

Вот это самое главное. Помимо этого необходимо обратить внимание на такой момент: свободная творчески активная личность должна была постепенно стать основой всех преобразований. По сути, речь идет о создании среднего класса. А средний класс - это и есть основа гражданского общества и правового государства.

- Столыпин делал упор на частного собственника, тем самым он, очевидно, хотел привлечь на свою сторону простой народ?

- Столыпин был уверен, что земельный собственник - трудолюбивый, обладающий чувством собственного достоинства, - станет проводником экономического и социального прогресса. И тогда, как он подчеркивал, писаная свобода превратится в свободу настоящую. Великий реформатор делал ставку не на «пьяных и слабых», а на «разумных и сильных», инициативных, творческих личностей. Таким образом, Столыпин рассчитывал, с одной стороны, полностью и окончательно уничтожить социальную основу для революции, а с другой - создать условия для формирования среднего класса.

Аграрная реформа изменила весь социально-политический ландшафт России. За 1907-1915 годы из общины вышли более 3 млн хозяев, или 1/4 часть всех крестьянских хозяйств. 90 процентов Крестьянского банка стали составлять индивидуальные крестьянские хозяйства. На землях этого банка было создано около 270 тысяч образцовых крестьянских усадеб.

Аграрная реформа создавала иные ценностные ориентиры. Она не только поощряла интерес крестьян к образованию, знаниям, не только повышала общий культурный уровень широких слоев населения, но и создавала условия, пробуждавшие потенциальные, созидательные возможности личности, стимулируя ее участие в различных сферах экономики и в политическом процессе.

Получив политические права, крестьяне активно включались в политический процесс, участвовали в выборах в Государственную Думу, становились ее депутатами, входили во многие политические партии, создавали собственные организации.

- Проведение реформ, в том числе и земельной, требовало и иного управления на местах...

- Столыпин прекрасно отдавал себе отчет в том, что в условиях трансформирующейся России необходимо сделать ряд коренных преобразований, связанных с местным управлением и самоуправлением. При решении этих вопросов опять же доминирующую роль должна была играть свободная личность. Теоретически и законодательно была разработана стройная система реформирования местного управления и самоуправления. Так, предполагалось создать поселковое и волостное земства. На этом «низовом» уровне основную роль и должна была играть личность крестьянина, наделенного совокупностью прав. Крестьяне должны были демократическим путем избирать своих представителей в эти «низовые» структуры.

Столыпин считал необходимым реформировать также и местные управленческие структуры. При этом ставка была сделана на новые социальные силы. Именно в этом старые традиционные силы - поместное дворянство - увидели угрозу, которая состояла в том, что рано или поздно власть, которая находилась на местах в руках поместного дворянства, должна перейти к новым социальным силам - средним слоям. Вот причина блокирования реформ местного управления и самоуправления представителями правящей элиты. Традиционные сословия, и прежде всего поместное дворянство, почувствовали реальную угрозу. На эту ситуацию в историографии раньше мало обращалось внимания. Подчеркивалось лишь, что проекты эти не прошли, но надо понять, почему они были заблокированы. Задача Столыпина состояла в том, чтобы коренным образом реформировать местные управленческие структуры.

Следующий очень важный базовый момент, на который я хочу обратить внимание, - Столыпин прекрасно понимал значение и смысл представительных структур - Государственной Думы и Государственного Совета. И он одним из первых начал активно сотрудничать с Думой.

- И тем не менее I и II Государственные Думы просуществовали недолго...

- Действительно, I и II Государственные Думы были распущены. Но если мы вспомним состав той и другой, те леворадикальные силы, которые туда пришли на волне революции, то вполне понятно, что ни Столыпину, ни всей исполнительной ветви власти было невозможно с ними работать. Или нужно было исполнительной власти уступить, отдать все на откуп леворадикальным элементам, которые были в I и II Думах, или попытаться реформировать избирательную систему для создания такого типа представительного учреждения, с которым можно было начать конструктивный диалог. Проводить важнейшие совместные законопроекты. И в связи с этим я бы хотел обратить внимание на механизм реализации столыпинских преобразований, который состоял в том, что в периоды между Госдумами активно было задействовано указное право по 87-й статье Основного закона. Согласно 87 ст. Основного закона 23 апреля 1906 года императору предоставлено право в междумский период издавать указы, которые имели силу закона. Понимая нежелание депутатского корпуса I и II Государственных Дум сотрудничать с исполнительной властью, крайнюю медлительность Думы в разработке и принятии законов, Столыпин решил активно задействовать реальную законную возможность активизировать проведение системных реформ. Принятые на основании 87-й статьи указы позволили оперативно реализовать реформу, а правительственные законопроекты, внесенные в Думу, получали возможность проведения их через сложности и перипетии законотворческого процесса.

