​Была в моем классе занятная компания – трое парней, которые каждый вечер проводили у экранов компьютеров, с головой погружаясь в мир онлайн-игр. Отличниками никогда не были, домашнее задание выполняли с переменным успехом и без особого энтузиазма. Учителя между собой называли их потерянными детьми, одержимыми виртуальной реальностью, и помогать особо не торопились. До 11-го класса ребята доучились, минимальный проходной балл на ЕГЭ набрали и выпустились.

Один из парней поступил в военное училище, не добрав баллы для академии. Через год он признался, что решать задачи по физике на практике намного интереснее. А еще спустя год пересдал ЕГЭ и перепоступил в академию с лучшим результатом. Мама второго за сына отправила документы на факультет ландшафтного дизайна – летом того же учебного года он начал облагораживать семейный дачный участок, а после продолжил помогать соседям. Третий после выпуска съездил с родителями в Сочи и обнаружил у себя талант к съемке видео – теперь он неплохой видеограф. 

Получается, ребята были не потерянными – просто не нашли себя.

Такие ученики есть в любом классе. С ними можно и нужно работать. Например, попробовать погрузиться в среду, комфортную для ребят. Даже если это компьютерные игры.

– Любой проект, который создают учителя, вытекает из педагогической ситуации. Есть педагогическая потребность, и ты находишь для неё инструменты. Я понимаю, что у меня есть ученики, у которых огромный интерес к играм. Помимо этого, сейчас появляется тенденция, когда дети, которые не играют в видеоигры, активно смотрят, как это делают другие. Я пытался посмотреть, есть ли стримеры, которые говорят о чем-то хорошем. Нет, это ругательства и декаданс во всех проявлениях. Тогда я решил заменить таким ученикам просмотр стримов и начал стримить с ними, – рассказывает Николай Пронев.

Стрим (англ. streame – поток) – это онлайн-трансляция игрового процесса на видеохостингах или специальных интернет-площадках, например, Twitch, YouTube или GoodGame.
Стримить – играть в онлайне.

Для любителей онлайн-игр авторитетом становится тот, кто хорошо играет, добивается поставленных целей и показывает, как он это делает. Лидером на этот поприще может стать и школьный учитель. Так появился проект «Контрольные игры» – синтез киберспорта и тестирования по школьному предмету. Его уже оценили эксперты: он стал победителем конкурса #iУЧИТЕЛЬ 2019, который учредил Рыбаков Фонд для поддержки инновационных педагогических технологий и повышения престижа профессии педагога.

Правила «Контрольных игр» просты. Ребята выбирают онлайн-игру, в которой хотят пройти тестирование, и отправляют заявку организаторам. Учитель-экзаменатор также присоединяется к игре. Каждые три минуты он задает ученикам-игрокам вопрос по выбранному предмету – русскому языку, биологии или математике. Времени на обдумывание у них практически нет. Вопросы разного уровня сложности расположены в хаотичном порядке, который подстраивается под интенсивность действий в игре.

Сейчас перед началом игры ребята могут согласовать темы с педагогом. Позднее, когда проект наберет обороты, схема усложнится: игрокам нужно будет пройти предварительное обучение – бесплатный курс, основанный на школьной программе.

– Ребята посмотрят видеоролики, почитают и тогда будут готовы к вопросам, которые я задаю во время игры. Тем самым мы мотивируем учиться: пройдите курс, и вы будете на 100% готовы к вопросам, – подчеркивает Николай.

Совмещать игру с экзаменом бывает трудно даже ему. Приходится говорить во время трансляции, думать над вопросом и оценивать правильность ответов. Дети ведь изъясняются не формулировками из учебника. Иногда надо расшифровать сказанное. Но знания, если они есть на самом деле, даже в игровой ситуации извлекаются легко.

У этого способа тестирования есть еще один плюс – игра не дает возможности списать. У детей просто нет на это времени.

– Если ученик списывает или подглядывает, то в этот момент начнет проигрывать в игре. А у нас есть взаимосвязь – ты зарабатываешь призы за свои знания. А забрать ты их можешь, только если наша команда победит в игре. Подглядываешь, не помогаешь команде, и мы проигрываем.

