​По словам Оксаны Решетниковой, по результатам итоговой аттестации прошлого года был проведён анализ, сделаны определённые выводы и внесены некоторые коррекции. Например, после экзамена по китайскому языку прошли консультации с учёными-китаистами, представителями педагогического сообщества, и было решено сократить количество заданий, а также включить в аудирование два диалога. То есть КИМ стал более компактным.

В ЕГЭ по физике одно из заданий с кратким ответом было переведено на развёрнутый ответ. По словам Оксаны Решетниковой, для выпускников это лучше, ведь если раньше они могли ошибиться и не получить баллы, то теперь даже при наличии неверного ответа, но правильного хода решения, им могут эти баллы начислить. 

Что касается ОГЭ, то сейчас его сдают те, кто несколько лет назад начали учиться по новому образовательному стандарту, в котором главный формат – деятельностный. Поэтому КИМы здесь разработаны с учётом практико-ориентированного подхода. Например, в экзамене по математике теперь есть задание, в котором детям надо будет распланировать земельный участок, построить на нём здание, рассчитать ремонт и так далее. По ряду предметов школьникам предстоит провести реальные эксперименты – опять же, в полном соответствии с требованиями ФГОС. 

В гуманитарных предметах изменения также связаны с усилением акцента на практическую грамотность. Эта тенденция наблюдается во всём мире, и наша страна при составлении КИМов старается учитывать этот момент. Важно, чтобы школьники не только умели читать, но и понимали прочитанное. И если ребёнок сдаёт ОГЭ по обществознанию, то ему требуется продемонстрировать способность проявить себя в роли полноценного гражданина, работника, покупателя и так далее. То есть практико-ориентированность проходит красной линией через все предметы. 

– В течение года мы проводили много мероприятий с привлечением большого количество педагогов из всех регионов, – сказала Оксана Решетникова. – Поэтому всё это отнюдь не ново, мы это уже много раз обсуждали.

Она напомнила о том, что сайте ФИПИ можно найти массу полезной информации, которая касается экзаменов как прошлых лет, так и текущего периода. И этим необходимо пользоваться при подготовке к итоговой аттестации. Например, там находится Открытый банк заданий ОГЭ и ЕГЭ за многие годы, большой массив КИМов по всем разделам и курсам, старые и новые задания, включая демо-версии. В кодификаторе перечисляются материалы, которые войдут в грядущие экзамены. А спецификация подробно описывает, какие задания и в каком количестве присутствуют в том или ином КИМ, перечислено, какие проверяются темы. 

Все задания промаркированы по уровням – базовый, повышенный или высокий. При этом они не выходят за рамки программы, а глубина уровня повышается за счёт повышения умения работать с материалов. Например, надо не просто уметь производить вычисления с данными, но и уметь добывать недостающие данные, понимать, что из предложенного лишнее, а чего не хватает. Или когда информация содержится в неявном виде, её нужно найти, и так далее. 

Выложенные на сайте демонстрационные варианты соответствуют плану-спецификации, они аналогичны тому, что будет на ЕГЭ. При этом надо учесть тот факт, что план-спецификация говорит о возможности использования разных тем, а в демо-версии содержится только одна, конкретная.

Оксана Решетникова также ответила на вопросы, поступившие в электронном виде. Ниже приводим вопросы учеников и педагогов  и ответы руководителя ФИПИ.

Если обучение сейчас идёт дистанционно, через Интернет, может, пора уже и экзамены сдавать на компьютере?

– Создать КИМы для такого рода испытаний нетрудно, но куда сложнее – обеспечить в ходе выполнения этих заданий равные возможностей для всех школьников страны. Рособрнадзор уже не первый год пытается сделать так, чтобы во всех регионах были созданы единые условия, гарантировалась конфиденциальность материалов, не было возможности списать. Возможно, когда-нибудь потом мы и придём к тому, что ОГЭ и ЕГЭ можно будет сдавать дома. Но пока это только планы. 