Смысл 87-й статьи - не создавать законотворческий вакуум, а продолжать законотворческий процесс. Изменив избирательную систему 3 июня 1907 года, Столыпин создал такой тип Государственной Думы, с которой можно было вести конструктивный диалог. И III Государственная Дума стала тем важнейшим механизмом, который давал существенный эффект. Эта Дума проработала все пять лет.

- Выходит, что реформы Столыпина затрагивали все стороны жизни российского населения?

- Действительно, все стороны жизни русского общества подверглись преобразованию. Это еще и судебная реформа, а также военная, реформа образования.

Будучи последовательным сторонником введения законности и правопорядка во все стороны жизни, Столыпин считал крайне важным создание единого правового пространства в масштабах всей России. Судебная реформа предусматривала: создание унифицированной судебной системы, введение защиты на стадии предварительного следствия, меры по условному осуждению и условному досрочному освобождению. Намеченные Столыпиным преобразования в области суда и судопроизводства во многом созвучны современной судебной реформе.

- На какие силы прежде всего Столыпин мог опереться?

- Это еще один важный момент: как Столыпин относился к политическим партиям? Думал ли он или не думал о том, что нужно создать опору в лице политических партий? Надо сказать, что председатель правительства действительно об этом не только думал, но и сотрудничал с партией октябристов («Союз 17 октября») в III Госдуме, которая получила большинство в Государственной Думе. Он увидел в октябристах проправительственную партию, на которую можно было опереться для проведения намеченного плана преобразований.

Если кратко подвести итог великого замысла, что хотел в сухом остатке получить Столыпин? Это создание в России реально действующего гражданского общества, это создание в России правового государства. Формирование среднего класса. Реформирование на либерально-демократическом основании местного управления и самоуправления, а также суда, который был бы доступен для широких масс, прежде всего именно средних слоев. Столыпиным был подготовлен и принят закон о введении местного суда в России. Были сделаны огромные изменения в области образования, культуры, науки, укрепления вооруженных сил. Реализация программы Столыпиным и должна была привести к созданию Великой России.

- При этом Столыпин испытывал огромное давление, противодействие всем его преобразованиям...

- Окружение царя и придворные круги испытывали недовольство Столыпиным, они не хотели изменений, предлагаемых реформой, и хотели вернуть Россию в период до Манифеста 17 октября. Против Столыпина резко выступали представители объединенного дворянства. Они также чувствовали, что реформа местного самоуправления отстранит их от власти. А с этим непосредственно связана была проблема собственности.

- А как к реформам относилась передовая интеллигенция?

- Интеллигенция к Столыпину относилась по-разному. Многие считали, что он действует очень жесткими, авторитарными методами. Вот он, говорили они, идет на какие-то нарушения, душит демократию, свободы и т. д. Но я хочу подчеркнуть, что нет ни одного факта, подтверждающего, что Столыпин нарушал основные законы. Петр Аркадьевич весь свой пятилетний срок действовал в пределах законов Российской империи. А эти законы позволяли проводить довольно жесткую политику. Это интеллигенции не нравилось. Хотя, конечно, большинство видели, что во главе государства стоит сильный политик, обладающий мощным интеллектом, волей, чего, к сожалению, не было у многих других представителей власти.

Столыпина не любили представители революционных партий, осознающих, что его преобразования ставят под сомнение выполнение их собственных планов. Достаточно вспомнить оценку Ленина столыпинской аграрной реформы. Он считал, что если столыпинская аграрная реформа будет реализована, то это, по сути, означает, что социал-демократия лишится своей аграрной программы. (Вся программа большевиков делилась на две части - максимум и минимум.) И вот программа минимум в какой-то мере должна была бы подвергнуться ревизии, если бы реализовывались проекты Столыпина.

Конечно, леворадикальные партии, и особенно эсеры, вели непримиримую борьбу со Столыпиным. На него было совершено более тринадцати покушений. Всем известно покушение 12 августа 1906 года на его правительственной даче, на Аптекарском острове. Оно привело к гибели 27 человек, и более 32 были ранены. Были ранены его дочь и сын. Это был настоящий террор, который существовал в 1906-1907 годах, когда более 10 тысяч представителей администрации, и центральной и местной, были убиты. Это, конечно, было очень непростое время. Именно в этих условиях Столыпин и вынужден действовать довольно жесткими методами.

