Каковы на сегодня главные проблемы преподавания и изучения географии в школе?  Своим видением ситуации поделился Алексей Станиславович Наумов, доцент кафедры социально-экономической географии зарубежных стран географического факультета МГУ, председатель Центральной предметно-методической комиссии по географии, член Центрального оргкомитета Всероссийской олимпиады школьников:


- Алексей Станиславович, вы уже более 20 лет являетесь организатором
Всероссийской олимпиады по географии, руководите командой от России на
Международных олимпиадах. Насколько отличается уровень знаний нынешних школьников от уровня знаний учеников, с которыми приходилось работать 5-15 лет назад?


- К сожалению, отличается не в лучшую сторону. Это утверждение не касается
победителей Всероссийской олимпиады, так сказать, элитной группы. Все они
увлечены географией, запоем читают популярную и специальную литературу
(многие уже прочли университетские учебники), часами рассматривают карты.
Но такие уникумы - примерно десятая часть из тех 200 с лишним школьников,
которые, выиграв олимпиаду в своем регионе, приезжают на заключительный
этап Всероссийской олимпиады. Среди остальных встречаются и такие, кто
набирает 30-40 баллов из 200 возможных. Есть и те, кто не в состоянии
справиться с самыми простыми тестами. Причина - не только в них самих, но
и в том, как деградировало преподавание географии в школе. Не вдаваясь в
подробности, отмечу только одну из очевидных проблем. Школьная география
замкнулась в стенах класса и перестала быть «полевой» дисциплиной. Из
обязательной программы ушли такие разделы, как определение азимута, работа
на местности. Только немногие учителя-энтузиасты еще выводят школьников на природу, ходят с ними в походы, организуют экспедиции.

- Отличается ли уровень подготовки учеников на Дальнем Востоке, от уровня
школьников в Сибири, на Кавказе, в Центральном федеральном округе?


- Нет, подобных географических закономерностей в уровне подготовки
участников Всероссийской олимпиады школьников не наблюдалось. В то же
время, 20-летняя история олимпиады показала, что успехи ребят зависят в
значительной степени от таланта и увлеченности учителей и иных наставников
(университетских преподавателей, например), которые способны
заинтересовать их географией и готовят к олимпиаде. Так, только за
последние 5 лет 18 наставников из самых разных регионов России подготовили
трех и более (некоторые из них - и больше пяти!) призеров и победителей
заключительного этапа олимпиады. Среди них - учителя не только столичных
Москвы и Санкт-Петербурга, но и из северного Нарьян-Мара, уральского
Магнитогорска, других городов, не всегда крупных. Что касается самих юных
талантов, здесь, пожалуй, можно отметить такую закономерность. В столицах,
особенно, если сравнивать их с другими регионами по численности населения
(и численности школьников), выдающихся юных географов не так много, как в провинции. Видимо, в Москве и в Санкт-Петербурге географии сложнее конкурировать с другими, более престижными (или кажущимися более престижными) областями знания. А в провинции профессия географа все еще в почете, там ребята, к счастью для нас, еще увлекаются нашей романтической, но, увы, не самой, на первый взгляд, «рентабельной» профессией. Возможно, и от территории, где вырастает будущий победитель олимпиады, что-то зависит. Например, серебряный призер Международной олимпиады 2004 года Володя Истомин был из Хабаровска. В резерве на участие в международных
олимпиадах 2011-2012 годов - двое ребят из Иркутской области, один из них -
Егор Шустов, абсолютный победитель Всероссийской олимпиады 2011 года,
живет на берегу Байкала.


- Что, на ваш взгляд, стоит сделать сегодня в первую очередь для повышения
качества преподавания географии в школах?


- Нужно сделать очень многое. А именно: восстановить географию в правах,
вернув обязательный экзамен по географии для поступления на экономические
специальности университетов. Сделать так, чтобы география была
обязательным предметом для поступления на такие направления, как туризм
 (ныне в большинстве университетов география заменена на историю),
международные отношения (заменена обществознанием). Продумать и
обсудить с профессиональным сообществом географов - учителей, практиков,
академических ученых - структуру и содержание школьного курса географии.
Написать новые учебники. Поддержать лучших учителей-географов, в том
числе, материально.

NB!

Всероссийский съезд учителей географии пройдет 28-29 октября 2011 года в МГУ
имени М.В. Ломоносова. Подробная информация о Съезде доступна на сайте  мероприятия: http://geogr.teacher.msu.ru/

Организаторы съезда - Московский государственный университет
имени М.В. Ломоносова, Географический факультет, Русское географическое
общество (РГО), Всероссийская ассоциация учителей географии (РАУГ).
Спонсоры съезда: ГК «Метпрополь», Корпорация «Металлы Восточной Сибири»,
Фонд содействия безопасности озера Байкал, ООО ИТЦ «СКАНЭКС», OOO «РЕНЕ».