За правильные ответы на вопросы игроки получают призы. Один ответ приносит определнную денежную сумму. За неправильные ответы не наказывают – просто переходят к следующему вопросу. Но получить накопившийся приз команда сможет только в случае победы в игре. Получается, параллельно подростки должны быть хороши и в знаниях, и непосредственно в игре. Денежные призы – это исключительно инициатива Николая. Ни родители, ни школа ни за что не платят. Финансово помогают некоторые компании, выпускающие оборудование для киберспортсменов.

Школьники, у которых нет возможности играть, могут посмотреть стрим или его запись. 

Учитель не пытается «перетащить» ребят в виртуальный мир. Наоборот, игра, по его словам, – это способ формирования сообщества, в котором можно учиться и общаться. Ребята, которые уже являются участниками «Контрольных игр», теперь находят общие интересы и темы для разговора. Нередко это домашнее задание по разным предметам.

– Именно на это направлен проект – создание социума, где дети ищут других детей, заинтересованных в образовании. А уже дети, не замотивированные темой образования смотрят, насколько всё красиво сделано – а мы всё стараемся делать красиво, как у профессиональных стримеров, даем хорошие призы, – и присоединяются.

Если учителя не могут или не хотят самостоятельно устраивать стримы с ребятами, они могут направить их к создателю проекта. С рекомендацией от учителя участники «Контрольных игр» получают бонусы. Таким способом организаторы стараются повысить статус педагога.

Бояться такого метода проверки знаний не стоит. В руках знающего человека, который знает меру, он принесет пользу.

– Злоупотребление играми – это ненормально. Как и любым явлением. Нужно во всём знать меру. Можно сесть в библиотеке, чтобы читать книги, и забыть про еду, сон и общение с живыми людьми. Хорошо ли это? Плохо. Значит, библиотеки – это ужасно? Нет. Точно так же и с играми, – считает Николай Пронев.

Во время стримов Николай старается разговаривать с ребятами на серьезные темы, вести культурную и цивилизованную беседу. Вместе они обсуждают школьные предметы, что редко происходит в сообществах любителей компьютерных игр, разбирают ошибки.

Однако, по мнению Николая, важно понимать, что не всем ученикам подходит такой метод обучения:

– Класс неоднороден – даже любимые игры у ребят разные. Задействованы в проекте только дети, которых можно замотивировать с помощью этого инструмента на учебу. У них появляется дополнительная система ценностей, на которой они завязаны и которой дорожат.

Стримы занимают много времени. И все же не жалко часов, если игра действительно поможет детям заинтересоваться учебой и раскрыться с новой стороны. Иногда ребятам просто одиноко, и в сообществе «Контрольных игр» они могут найти единомышленников, а заодно и получить совет от наставника-стримера, как вести себя в некоторых жизненных ситуациях.

В развитии проекта Николаю помогают дети, в основном из других регионов. Многих он выбрал потому, что почувствовал их одиночество. По признанию педагога, готовых помогать намного больше, но в этой ситуации важно смотреть на личность ребенка и понимать, кому это действительно необходимо.

В конце августа команда «Контрольных игр» определит лучшего экзаменуемого и передаст ему в качестве приза 10 000 рублей. Такой же приз получит и его педагог, ведь учитель и ученик – это команда.

– Они должны объединяться, коммуницировать, решать вместе даже, казалось бы, не педагогические вопросы. Чтобы у учеников не было ощущения, что учитель – это человек, который только стоит у доски и говорит, что ему нужно сделать домашнее задание. Это еще и некая личность, которая способна прийти на выручку, а знания, которые у тебя есть, появились благодаря ему, – отмечает Николай.

Сейчас он единственный педагог в стране, который стримит вместе с детьми и таким образом проверяет их знания. Но в планах – большое педагогическое сообщество и строгое расписание:

– Апогей – это когда у нас есть ежедневное расписание. В 15:00 педагог из Уфы ведет биологию, например, а в 17:00 его сменяет другой педагог из другого города. Педагоги тоже займут некий сегмент интернета в области стриминга, – говорит Николай Пронев.

Присутствовать в сети всегда невозможно физически, и ребята, с которыми Николай работает сейчас, в будущем смогут его заменить. Подрастающее поколение тоже может воспитывать своих сверстников.

К некоторым детям, говорит Николай, нужно найти особые тропинки. Кажется, для него одна из них уже открылась.