О результатах рассказал заместитель гендиректора Аналитического центра НАФИ, кандидат социологических наук Тимур Аймалетдинов в ходе онлайн-конференции «Один день из жизни мобильной школы» 24 марта.

Кто грамотнее в цифровом плане?

С помощью первого вопроса аналитики попытались понять, насколько глубоки в России стереотипы о цифровой грамотности педагогов.

– Мы спросили: если говорить в целом, кто лучше владеет цифровыми технологиями – средний российский учитель или старшеклассник? Безоговорочная победа в российском сознании у старшеклассников, – рассказал Тимур Аймалетдинов.

70% россиян уверены в том, что старшеклассник владеет цифровыми технологиями лучше среднестатистического учителя. Особенно велика доля отвечавших таким образом в Москве и Санкт-Петербурге, а также в возрастной категории до 34 лет. Последний факт социологи связывают с тем, что эти респонденты сами недавно были школьниками и студентами, а в их времена разница в уровне владения технологиями была заметна.

70% россиян ошибаются. Об этом говорят данные исследования того же Аналитического центра НАФИ, состоявшегося в 2019 году в рамках оценки цифровых компетенций педагогов, проводимой Европейской комиссией. Согласно им, индекс цифровой грамотности россиян в среднем равен 62 пунктам. У подростков 14 – 17 лет он составляет 73 пункта, у молодых людей 18 – 24 лет – 77 пунктов. Индекс цифровой грамотности школьного учителя в России составляет 87 пунктов, преподавателя вуза – 88 пунктов.

– Несмотря на стереотипы, этот уровень выше, чем у школьников и студентов, – подчеркнул Тимур Аймалетдинов. – Безусловно, здесь речь идет не только о технических навыках, а о целой рамке: это и критическое мышление, и медиаграмотность, и вопросы, связанные с цифровой безопасностью – то, в чем педагоги очень сильны, а школьники и студенты в меньшей степени.

Для оценки уровня цифровой грамотности аналитики использовали методологию, предложенную на саммите G20 в 2017 году. В основе этого подхода лежит система индикаторов: информационной, компьютерной, коммуникативной грамотности, а также медиаграмотности и отношения к технологическим инновациям.

Наставники проиграли ученикам только в одной позиции – отношению к технологическим инновациям. В ходе исследования выяснилось, что подростки и молодежь больше интересуются современными технологическими новинками.

При этом эксперты считают важным достигнуть того уровня, когда владение цифровыми технологиями учителя и ученика будет одинаково высоким.

Насколько активно учителя используют технологии?

Также у россиян спросили о масштабах цифровизации образования: какая доля школьных учителей сегодня в полной мере использует новые технологии?

И вновь высокий уровень скепсиса: более трети россиян, в том числе родителей школьников, либо убеждены, что педагоги сегодня очень мало используют цифровые технологии, либо затрудняются ответить.

– Достаточно высока доля тех, кто скептически видит эту картину, среди жителей двух столиц: в Москве и Санкт-Петербурге 46% россиян считают, что педагоги неактивно используют цифровые технологии. Также высокие показатели, существенно выше, чем по России в целом, в Северо-Западном федеральном округе, на Северном Кавказе и в Дальневосточном федеральном округе – там больше 40% жителей уверены в том, что педагоги недостаточно используют цифровые технологии, – рассказал заместитель гендиректора Аналитического центра НАФИ.

Здесь респонденты оказались ближе к истине. По результатам исследования 2019 года выяснилось, что примерно треть учителей тщательно обдумывают, как использовать цифровые технологии на пользу учащимся – для «постоянного совершенствования учебного процесса» и «внедрения инновационных педагогических стратегий». Примечательно, что самый высокий процент таких учителей (41%) – в возрастной категории 56+, а самый низкий (21%) – до 35 лет. Среди преподавателей вузов, напротив, самый высокий процент (34%) у молодежи. Стремление использовать новые технологии больше свойственно преподавателям точных наук (37%), чуть меньше – гуманитарных и общественных наук (32%) и менее остальных – учителям начальной школы (27%).

30% педагогов используют цифровые технологии в преподавательской деятельности дольше 16 лет, 24% – от 11 до 15 лет. 90% учителей, участвовавших в исследовании, отметили, что им легко работать на компьютере и других цифровых устройствах, 69% интересуются новыми приложениями, программами и ресурсами.

В целом аналитики оценили уровень использования ИКТ учителями в педагогической деятельности как средний – на 48 баллов из 88. Школьные учителя компетентны в вопросах обмена информацией с коллегами из других школ с помощью цифровых технологий, в повышении уровня своей квалификации с помощью онлайн-обучения. Для них свойственно сознательное и безопасное использование цифровых технологий в образовательном процессе. Также они характеризуются заботливым отношением к ученикам, «которое проявляется в выявлении индивидуальных особенностей и потребностей детей в рамках учебного процесса».

«Цифра» мешает или помогает?

Наконец, у россиян спросили, как в принципе они относятся к активной цифровизации обучения: идет ли она на пользу учебному процессу, повышая качество образования школьников, или, напротив, мешает?

– Две трети россиян сказали, что идет на пользу. Треть – скептики – считают, что цифровые технологии, напротив, мешают школьному образованию, – рассказал о результатах Тимур Аймалетдинов.

Эксперты проанализировали категории респондентов, которые заявили об отрицательном влиянии цифровизации. Как ни странно, наиболее критично к ней относятся россияне 35-44 лет. Еще одна примечательная тенденция: в целом 25-34-летние россияне относятся к «цифре» в школе нормально. Но если речь идет о родителях учеников, картина в этом возрасте резко меняется в отрицательную сторону. То есть, отношение молодых россиян к цифровизации образования серьезно ухудшается, когда их дети становятся школьниками.

– В сегменте самых молодых родителей школьников наблюдается наибольшее противоречие. У 25-34-летих людей, активных пользователей цифровых технологий, которые родились, получали образование в эпоху массовой цифровизации общества, у них наиболее критическое отношение к тому, что происходит. Именно молодые родители демонстрируют негатив, – прокомментировал эксперт.

По его словам, можно по-разному относиться к переходу на удаленное обучение, который мы видим сейчас, но жизнь сама подсказывает, что такие форматы рано или поздно пригодятся. В завершение Тимур Аймалетдинов пригласил педагогов поучаствовать в новом опросе, на этот раз посвященном дистанционному обучению в школах.


Основные рекомендации педагогам по результатам исследования Аналитического центра НАФИ (2019 г.)

"Для повышения уровня цифровой грамотности российским педагогам необходимо самостоятельно развивать знания и навыки использования современной компьютерной техники и программного обеспечения, инновационных устройств (гаджетов и приложений), менять и развивать установки в отношении восприятия пользы современных технологичных устройств, а также в области верификации информации из открытых интернет-ресурсов и СМИ.

В целях достижения более широкого использования цифровых технологий в учебном процессе и достижения уровня Лидера и Новатора каждый педагог должен лично стремиться к развитию, обмену опытом, всё бóльшему внедрению современных технологических достижений в образовательную деятельность.

Повышение уровня осведомленности об инновациях, получение опыта использования новых цифровых технологий и инструментов, вовлечение школьников и студентов в практику применения цифровых технологий в учебном процессе, обмен опытом с коллегами позволит повысить личный уровень цифровой компетентности каждого педагога. Использование современных методик оценки личного уровня цифровой грамотности, а также ИКТ-компетенций позволит педагогам отслеживать собственный прогресс и выстраивать индивидуальную стратегию развития".

Фото в топе Вадима Мелешко