Когда будет введён ЕГЭ по информатике на компьютере? 

– В этом году ни по какому предмету ничего подобного не планируется. Осенью 2020 будет организован мониторинг готовности по регионам, и когда мы убедимся, что необходимые условия созданы, в 2021 предложим ЕГЭ по информатике всем именно в компьютерном варианте. Не будет регионы готовы – не введём. 

Содержание ЕГЭ будет меняться такими же темпами, как и ОГЭ?

– ОГЭ меняется потому, что мы он должен соответствовать новому стандарту. В принципе, та же перспектива ждёт и ЕГЭ. Но здесь мы должны двигаться очень осторожно, искать компромиссы и стремиться к консенсусу, иначе учителя и родители нас не поддержат. Тем не менее, к 2022 году мы бы всё же хотели подойти к новому экзамену в его новом содержании.

Будут ли в этом году поблажки тем, кто готовится к ЕГЭ в столь непростых условиях, повлияет ли это на сам экзамен?

– Будем реалистами: ЕГЭ – это итог обучения за 11 лет, человек шёл к нему всё это время. А срок действия полученных на ЕГЭ баллов – 4 года. Поэтому мы не вправе ставить в неравные условия, тех, кто готовится к экзамену сейчас, пусть даже и в условиях самоизоляции, и тех, кто будет сдавать его потом, через 2, 3, 4 года. Нет никаких оснований для любых преференций. Да и технических возможностей для этого тоже нет, так как КИМы готовились целый год, и сейчас пересматривать их никто не будет. 

Есть ли  какие-либо обязательные требования к оформлению письменной части на экзамене по английскому?

– Читайте кодификатор и спецификации, смотрите демонстрационный материал – там подробно написано всё, что ожидается от выпускника. Плюс всё это есть в инструкции к тексту самого КИМа. 

Будут ли проводиться лабораторные работы на ЕГЭ по химии 2020 года?

– Нет, практические задания пока есть только на ОГЭ.

Если экзамен перенесли на месяц, то кто же будет его организовывать и проверять, ведь у людей в это время обычно отпуск.

– Все мы находимся в непростой ситуации, поэтому будем ждать инструкций из министерства, оно должно разъяснить, как и когда всё это будет проходить. 

Очевидно, что министерство должно разрабатывать сценарии на все случаи, в том числе, и на самый негативный. Рассматривается ли вариант, что регионам дадут право самими решать, когда и в какое время проводить ЕГЭ? И не получится ли так, что в одном регионе экзамен уже сдали, а в другом тут е появляется возможность выяснить, какие задания были? 

– Что касается ОГЭ, то варианты для него черпаются из Открытого банка, они доступны всем, и каждый регион набирает варианты сам. При этом все задания индивидуальны по всем регионам, и если что-то было в одном, то в других, совершенно точно, будет что-то иное. Но если ОГЭ ещё можно будет сдавать в удобное региону время, то с ЕГЭ ничего подобного не предвидится, его все будут сдавать в одно и тоже время, как раньше. 

Стоит ли ожидать усложнения материалов по математике? 

– Нет, мы никогда не стремимся что-либо усложнять. Каждый КИМ должны быть обоснован, и если его никто не выполняет, значит, его изымают из общей базы. Да и  оснований упрощать тоже нет. Обычно такие разговоры возникают, когда школьники обсуждают экзамены и приходят к выводу, что у других задания были гораздо проще, а вот им попались исключительно сложные. 

В ЕГЭ по обществознанию будут ли вопросы по Конституции, и по какой – старой или новой?

На экзамене, конечно же, будут вопросы по Конституции, но они не будут связаны с конкретными статьями, и уж тем более – с поправками. Готовьтесь по тому материалу, который вам давали в течение года. 

Вы как мама что можете посоветовать школьникам? Как нужно готовиться к ОГЭ и ЕГЭ дистанционно, чтобы эффект был максимальным? 