Николай II подписал указ о введении военно-полевых судов. Здесь я хочу разъяснить. В историографии сложился такой стереотип, что якобы Столыпин - автор военно-полевых судов. Но это совершенно не так. Идея введения военно-полевых судов предложена была самим императором. И Столыпин как премьер-министр, министр внутренних дел выполнял волю императора. Но тем не менее введение военно-полевых судов было временным актом. Столыпин с самого начала говорил, что это временная мера. И он потом не стал вносить законопроект о военно-полевых судах в Государственную Думу. Как православный человек, высокоинтеллектуально образованный, Столыпин считал: смертная казнь - это тяжелое наследие прошлого, что к этой мере надо прибегать только в крайнем случае как к вынужденной мере.

А в общественном сознании, особенно радикальном, эти меры отложились как некая сплошная отрицательная масса, считали, что он душитель демократии, что он махровый националист, реакционер и т. д. Вся конструктивная, созидательная часть его программы как бы отодвигалась в сторону, отбрасывалась.

- Петр Столыпин переселял крестьян за Урал, то же самое делало советское правительство, осуществляя программу освоения целинных земель. Можно ли здесь провести какую-то параллель?

- Наше Зауралье и Сибирь и в давние времена были мало заселены, поэтому процессы колонизации здешних земель шли в XVII-XVIII веках. Но тогда они не были государственной политикой. И вот столыпинское переселение крестьян за Урал, на Дальний Восток, в Казахстан стало частью государственной политики. Она финансировалась. Для чего это делалось? Во-первых, для того чтобы разрядить частоту населения в Центральной России. Во-вторых, укрепить окраины людскими ресурсами. И еще была экономическая составляющая. Что же касается освоения целинных земель, то это тоже была государственная политика. Но она преследовала определенную цель в каком-то локальном виде.

В большом регионе решался вопрос снабжения населения хлебом. Но и сейчас, мне кажется, не снята с повестки дня проблема Зауралья. Оттуда идет отток жителей по разным причинам. Снова нужна государственная программа по заселению этих территорий. Люди, которые будут их осваивать, должны выполнять многофакторные задачи и экономического, и социального направления, а также решать вопрос безопасности границ. А вот Столыпин подходил к программе комплексно, потому что она была нацелена на преобразование всех сторон.

- Можно кого-то из государственных деятелей царского времени поставить рядом с Петром Столыпиным?

- Россия была богата талантливыми политиками. Среди них немало по-настоящему крупных фигур. И прежде всего Витте - сначала министр финансов, затем премьер-министр. Тоже масштабный деятель. Но если говорить об их отличии, то можно отметить: Витте не удалось сформировать системную программу, не удалось создать команду единомышленников. И по ряду причин он не успел приступить к реализации своей программы. У Столыпина были все эти составляющие. В какой-то мере Петр Аркадьевич продолжил идеи Витте. В России сохранялись некие традиции, преемственность преобразований. Эта преемственность обеспечивалась самим принципом монархического существования, несмотря на различия во временах царствования.

Монархия имела какую-то определенную цель движения. Преемственность существовала, но каждый из этих преобразователей имел собственное видение преобразований. Собственное видение даже будущего России. Витте начал процесс, подготовил манифест, начал движение страны в сторону конституционной монархии, в сторону гражданского общества, правовых институтов. Эти идеи были, безусловно, продолжены Столыпиным. И если выразиться концентрированно, то задачу создания гражданского общества, формирования среднего класса, правового государства, рыночной экономики он реализовал. И в этом плане Столыпин - наиболее выдающийся государственный деятель, способный соответствовать вызовам времени. Это отмечал и ведущий французский экономист того времени Эдмон Тэри: «Если у больших европейских народов дела пойдут таким же образом между 1912 и 1950 годами, как они шли между 1900 и 1912-м, то к середине настоящего столетия Россия будет доминировать в Европе как в политическом, так и в экономическом и финансовом отношениях».

- Сегодня Россия снова ищет пути выхода из кризиса, снова решает те же задачи, что и сто лет назад. Наверное, наша политическая элита многое может позаимствовать из богатого наследия Петра Аркадьевича Столыпина?

- Чем интересен Столыпин сегодня, когда в стране идут масштабные трансформации? А они, как известно, идут уже более пятнадцати лет. Один из уроков Столыпина состоит в том, что он реалистически понимал, что переходный период трудный, займет не один год, не два года, а примерно двадцать лет. Не случайно в своем интервью Столыпин продуманно назвал такую дату. Через 20 лет при благоприятной внешней и внутренней обстановке Россия может измениться коренным образом.