– Когда моя дочь готовилась к экзаменам, у неё не было ни секунды свободного времени, но она ведь училась в обычном режиме, ей надо было ходить в школу. А сейчас можно лишь порадоваться тому, что все находятся дома, в родных стенах, у каждого есть технические возможности, чтобы зайти на любой сайт, задать вопросы учителям или консультантам. Нужно сконцентрироваться на том, что тебе важно и нужно, узнать, что у тебя хромает и постараться ликвидировать пробелы, перерыть учебники разных классов, выполнить упражнения в них и идти дальше. У выпускников 2020 есть больше времени для подготовки, а учителя никому не откажут в консультации, я уверена. Хочу особо подчеркнуть, что специалисты ФИПИ готовят подробные рекомендации по всем предметам, и не позднее 14 апреля на нашем сайте они появятся в открытом доступе. Там же, чуть позже, будут опубликованы и два варианты экзамена досрочного периода, а также, в качестве бонуса, ответы на них – чего мы не делали раньше. 

А родителям совет – не нагнетайте, берегите детей, будьте спокойны, всё получится и у вас, и у них. Время надо использовать, чтобы выспаться и подготовиться к экзамену. Имеет смысл расписать график занятости, найти время для ликвидации пробелов и для отдыха. 

Правда ли, что для дальних регионов ФИПИ готовит более трудные КИМы по ОГЭ и ЕГЭ, чтобы не пускать детей из провинции в Москвы и Санкт-Петербург?

– Нет, это миф. Каждое задание соответствует своему уровню трудности, более полугодия идёт разработка заданий в одну линию, а потом распределяются варианты. Разработчики не владеют формацией, какой вариант для какого региона предназначен, подбор для них делается автоматически. Но даже если бы кто-то и захотел облегчить или усложнить жизнь какому-то региону, это невозможно чисто технически. Поэтому неоспоримым достоинством экзамена является то, что люди, сдавшие его где бы то ни было,  могут поступать в  любой вуз страны, согласно полученным баллам.
 
Книги каких издательств ФИПИ рекомендует для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ?

– Мы стараемся не продвигать и не рекламировать никакие издательства, но принимаем на экспертизу любые пособия, гарантируя очень суровый и беспристрастный разбор. Может, поэтому смельчаков мало, в этом году свои книги на наш суд представили только два  Издательства - “Национальное образование” и “Экзамен”. Возможно, у других тоже качественная литературы, но мы об этом не знаем.

Будет ли увеличено количество обязательных предметов в формате ЕГЭ?

– Пока не планируется. Вопрос, очевидно, связан с обязательным экзаменом по иностранному языку, о чем много говорили и писали. На данный момент ничего определённого сказать нельзя, поэтому будем ждать разъяснений со стороны Минпросвещения. В любом случае, прототипом модели обязательного ЕГЭ по иностранному служит Всероссийская проверочная работа в 11 классе. И если чего и следует ожидать, то ориентироваться надо именно на ВПР.

У моих друзей нет доступа в Интернет, что им делать и как готовиться к экзаменам?

– Допускаю, что кто-то, действительно, оказался в такой  ситуации. На самом деле, что бы ни произошло, у ученика всегда есть учебник, в котором содержится вся необходимая информация, есть учитель, который поможет советом по любому каналу связи, и есть школа, где можно распечатать что-то с сайта, например, демоверсии ЕГЭ. У человека, который учился 11 лет, обязательно должно быть какая-то база знаний, и надо только освежить материал, повторить то, что учил раньше. 

Если ЕГЭ перенести на 8 июля, стоит ли ожидать новых переносов? 

– Никто не знает, как будут развиваться события. Будем надеяться на лучшее. А пока давайте останемся дома и будем готовиться к экзаменам, используя все имеющиеся возможности. 

Во избежание паники, призываем вас доверять только официальной информации, которая есть на сайте ФИПИ, Минпросвещения и Рособрнадзора. 

Фото автора