У нас в начале реформ были такие иллюзии, что можно их провести в более короткий срок. И за 500 дней, и за более короткое время. Вот Столыпин понимал, что модернизационный процесс - это процесс болезненный. Второй урок, который тоже важен, - необходимо иметь стратегию реформ, стратегию преобразований, что в конечном счете будет, к чему придет страна. Он знал, к какому результату мы должны подойти. И вот знание этого результата мне кажется очень важным для сегодняшнего дня.

Столыпин прекрасно понимал и механизмы реализации своих программ. Он считал, и это тоже актуально для нашего времени, необходимым создание среднего класса. А также укрепление частной собственности, которая является базовым элементом среднего класса. Реформы не дадут соответствующего эффекта, если усилия государства и свободной личности не будут направлены именно на это.

Третий момент, который важен на сегодняшний день, - Столыпин прекрасно понимал, что развития одной только экономики недостаточно. Он выступал за сохранение традиций, за сохранение морально-нравственного пространства. Для этого как раз и требовалось, чтобы человек чувствовал заботу государственных институтов, как это принято в России, не был бы выброшен на обочину модернизационного процесса, чтобы он не стал маргиналом. О нем проявилась забота через различные каналы. Это социальные реформы. Это развитие образования. Это развитие культуры. Укрепление нравственно-этических начал. И тогда личность не будет чувствовать себя заброшенной.

Вот сохранение традиций в сочетании с инновациями - очень характерные и нужные для сегодняшнего дня вещи. Столыпин был категорическим противником того, чтобы все отметать, разрушать все до основания и затем заново строить. Поэтому он считал необходимым, что некие традиционные институты и некоторые традиции духовные должны сохраниться. Какие? Монархия, православная религия, культура. В сфере политики Столыпин выступал в качестве консерватора.

Вместе с тем в области экономики, в области создания новой налоговой системы, образования среднего класса он выступал как либерал. Поэтому я считаю, что Столыпин являлся консервативным либералом. И тип модернизации, который он предложил, - это консервативно-либеральный тип модернизации, наиболее адекватно соответствующий историческим реалиям России. Эти моменты, как мне кажется, важны для осмысления сегодняшних процессов, которые происходят в нашей стране.

- Получилось так, что эти реформы были отложены на целое столетие и теперь стали первостепенной задачей нынешнего российского правительства...

- Интеллектуальные наработки, сами технологии осуществления столыпинских преобразований начала XX века вполне могут быть востребованы и в современной России. Вот уже более десяти лет наши реформаторы ведут поиск оптимального пути выхода из кризиса. Столыпин решал ту же фундаментальную стратегическую задачу, что и нынешние политические элиты страны: формирование гражданского общества и правового государства, создание рыночной экономики и среднего класса, закрепление прав и свобод, соответствующих современному цивилизованному миру. Накопленный Столыпиным и его командой опыт по реформированию России в кризисной ситуации представляет собой уникальную лабораторию идей, сохранивших свою ценность и сегодня. На самом деле Столыпин смог предложить обществу общенациональную идеологию, основными компонентами которой были: законность и правовой порядок, единое и неделимое государство, сильная вертикаль исполнительной ветви власти, частная собственность и свободный труд, патриотизм и внешнеполитический авторитет великой державы.

ЭТО ФАКТ

Учитывая значимость государственной деятельности Петра Столыпина, Президент Дмитрий Медведев подписал Указ от 10 мая 2010 года №565 «О праздновании 150-летия со дня рождения Петра Столыпина» в 2012 году. В соответствии с указом Правительством РФ образован организационный комитет по подготовке и празднованию юбилея, председателем которого является Председатель Правительства РФ Владимир Путин. Принято решение об установке в Москве памятника Петру Аркадьевичу Столыпину, Сбербанк России открыл счет для сбора средств на сооружение памятника. 13 июля 2011 года Владимир Путин принял участие в церемонии закладки камня в основание памятника, который будет установлен около Дома Правительства РФ.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

...Народы забывают иногда о своих национальных задачах; но такие народы гибнут, господа; они превращаются в назем, в удобрение, на котором вырастают и крепнут другие, более сильные народы.

...В деле защиты России мы все должны соединить, согласовать свои усилия, свои обязанности и свои права для поддержания одного исторического высшего права России - быть сильной.

...Я думаю, что землевладельцы не могут не желать иметь своими соседями людей спокойных и довольных вместо голодающих и погромщиков.

П.А. Столыпин